№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Сумарокова Светлана Сергеевна

студент ВоГТУ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор И.К.Белоярская,
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»,
г. Вологда, Россия

РЕКОНСТРУКЦИЯ СПАСО-СУМОРИНА МОНАСТЫРЯ В ГОРОДЕ ТОТЬМЕ


УДК: 726.7:72.02

Роль православных монастырей Русского Севера в развитии и становлении личности русского человека очень высока. Уникальный комплекс Спасо-Суморина монастыря – один из лучших образцов древнерусского ансамблевого зодчества. Воссоздание и сохранение памятника истории и духовной культуры возможно при грамотном подходе к его современному использованию. Большая территория позволяет предложить несколько функций соответственно зонированию монастырской территории: паломнический, познавательный, исторический туризм, развлекательные функции и музеефикация отдельных зданий.

Ключевые слова: храмовая архитектура, монастырские комплексы, архитектурный ансамбль, реставрация, реконструкция


На протяжении истории православия монастыри выполняли важную миссию социального и духовного развития общества. Они являлись центрами и распространителями веры, просвещения, культуры и хранителями ценных архитектурно художественных памятников.

Следует отметить, что места размещения храмов и монастырей периода Киевской Руси не были случайны и базировались, в основном, на территориях существовавших до этого капищ и погостов. Как правило, это были открытые для панорамного восприятия пространства, доминирующие в природном ландшафте. Более того, при выборе места под закладку монастыря считалось исключительно важным найти участок, расположенный не просто у реки (как правило, судоходной). Было очень удачным, если оно было на слиянии двух рек. Особенно этого придерживались в XIV и начале XV веков – это было золотое время в истории основания монастырей [2, С. 17 - 20].

Часто посещаемый туристами комплекс Спасо-Суморина монастыря находится в трех километрах на северо-запад от центрального ядра города Тотьма Вологодской области и расположен на мысу между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Монастырь был основан в 1554 году монахом Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосием Сумориным. В 1542-1543 годах он был отправлен в Тотьму для руководства работами по восстановлению соляных варниц Спасо-Прилуцкого монастыря.

Окончательно ансамбль сформировался к концу XIX века (рис.1). Перестройка практически всех зданий и сооружений производилась в нач. XIX века, в результате чего монастырь получил ансамблевую завершенность и стилевое единство, а активное взаимодействие с окружением превратило его в уникальный градо-ландшафтный комплекс. Спасо-Суморин монастырь является редким примером ансамбля, выполненного в едином стиле – классицизм, не только в Вологодской области, но и среди русских православных монастырей [1, С.60-67].

Рис.1. Панорама монастыря XIX века

Главную роль в ансамбле играет Вознесенский собор. Первоначально это был деревянный двухъярусный храм с одной главой, возникший после 1690 года. В 1825 он представлял собой своеобразный памятник зрелого классицизма, выполненный из кирпича на достаточно высоком профессиональном уровне. Эта монументальная, значительных размеров постройка безраздельно господствует в общей панораме монастыря и особенно эффектно смотрится из-за речки. Из всех существующих зданий монастырского комплекса выделяется своим псевдорусским стилем соборный храм Спаса Преображения. Эта главная постройка обители довольно невелика по своим размерам и явно проигрывает по сравнению с расположенным рядом храмом Вознесения. Правда, так было не всегда: вплоть до конца XVIII века собор выступал доминантой комплекса. Возникший при основании монастыря собор первоначально представлял собой шатровое здание с трапезной, характерное для деревянных построек севера того времени. Свой нынешний облик здание приобрело после коренной перестройки в 1876-1880-х годах. Корпуса келий – настоятельский и братский – были возведены в течение XIX века. Крупный настоятельский корпус в два этажа с мощным рустованным «подиумом» возвышается над речкой Песьей Деньгой. Во второй половине XIX века он был расширен с юга пристройкой с домовым храмом. Также скромен и строг низкий одноэтажный корпус братских келий, возникший около 1830-х годов. Его центр отмечен небольшой надстройкой с мезонином. Справа от ворот, на невысоком холме над речкой, расположена бывшая гостиница для богомольцев. Построенная в третьей четверти XIX века, гостиница сохранила позднеклассические формы [3, С.328-333].

Во время преддипломной практики нами были проведены натурные обследования памятника, выполнены обмеры и фотофиксации.

В настоящее время часть построек ансамбля находится в аварийном состоянии. Утрачена доминанта ансамбля – колокольня (рис.2). Она являлась неотъемлемой частью парадной панорамы города Тотьма со стороны реки, была завершающим элементом в ритме высоток этой панорамы. Также разрушена западная, южная и большая часть восточной стены ограды, юго-восточная и северо-западная башни, утрачено пятиглавие Спасо-Преображенского собора, разрушена Успенская церковь.

Рис.2. Современный вид

С восточной стороны у стены монастыря находится спортивная площадка. С севера и запада монастырь ограничивает жилая застройка в два этажа. На территории, в здании настоятельских келий, находится открытое хранение фондов ТМО.

Восстановление монастыря и создание на его основе музейно-туристического центра поможет предотвратить дальнейшее разрушение монастырских построек и привлечь внимание не только жителей города, но и всего региона. Восстановление утраченного образа Спасо-Суморина монастыря в рамках создания центра туризма является довольно актуальным, поскольку познавательная функция туризма состоит в числе наиболее популярных среди туристов.

В связи с этим предлагается воссоздать комплекс Спасо-Суморина монастыря в его исторических параметрах и создать на его основе центр паломнического и познавательного туризма.

Так как монастырь должен стать местом стечения как паломников, так и туристов, предлагается организовать две зоны на территории монастыря (рис.3). Организация зоны для познавательного туризма предлагается исходя из наличия развлекательных функций. Поэтому в этой зоне предлагается размещение гостиничных номеров для туристов в здании бывшего гостиничного корпуса, а в северной части здания бывших братских келий касс, мастерских и различных магазинов. В здании бывшего конюшенного корпуса можно разместить кафе и конференц-зал. Необходима стоянка транспорта для сотрудников комплекса. Для этого необходимы соответствующие архитектурно-планировочные решения: изолированные пространства или дворы на территории обители, раздельные входные группы, инфраструктура для приезжих.

Рис.3. Проектное предложение

Кроме этого, для паломнического туризма должна быть выделена отдельная зона. Она содержит музейную функцию, включающая осмотр ценностей, хранящихся в специальных музейных помещениях с современным оборудованием (в здании бывших настоятельских келий и Успенской церкви), и обозрение архитектуры храмов наделенных первоначальной функцией (Спасо-Преображенского, Вознесенского соборов), других зданий и ансамбля в целом. Это требует введения ряда специальных планировочных решений, направленных на минимально необходимую изоляцию людских потоков, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий для обитателей и гостей монастыря.

В связи с этим предусматривается реставрация Спасо-Преображенского собора и воссоздание Успенской церкви. Также будут восстановлены конструкции корпуса настоятельских келий и утраченные башни монастыря. Вознесенский и Спасо-Преображенский соборы будут наделены функцией действующих храмов. Также предлагается консервация фундамента утраченной колокольни и выполнение ее графической реконструкции.

Кроме этого будет выделена рекреационная зона, что подразумевает организацию парков, видовых площадок, спусков к воде, малых архитектурных форм, т.е. всего необходимого для уединения и отдыха гостей монастыря.

Все это обеспечит сохранность памятника архитектуры, а создание рекреационных зон позволит полнее использовать потенциал монастырского комплекса.


Библиография

  1. Белоярская И.К. Архитектурный ансамбль Спасо-Суморина монастыря. / И.К. Белоярская //Преображение в веках. Исследования и материалы по истории Спасо-Суморина монастыря. – Вологда, 2007. – С.60-67
  2. Архитектура православных монастырей в современной культурной ситуации / С. В. Ильвицкая // Жилищное строительство. – 2006. – N 3. – С. 17-20.
  3. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов. – М.: Искусство, 1983. –334 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017