№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Гусева Марина Дмитриевна

аспирант ЦНИИЭП жилища
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор С.В.Ильвицкая,
Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий («ЦНИИЭП жилища»),
г. Москва, Россия

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ МОНАСТЫРСКИХ КОМПЛЕКСОВ КОЛОМНЫ


УДК: 726

В статье рассматривается проблематика соответствия фактически проводимой реконструкции монастырей современным проектным требованиям, а также архитектурному стилю. Дана характеристика состояния и перспектив реконструкции монастырей г. Коломны. Представлены рекомендации по анализу сложившихся функциональных зон при реконструкции монастырских комплексов и обеспечению преемственности архитектурного стиля.

Ключевые слова: архитектурный ансамбль, храмовый комплекс, монастырский комплекс, храмовая архитектура, функциональные зоны


В настоящее время в связи с возрастающей активностью Русской Православной Церкви в области реконструкции существующих монастырей и проектирования новых, все более актуальной становится проблема несоответствия существующей архитектурно-проектной нормативной базы и современных требований. Восстановление и новое строительство храмовых комплексов довольно часто проводится под руководством не специалистов, без учета архитектурного стиля и эпохи построек. Такой подход нарушает гармонию восприятия архитектурного сооружения в контексте окружающей исторической застройки, теряется преемственность и связь времён.

Архитектурные ансамбли существующих монастырей в большинстве случаев развивались постепенно, достраивались и частично перестраивались. Нередко здания монастырей разрушались в результате войн и пожаров, а затем восстанавливались. В начале советской эпохи монастырские сооружения не только разрушались в большом количестве, но и переделывались под чуждые им функции. В постсоветское время началось бурное восстановление монастырей. Сейчас наиболее важными функциями монастырей, помимо молитвы, являются духовное просвещение и нравственное возвышение населения, а также оказание помощи страждущим.

Одним из характерных примеров такого развития являются монастыри г. Коломна. Автором данной статьи были осуществлены поездки в подмосковный город Коломну с целью изучения архитектуры существующих монастырских зданий и комплексов, их развития в условиях современного города, а также ознакомления с бытом, современными функциями, выполняемыми монастырями и влиянием современной деятельности монастырских общин на архитектуру зданий. Для этого в ходе поездок было намечено проведение опроса духовенства и прихожан монастырей, фотофиксация. Рассказать о монастырях своего города согласились иеромонах Григорий – клирик Брусенского Успенского женского монастыря и экскурсовод – студент старшего курса Коломенской духовной семинарии. В Коломне четыре монастыря. Бобреневский мужской монастырь, два женских монастыря в Кремле (Брусенский Успенский и Ново-Голутвин) и Старо-Голутвин мужской монастырь.

Самым древним монастырем Коломны является Брусенский Успенский женский монастырь (рис.1). Он расположен в историческом центре города – в Кремле. Главный храм монастыря – шатровый Успенский храм. После Большого Московского собора, 1666 г. таких храмов уже не строили. Сохранилось всего несколько памятников шатровой храмовой архитектуры, например, в Москве храм Вознесения, а также в Подмосковье, в Коломенском районе сохранился заброшенный шатровый храм в селе, в котором почти никто не живет. Изначально монастырь был мужским, затем, после Смутного времени до начала XVII в. он возродился как женский монастырь. Возможно, до XVI века здесь уже был монастырь. Основанием для предположений являются найденные захоронения, датированные 1552 г. Соответственно, и церковь была раньше, т.к. захоронения производились у храмов. Успенский храм построен в 1552 г., и в течение многих столетий он был основным храмом монастыря. Храм много раз переделывался. Есть заложенные окна и двери. Считается, что храм сохранился благодаря своим маленьким размерам (внутреннее пространство центральной части храма составляет около 6 кв.м). Сейчас окна-бойницы переделаны под XVI век, а в XIX веке, в 1883 г., после реставрации храм имел большие широкие окна и кокошники. До 1917 г .в Успенском храме был второй ярус, о чем свидетельствует сохранившаяся у основания шатра дверь. Сейчас внутри храм ничем не разделен на ярусы, стены и шатер образуют единое внутреннее пространство. В храме не было придела, как сейчас, вместо него была довольно большая трапезная, вмещавшая до 100 монахинь.

Рис.1. Брусенский Успенский женский монастырь

Позже, в 1851-1856 гг., был построен Крестовоздвиженский собор. В свое время здесь было еще 5 деревянных храмов. До революции в Брусенском Успенском монастыре было около 100 сестер с послушницами кандидатками. В монастыре жило до 200 девиц. А сейчас, по официальным документам, проживает одна настоятельница. Есть еще люди в общине при монастыре, но их можно причислить к активным прихожанам, которые могут поменять приход, и к монастырю они не приписаны. Вокруг храма были устроены келейные корпуса, которые представляли собой невысокие одноэтажные деревянные корпуса. Их было около 20. В них жили монахини. Некоторая часть монахинь оставалась жить здесь до 60-х годов XX века, уже после закрытия монастыря. Но большинство попали в ссылки, шестерых расстреляли на Бутовском полигоне. До наших дней дошел только один келейный корпус, в котором сейчас проживает настоятельница монастыря. С запада от Успенского храма сохранился игуменский корпус, после революции в нем располагалась трапезная. Все перечисленные строения принадлежали монастырю, но до сих пор еще не все вопросы о передаче строений и монастырских земель Церкви решены с государством. Часть территории монастыря сейчас занята теннисными кортами. До революции за пределами города у монастыря были подворья с сельхозугодьями. Начиная с 1919 г., монастырь закрывался поэтапно и в 1922 г. был окончательно закрыт. После революции до 1997 г. в храме был музей. В настоящее время при крайней малочисленности монахинь (насельниц) монастырская деятельность сводится к основному послушанию монахов – молитве. Брусенский Успенский монастырь называется сегодня монастырем, только согласно своему юридическому статусу.

По соседству с Брусенским Успенским располагается Ново-Голутвин женский монастырь (рис.2), он находится также на территории Коломенского Кремля. До 1799 г. Ново-Голутвин монастырь был Архиерейским домом. В нем располагалась Коломенская резиденция Епископа. Затем кафедру перенесли в Тулу, образовался Ново-Голутвин монастырь, в который при основании перевели братию из Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. В монастыре в настоящее время проживают больше 100 насельниц. Развито сельское хозяйство, животноводство, собаководство, ремесла. Для паломников устроена гостиница в половине келейного корпуса. Есть бесплатное профессиональное медицинское обслуживание. Так сложилось, что Ново-Голутвин монастырь бурно поднялся в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века. Сейчас в православных храмах города Коломна немного прихожан, они составляют примерно 10 %. от населения. Но много приезжих. Город Коломна восстановил статус духовного центра.

Рис.2. Ново-Голутвин женский монастырь

За рекой от Кремля в честь победы на Куликовом поле в 1380 г. был построен Бобреневский монастырь (рис.3). Сам Сергий Радонежский был на открытии, благословлял. Это был форпост на юго-восточных рубежах Московии. В то время за рекой начиналось враждебное Рязанское княжество. Монастырь играл оборонительную роль.

Рис.3. Бобреневский монастырь

От Успенского Брусенского монастыря можно проехать 8 км по Астраханской дороге, через Москву-реку до Старо-Голутвина монастыря (рис.4). Старо-Голутвин монастырь расположен над устьем, там, где Москва-река впадает в Оку. Монастырь основан в 1385 году. В нем действует Коломенская духовная семинария, которая до 1799 года находилась в Кремле, в Ново-Голутвином монастыре. В 1885 году 15 октября, Старо-Голутвин монастырь посетила Екатерина II. Ей все так понравилось, что в благодарность за щедрый прием она, вместо изъятия земель, подарила яблоневый сад, который в 1920 г. был вырублен. Несколько лет назад было принято решение на этом месте устроить новое здание семинарии, хотя это монастырская территория.

Рис.4. Старо-Голутвин монастырь

Сейчас на этой территории возведен комплекс (рис.5), работы по благоустройству предполагается завершить в апреле 2012 года [1]. Комплекс состоит из учебного здания, здания для проживания семинаристов и храма. Все три здания: храм, учебный корпус и жилой корпус объединены между собой. Также здесь располагается трапезная. Если старые жилищные условия семинаристов были крайне неудобные (например, студенты 1 курса, жили все вместе, по 20 человек в одной комнате), то в новом здании 2-местные комнаты, в каждой из которых оборудован санузел. В настоящее время помещения душевых и баня расположены в отдельном корпусе. Новый храм, построенный вместо семинарского храма, располагается во втором ярусе колокольни, еще безымянный. Прежний семинарский храм посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы [2]. Новый, предположительно, будет освящен во имя прп. Феодосия Коломенского, мощи которого находятся в монастыре, в Богоявленском соборе. После завершения строительства комплекса два здания, в которых сейчас располагаются семинарские помещения: административный корпус с учебными аудиториями и корпус для проживания семинаристов, перейдут в непосредственное ведение монастыря. Однако для двух насельников-монахов, которые здесь живут, нет необходимости в таком количестве помещений. Проектом предусмотрено один из корпусов, который используется сейчас для проживания семинаристов, переоборудовать в гостиницу для паломников.

Рис.5

Паломничество – это положительно развивающийся процесс. В Старо-Голутвином монастыре с каждым годом, увеличивается число паломников. Здесь много святынь. В подклете собора осталась могила первого игумена этого монастыря – преподобного Григория Голутвинского и камни храма, построенного на месте Богоявленского собора в конце XIV века, которые носил сам преподобный Сергий Радонежский (в народе именуется «камешки Преподобного»). До закрытия монастыря в 1936 г. (по некоторым данным 1939 г.) сюда приезжали паломники со всей страны. На территории монастыря в одной из башен был источник, появившийся молитвамb преподобного Сергия. Эта вода особенно славилась целебной помощью при болезнях конечностей. Люди, страдающие параличом, болезнями рук, ног, приезжали сюда. В советское время колодец был засыпан, зацементирован. В наше время приглашали гидрологов, чтобы восстановить колодец, но они пришли к выводу, что вода ушла из этого места также неожиданно, как в XIV в. здесь появилась.

В 1700 году была произведена реставрация, перестройка Богоявленского собора, построенного в XIV веке. Собор однопрестольный, т.е. в нем может совершаться только одна Божественная литургия в день. В монастыре или в городе один из храмов называется собором, потому что каждый день во всех храмах обычно идет литургия, но в воскресенье и в праздники из всех храмов люди собирались вместе в один собор. В будни происходят литургии 2 раза: в Сергиевском храме и в семинарском храме. А в воскресенье и монахи, и прихожане монастыря, и семинаристы собираются в соборе, совершают совместную молитву. Самой характерной архитектурной особенностью данного храма является наличие галереи. Построена она уже чуть позже, в XVIII веке, по проекту М.Казакова. Надо сказать, что местные жители довольно негативно отнеслись к ее постройке, назвали презрительно галерею «гульбищем», она отвлекала их от молитвы, хотя известно: «гульбище» – это принятый термин, относящийся к древнерусской архитектуре. Однако сохранились некоторые негативные отзывы в литературе того времени – коломенцы неоднозначно восприняли перестройку собора [3]. Внутри – пятиярусный иконостас, нехарактерные для московской школы большие паникадила.

В результате поездки в Коломнуавтором было отмечено колоссальное количество исторических фактов, сохраняемых монастырями в литературе и устном предании, но очень слабо отражающихся в архитектуре зданий и на территории ансамблей. Кроме того, архитектура монастырских комплексов развивается подчас непродуманно, без учета уже имеющихся построек и их функциональных назначений. Требуется исследование архитектурно-планировочных принципов устройства городских монастырских комплексов в их историческом развитии, с учетом функционального назначения зданий и сооружений в условиях восстановления статуса монастыря как социально значимого объекта в современном городе. Таким образом, при новом строительстве на территории существующих монастырей необходимо учитывать сложившиеся функциональные зоны и соблюдать преемственность с архитектурным стилем комплекса; предусматривать новые функциональные связи между монастырем и новыми зданиями за его пределами; разделять потоки людей, а именно: насельников монастыря – паломников и гостей; а также соблюдать церковную каноническую соподчиненность храму – главному центру комплекса всех окружающих зданий.

На примере Старо-Голутвина монастыря выявлен правильный подход к устройству нового здания семинарии на примыкающей территории, отделенной от основной части монастырского комплекса стеной, что дает возможность учебному заведению жить своей жизнью. В условиях развития монастыря, когда мало монахов, допустимо устройство гостиницы на территории монастырского комплекса, но надо выделять функциональные зоны для разделения монашествующих и мирян. Впоследствии, при увеличении количества монахов, рекомендуется паломническую гостиницу вынести за пределы монастыря, а в оставшемся здании можно устроить гостиницу для приезжающих священников и монахов.

 


Библиография

  1. Коломенская православная духовная семинария [Электронный ресурс] / сайт семинарии. – Режим доступа: http://www.kpds.ru/site/news2/news15.htm  
  2. Богоявленский Ново-Голутвин мужской монастырь [Электронный ресурс] / сайт монастыря. – Режим доступа: http://starogolutvin.ru/sobitia.html


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017