№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Романова Полина Анатольевна

магистрант УГТУ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент В.П. Усова,
Ульяновский государственный технический университет,
 г. Ульяновск, Россия

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ 18, 19 МИКРОРАЙОНОВ Г. УЛЬЯНОВСКА


УДК: 711.585

В статье рассмотрена необходимость комплексного подхода к развитию старых городских районов. Значительное внимание уделено исследованию архитектурно-планировочных принципов, на основе которых формируется модель композиционно-планировочной организации территории микрорайонов и прибрежной зоны.

Ключевые слова: концепция развития, комплексная реконструкция, благоустройство, преобразование территории


В современных городах России одна из актуальных тем градостроительства сегодня – проблема комплексного развития и реконструкции старых микрорайонов. Такое преобразование, в свою очередь, ведет не только к уплотнению и модернизации жилой застройки, но и к реконструкции и расширению инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов торговли, быта и т.д. Современное состояние старых городских районов крупных и средних городов характеризуется, как правило, низкой плотностью существующей застройки и нерациональным расположение объектов социально-культурного обеспечения, коммунального хозяйства и транспортного сообщения.

Уплотнение городской застройки имеет высокую социально-экономическую целесообразность. Комплексная реконструкция старых жилых кварталов не только уплотняет застройку, изменяет ее архитектурный облик, но существенно и кардинально улучшает условия проживания и обслуживания населения, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических, пожарных, экологических норм и требований.

Мировой опыт реконструкции старых городских районов также подтверждает актуальность выбранного направления – комплексной реконструкции старых кварталов за счет уплотнения существующей застройки при одновременном обновлении существующего жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства территории, строительстве торгово-производственных и спортивно-оздоровительных учреждений [3].

В современных социально-экономических условиях прибрежные зоны, являясь частью городских территорий с различной степенью урбанизации, обладают градостроительным и природно-ландшафтным потенциалом, реализация которого может быть более эффективной в ситуации комплексного развития территории [2].

18 и 19 микрорайоны являются одними из самых ценных и в тоже время проблемных территорий г. Ульяновска. Эта территория имеет выгодное месторасположение и обладает высоким градостроительным потенциалом. Она находится на периферии центральной части Ленинского района. С восточной стороны протекает река Свияга в направлении с юга на север, а с западной стороны расположена магистральная дорога и промышленная зона (рис. 1).

Рис.1

Главной проблемой территории является ее запущенность. Практически отсутствуют благоустроенные дворы. На месте детских площадок располагаются гаражи, автомобильные стоянки. Существенной проблемой также является отсутствие в этих районах связанных пешеходных путей: аллей, бульваров. Исследуемая территория испытывает острый дефицит общественных пространств, предназначенных для отдыха горожан: скверов, парков, площадей. Можно отметить слабое развитие набережной, отсутствие благоустроенного пляжа, заболоченность.

Анализируя транспортную инфраструктуру, сталкиваешься с такими проблемами как тупиковые проезды в огромных кварталах; отсутствие связанной дороги вдоль набережной; несанкционированные автомобильные парковки.

Помимо этого, территория характеризуется общегородскими проблемами – хаотичная, непродуманная застройка 60-70-х гг., отсутствие связи города и реки.

Территория, обладающая большим градостроительным и природно-ландшафтным потенциалом, является спальным районом.

Задачами комплексного развития определяется функциональное назначение преобразуемых территорий. Одной из задач является функциональное оживление района с затухающей социальной активностью за счет создания новых магнитов притяжения. Функциональное зонирование охватывает вопросы развития озеленения и благоустройства территорий, в том числе поиска территориальных резервов для организации новых малых садов и зеленых карманов, благоустройство набережной, что является актуальным для этого района, и обустройство пешеходных зон [4].

Архитектурно-планировочная концепция развития 18 и 19 микрорайонов заключается в улучшении качества городской среды за счет создания более четких пространственных границ кварталов; развития общественных функций внутри микрорайонов; а также создания набережной зоны с развитой инфраструктурой, которая призвана привлечь жителей города (рис. 2).

Рис.2

Развитие территории с уже сформированной застройкой решается за счет планировочной организации общественных зданий, обеспечивая приближенность к жилым группам дошкольных учреждений, а также магазинов и другого обслуживания первой необходимости. Проектом предусматривается снос гаражей и неэксплуатируемых сооружений, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, к ним относятся: здание детского сада, здание КБО и недостроенный спортивный манеж. Для хранения автомобильного транспорта проектом предлагается два многоярусных паркинга, подземные стоянки в дворовых пространствах с озелененными и благоустроенными крышами, открытые стоянки вдоль основных улиц, насыщенные общественными функциями, а также на территории промышленной зоны располагается гаражный комплекс, предусматривающий машино-места для данной территории.

Композиционный принцип обновления территории сводится к возведению новых пространственных ориентиров, т.е. доминант и акцентов, за счет повышения этажности жилых домов башенного типа на ул. Аблукова, ул. Артема и ул. Смычки. Такая надстройка задаст новый масштаб, способствующий обновлению внешних панорам и силуэтов района [4]. Внутренняя объемно-пространственная композиция складывается за счет модернизации типовых жилых домов хрущевских времен.

В организации планировочной структуры были созданы визуальные оси, по которым происходит формирование пешеходного каркаса, раскрывающегося на набережную (рис. 3). Главным звеном пешеходного каркаса являются бульвары, проходящие в каждом из микрорайонов и вдоль всей набережной р. Свияги. Параллельно бульварам проходят дорожки для велосипедистов и роллеров. Пешеходные узлы связаны благоустроенными аллеями и скверами.

Рис.3

В проекте реконструкции транспортно-планировочной сети города предлагается уровнять основные категории улично-дорожной сети по их линиям протяженности для создания равномерности потоков. Планировочная структура предусматривает связь двух берегов за счет устройства новых транспортного и пешеходных мостов.

Функциональная структура преобразуемой территории предполагает развитие общественной функции на протяжении всей набережной и вдоль основных улиц микрорайонов.

Одной из основных идей проекта является формирование престижного спортивно-общественного центра на территории набережной, насыщенного разными общественными и спортивными функциями. На месте недостроенного спортивного манежа проектом предусмотрено создание концертного зала с главным фасадом, раскрывающимся на набережную р. Свияги.

Схема прибрежной зоны предполагает «узловую» композиционно-планировочную организацию территории, где сформированы ландшафтно-композиционные узлы с увеличением доли общественных зон и объектов повседневного отдыха [2].

Прямой участок набережной от автомобильного моста до поворота р. Свияги представляет собой разреженную застройку, чередующуюся с благоустроенными озелененными пространствами. Объекты рассредоточены таким образом, чтобы не перекрывать вид из микрорайонов на реку. Они имеют необычную форму, что позволяет им разнообразить скучную застройку жилых домов и сформировать новый, узнаваемый силуэт набережной. Функциональное наполнение зданий включает в себя торгово-развлекательный комплекс, спортивно-общественный центр, торговый пассаж, а также торгово-выставочные пространства, интегрированные в рельеф. Здесь же располагается парк с аттракционами, благоустроенный городской пляж с лодочной станцией, летний театр, рестораны и кафе. За поворотом реки территория набережной значительно сужается, в связи с этим здесь предусмотрено размещение пешеходного бульвара, выходы на пирсы и смотровые площадки, с размещением на них ресторанов и кафе.

Предлагаемая концепция развития территории – это вариант успешного устойчивого развития города. Город – живая, постоянно изменяющаяся, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Новые элементы, предлагаемые проектом, обновят реанимируют и дадут новый стимул к раскрытию огромного потенциала этой территории, которая будет привлекательна для проживания, работы, обучения и отдыха.


Библиография

  1. Гутнов А.Э. Сичтемный подход в изучении города: основания и контуры теории городского развития / А.Э. Гутнов // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. – М.: Наука, 1985. – 360с.
  2. Летвинов Д.В. Градоэкологические принципы развития прибрежных зон: автореф. дис. ... канд. архитектуры /  Д.В. Летвинов. – СПб., 2009.
  3. Возведение зданий в условиях комплексной реконструкции городских районов[Электронный ресурс] / Подземное строительство. – Режим доступа: http://steyj.ru/vozvedenie_zdanii_v_uslovijh_kompleksnoi-2.html  
  4. Планировочные принципы градостроительной реконструкции [Электронный ресурс]/ oborudka.ru – Режим доступа: http://www.oborudka.ru/handbook/468.html


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017