№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Гиматова Руслана Раушановна

cтудент ИУ УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент Е.Ю. Витюк,
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

МЕНЕДЖМЕНТ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ


УДК: 72.01

Развитие городской среды – главный вопрос на протяжении всей истории градостроительства. Однако до сих пор нет его универсального определения, одинаково понимаемого в различных областях науки.

Ключевые слова: городская среда, детские игровые площадки, дворовое пространство


По мнению экологов, городская среда – место жизнеобитания человека, которое представляет собой симбиоз природной и искусственно созданной человеком среды. Её формированием занимаются архитекторы, дизайнеры, специалисты, входящие в состав управляющих городских органов и многие другие. Социологи считают городскую среду реальным пространством обитания, от которого во многом зависит не только настроение, микроклимат, но и вся система общественных отношений [3].

К элементам городской среды можно отнести: здания и сооружения, инженерную инфраструктуру, транспортную инфраструктуру и средства передвижения, благоустройство, систему озеленения. Конечно, и жители города являются её неотъемлемой частью. Насколько эстетична и экологична будет городская среда, настолько благополучен и здоров будет человек, живущий в этой среде.

Проблема организации и управления городской средой волнует архитекторов, художников, дизайнеров и других специалистов смежных профессий с момента образования города как типа поселения.

Для того чтобы решение этих проблем городской среды было оптимальным, необходимо структурировано организовать сам менеджмент урбанизированной среды.

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей системы путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей [2].

Применительно к городской среде менеджмент может предстать в нескольких видах:
- финансовое управление (распределение средств бюджета);
- выстраивание функциональных связей отдельных территорий;
- управление проектным решением с учетом влияния среды на психо-эмоциональное и психофизическое состояние человека (генеральный план развития города);
- управление поведением людей в городской среде.

Если первые два «вида» активно применяются, то третий только формируется, во многом благодаря появлению архитектурной семиотики и таким работам теоретиков градостроительства и архитектуры как «Образ города» К. Линча или «Научные методы в архитектуре» Н.Фридмана [6].

Рассмотрим менеджмент городской среды на примере детской игровой площадки.

Проблема нехватки детских площадок в городской среде актуальна, пожалуй, для всех россиян. И Екатеринбург — не исключение. «Лихие девяностые» лишили большинство домов дворов, и во многих случаях оказалось, что навсегда. В последнее время ситуация начала изменяться в положительную сторону. Но вопрос менеджмента игрового пространства остается главной проблемой не только для заинтересованных в данный момент потребителей (родителей и детей), но и всех жителей города.

О демографическом кризисе и путях выхода из него сейчас говорят довольно много. Этот вопрос стал темой отдельного национального проекта, предусматривающего огромное финансирование на решение целого ряда вопросов (материнский капитал, например)[5]. Однако «выход» из кризиса заключается не только в увеличении числа детей, но и в создании для них комфортных условий.

Для детей двор ─ это место, в котором они находят себе новых друзей, укрепляют дружбу, учатся выстраивать отношения и определять своё место в социуме. Поэтому вопросы безопасности, порядка и эстетичности пространства для детей должны стоять на первом месте.

Физическое состояние игрового оборудования подвергается регулярному визуальному, функциональному и ежегодному основному осмотрам. Их периодичность устанавливается в Национальном стандарте РФ[4].

Что касается эстетической стороны вопроса, то детские площадки во многих дворах не интересны для детей, физически и морально устарели или отсутствуют вообще.

Детские площадки должны притягивать детей, чтобы им хотелось находиться на данной территории.

Целью менеджмента детской игровой площадки является контроль условий гармоничного развития ребенка.

Объектом исследования является локальное городское пространство, предметом – технология и методы управления (менеджмент) формированием и развитием городского пространства.

Среди функций менеджмента стоит выделить ряд наиболее важных для данного исследования:
• управление,
• контроль,
• прогнозирование,
• планирование,
• анализ.

Рассмотрим наиболее подробно методы управления и контроля городского пространства.

Можно выделить следующие методы управления:

1. Архитектурный проект организации пространства.
2. Контроль за реализацией архитектурного проекта.
3. Контроль состояния пространства.
4. Корректирующие меры, принимаемые в результате анализа функционирования пространства.

Методы контроля пространства можно рассматривать по двум направлениям: методы контроля, направленные на поведение людей, и методы контроля, направленные на состояние оборудования, являющиеся частью архитектурного пространства.

Методы контроля, направленные на поведение людей:

• цвет (влияет на психо-эмоциональное и физическое состояние, а значит, и поведение людей. Например, красный - возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет; зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на человека) [1];
• взаиморасположение элементов (удобство передвижения, сохранение визуальных связей, психо-эмоциональное восприятие предметно-пространственной среды);
• учет спектра дополнительного оборудования (например: урны, ограждения);
• наличие в пространстве элемента «неожиданности», т.е. объектов, вызывающих положительные эмоции, удивление и радость от их присутствия на данной территории (например: скульптура, необычные элементы дизайна в виде известных сказочных героев, разнообразие тактильных ощущений, музыка и прочее) [7].

Одной из первых характеристик окружающего мира, которые познают дети, является цвет. Цвета влияют на настроение и поведение детей на игровой площадке. Одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Так, красный цвет ассоциируется с вызовом, опасностью, и поэтому ограждение детской площадки от проезжей части может иметь красный цвет. Игровое оборудование может быть оранжевым или желтым, так как это цвета хорошего настроения, оптимизма, физического и психологического здоровья. Зеленые насаждения очень благоприятно влияют на настроение и поведение детей и их родителей, так как постоянно напоминают о природе, успокаивают, расслабляют и настраивают малыша на искренность.

Взаиморасположение элементов игрового пространства стоит далеко не на последнем месте, так как необходимо, чтобы дети были в поле зрения родителей в целях их безопасности, и сложные пути передвижения будут препятствовать ориентации ребенка на детской площадке. Помимо этого, интересное композиционное решение, то есть порядок расположения объектов на ограниченной территории, способствует повышению эстетических функций и качества пространства.

Методами контроля, направленными на состояние оборудования, являются: регулярный визуальный осмотр, функциональный осмотр, ежегодный основной осмотр.

Регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например: разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования). Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов конструкции оборудования. Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования, т.е. наличие гниения деревянных элементов, наличие коррозии металлических элементов, влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования[4].

Рассмотрение менеджмента детской игровой площадки через основные функции архитектурного пространства раскрывает все значимые составляющие, необходимые для эффективного менеджмента.

Жизнь на детской площадке обычно бьет ключом: у детишек свои заботы, первые друзья, новые игры. У площадки ─ свои законы, войны и перемирия, времена затишья и громких бурь. Но главным, основой этой красочной мозаики являются играющие на площадке малыши ─ насупленные и веселые, тихие и шумные, с их трогательными первыми шагами, открытыми улыбками и громким ревом. С их первой «пробой на вкус» удивительной сферы человеческих взаимоотношений, которая сыграет такую важную роль в их дальнейшей судьбе. Поэтому архитектурное пространство, создаваемое для них, должно не только отвечать существенным требованиям, но и подвергаться контролю и управлению как на стадии разработки и реализации, так и в процессе эксплуатации, что соответствует основным положениям менеджмента.

Управление развитием городской среды (не только детской игровой площадкой) необходимо не только во время проектирования и реализации архитектурного проекта, но и в период эксплуатации элементов урбанизированного пространства, так как оно динамично и претерпевает постоянные изменения под воздействием внешней среды. Кроме того, потребитель ─ также субъект не постоянный: меняются вкусы, стереотипы, потребности. Чтобы система была устойчива, её форма должна постоянно соответствовать содержанию, то есть трансформироваться вслед за ним. Поддержка этого процесса возможна только через постоянный контроль, анализ и корректирующие меры.


Библиография

  1. Агранович-Пономарева Е. С. Архитектурная колористика: практикум: учеб. пособие для вузов / Е. С. Агранович-Пономарева, А. А. Литвинова. ─ 2-е изд. ─ Минск : Технопринт, 2002. – 122 с.: ил.
  2. Афоничкин А.И. Менеджмент. Общие вопросы: учебник для вузов / А.И. Афоничкин – Питер, 2007
  3. Городская среда [Электронный ресурс] / Концепция развития СПб до 2020 года: блог. ─ Режим доступа: http://spb2020.livejournal.com/2445.html (дата обращения 23.02.2012)
  4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52301-2004. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования.
  5. Серова Е. Недетские проблемы детских площадок/ Серова Е. //АиФ Псков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/pskov/1442/03_02 (дата обращения 23.02.2012)
  6. Фридман Н. Научные методы в архитектуре / Н.Фридман.─ М.: Стройиздат, 1983. ─ 160 с., ил. 7. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2006. – 384 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017