№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Козлюк Евгения Александровна

аспирант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор М.В. Голобородский,
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
Екатеринбург, Россия, e-mail: shushimli@uralweb.ru

ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ ХРАМА В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


УДК: 726.5

В статье рассматривается проект реставрации храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи в деревне Верхняя Баранча Кушвинского района Свердловской области

Ключевые слова: храмовая архитектура, реставрация,реконструкция, культовое зодчество


В деревне Верхняя Баранча Кушвинского района Свердловской области находится удивительный храм, который сейчас разрушается и шансов «выжить» у него с каждым годом всё меньше. К сожалению, по всей России таких брошенных церквей огромное количество, есть даже крупные соборы, сохранившие ценные архитектурные и живописные детали. Конечно, силы восстановителей сосредотачиваются прежде всего на таких объектах, а совсем небольшой, по сравнению с ними, храм в забытой деревне остается в стороне. Но при исследовании выяснилось, что и сам храм, и место, где он расположен, обладают целым рядом интересных особенностей, а самое главное – у жителей ближайших населенных пунктов есть потребность в восстановлении святыни.

Вначале следует сказать, в чем состоит архитектурная уникальность храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи. В процессе исследования было определено, что на Урале это единственный сохранившийся подлинный памятник редкого типа «под звоном». Такие храмы появились на Руси в XIV веке, позднее строились в духе нарышкинского барокко, есть и примеры, выполненные в стиле классицизма, но эти памятники расположены главным образом в центральной России. Ближайшие аналоги верхнебаранчинского храма – это церковь Воздвижения Креста Господня в с. Воздвиженском (1838-1847 гг.), Никольский храм в Наро-Фоминске (1852 г.), Троицкая церковь в Ершово (1826-1828 гг.). Сейчас в Екатеринбурге воссоздается Большой Златоуст в русско-византийском стиле, а первоначально он задумывался как колокольня, в отличие от храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи, который представляет собой тип «под звоном» в чистом виде, обладает ясными пропорциями и четкой архитектурно-композиционной структурой, является прекрасным образцом позднего классицизма. Поэтому не вызывало сомнений взять именно этот объект для разработки в ходе дипломного проекта реставрации.

В процессе работы с архивными документами было определено, что храм построен в период с 1844 по 1852 гг. при Верхнебаранчинском заводе. Первоначально население состояло в приходе Кушвинского Свято-Троицкого собора, но вскоре верующие обратились с просьбой построить собственный храм. [1] В архиве обнаружилась датированная 1817 г. переписка о строительстве. В 1819 г. архитектор В. Петенкин составил проект, впоследствии переданный на доработку архитектору А.Делюсто, который нашел некоторые недостатки – например, он указывал на недоработанность конструкции лестницы, ведущей на звонницу, недостаточную толщину центрального свода, заботился о поиске грамотных каменщиков и, главным образом, о плохо выполненной смете. Делюсто предложил собственный вариант храма. Впрочем, затраты по его смете значительно превышали предшествующие [2]. Мы проанализировали данные переписки, сопоставили их с фактами из творческой биографии двух архитекторов и пришли к выводу, что начавшееся в 1844 г. строительство велось по проекту Петенкина. Работы продвигались медленно в связи с постоянной нехваткой средств и умелых мастеров. И все же 7 февраля 1852 г. церковь была освящена протоиереем Матвеем Суворовым. С тех пор здесь проводились богослужения, рядом был построен церковный дом, причт состоял из священника и псаломщика. В храме был установлен иконостас столярной работы, украшенный резьбой. Но в 1938 г. храм был закрыт, частично разрушен – купол сломали, крест утопили в реке, церковную утварь разграбили, иконы сожгли. Священника Аполлония Казанцева расстреляли. Сохранилась лишь одна фотография, по которой можно судить о первоначальном облике храма, но и на ней он после закрытия (рис.1). Долгие годы храм находился в запустении, не перестраивался и не ремонтировался.

Рис.1. Храм во имя Зачатия Иоанна Предтечи в д. Верхняя Баранча. Историческое фото

В ходе дипломного проектирования был проведен архитектурно-композиционный анализ здания. Храм выполнен из кирпича в стиле позднего классицизма, однопрестольный, центричный, симметричен относительно оси восток-запад, четко выделяется крестообразное пространство с примыкающими угловыми частями. На едином высоком цоколе установлен четверик, прорезанный оконными проемами с лучковой перемычкой. Над проемами помещены сандрики в форме полочки. Ризалит акцентирован пилястрами и треугольным фронтоном. Композицию нижнего яруса завершает развитый профильный карниз. Восточный фасад отличается тем, что в центральной части расположены два проема, между ними в центре прямоугольная ниша под икону. Нижние ярусы южного и северного фасадов решены одинаково. С обеих сторон утрачены крыльца, в центральной части находится широкий портал с клинчатой перемычкой, над ним – прямоугольный оконный проем. В юго-западном угловом помещении располагалась лестница. Ризалит западного фасада прорезан более узким порталом, над которым помещен сандрик. С этой стороны находился портик с крыльцом, о чем свидетельствуют оставшиеся металлические крепления в кладке и углубления под балки. Следующий ярус решен как трибун для звонницы. Это двусветный кубический объем со срезанными углами, освещающийся полуциркульными окнами – люнетами, по одному на каждой грани. На южном фасаде есть узкий проем, в котором находилась деревянная лестница-стремянка на тетивах, ведущая на звонницу. Третий ярус – звонница-ротонда – прорезан тройными арочными проемами, расположенными по сторонам света. В них сохранились деревянные балки под колокола. Барабан наделен объединяющим импостом, карнизом и аттиком.

Конструктивная система здания стеновая, с опорными пилонами. Сохранились узкие арочные субструкции, опирающиеся на бутовый фундамент. Вероятно, они были выложены из-за близости плотины и опасности подтопления. По этой же причине в уровне цоколя прорезаны узкие проемы-продухи – деревянные конструкции перекрытия необходимо было проветривать. Центральное пространство перекрыто сомкнутым сводом с клиновидными вставками и распалубками от люнетов. Западная, восточная, северная и южная части перекрыты цилиндрическими сводами, угловые помещения – сомкнутыми сводами. В интерьере фрагментарно сохранился штукатурный слой, элементы карнизных профилей.

Что касается общего состояния здания, то его можно определить как ограниченно-работоспособное, а в отдельных частях – аварийное. Бутовый фундамент, стены и своды разрушаются из-за поднятия культурного слоя и агрессивного воздействия грунтовых и поверхностных вод. Есть вывалы кирпича из кладки стен и сводов, разрушения лицевого слоя кирпича и стен с уменьшением несущего сечения, трещины в кладке. Отсутствуют кровли, утрачен купол ротонды, нет покрытия пола на первом этаже и в уровне барабана, не сохранилась большая часть деревянных элементов, разрушены карнизные части, отсутствуют крыльца и западный портик (рис 2).

Рис 2. Храм во имя Зачатия Иоанна Предтечи в д. Верхняя Баранча. Фото 2011 г.

Работы по сохранению до сих пор ограничивались лишь дополнением из нового кирпича разрушенной кладки проемов и периодическими уборками на прилежащей территории и внутри храма. С севера была построена небольшая деревянная часовня во имя пророка Божия Илии.

Было принято решение выполнить проект фрагментарной реставрации с элементами целостной и вернуть храму прежнюю функцию. Утраченные элементы восстанавливались по исторической фотографии и остаткам утраченных конструкций, а также с помощью проведенного ординационного анализа памятника. За модуль была принята половина ширины пилястры. Базовый ордер, который прочитывается в первом ярусе трехчастной композиции, по пропорциям близок к тосканскому и составляет 14 модулей при следующих соотношениях: колонна состоит из 12 модулей, из них капитель занимает 1 М, фуст – 10 М, база «утоплена», составляет 1 М; антаблемент составляет 2 модуля, из которых 1 М занимает карниз и 1 М архитрав. При этом композиция безфризовая, членениями выделяется уровень карниза, архитрава и аттика. Находим коэффициент ординации: 14 М/12 М=1,2. На плинт приходится 0,5 М (им определяется положение окна подвала). Всего в ординационной схеме выявлено 12 ордеров, каждый из которых включает 14 модулей, при этом размер модуля последовательно уменьшается или увеличивается. Пропорциональными членениями определяются: размер цоколя, основание окна подвала, низ подоконника, положение сандрика, высота люнета, уровень карниза и аттика четверика, членения звонницы, высота здания без венчающей тумбы с крестом, габариты этой тумбы, верх креста, размеры тумб с крестом над алтарем и портиком.

По наиболее распространенным аналогам восстанавливались венчающие тумбы с крестами над куполом, алтарем и западным портиком; дверные и оконные заполнения; кованые решетки для окон и ограждений. Было предложено решение ограды и входных ворот комплекса. В интерьере восстановлена конструкция полов на уровне первого этажа и звонницы-ротонды, дополнена кладка карнизов, восстановлены штукатурные профили. Представлен проект трехъярусного иконостаса, выполненный на основе аналогов в стиле классицизма (Казанский собор в Санкт-Петербурге, Троицкая церковь в Ершово, Свято-Троицкая церковь в Арамиле, Покровская церковь в Дубенках, Церковь Покрова в селе Романовка). Разработан проект полов, в котором для покрытия предложены чугунные плиты. Они производились на уральских заводах и часто использовались (например, в соборе Александра Невского г.Екатеринбурга, церкви Рождества Богородицы Чермозского завода, в Свято-Троицкой церкви Кыновского завода, в Верхне-Туринской церкви). Было предложено устроить перекрытие над западной частью храма и расположить там хоры. Таким образом, в проекте были восстановлены утраченные элементы, а храм приспосабливался к современным условиям эксплуатации (рис 3).

Рис. 3. Проект реставрации

Кроме того, предусматривалось благоустройство близлежащей территории. Как выяснилось при работе, д.Верхняя Баранча удобно расположена вблизи крупных культурных центров, является интересным местом с точки зрения истории и природных характеристик. Поэтому мы предложили освоить окружающую территорию и ввести ряд новых объектов, чтобы место стало привлекательным для широкого круга людей. Деревня с расположенным в ней комплексом может быть включена в один из существующих паломнических маршрутов (к примеру, из Екатеринбурга в Верхотурье). Можно предложить и туристический маршрут, поскольку через деревню и неподалеку от нее проходили значимые направления (Кунгурский тракт, Бабиновская дорога, путь Ермака по освоению Сибири, граница Европа-Азия).

Проектом предусмотрено деление на паломническую и туристическую зоны. Первая включает храмовый комплекс (храм во имя Зачатия Иоанна Предтечи, часовня во имя Пророка Илии, крестильня на воде, свечные киоски, беседки, пирс и другие элементы благоустройства, а также хозяйственная зона с относящимися к ней объектами) и гостинично-причтовый комплекс (гостиница, причтовый дом с зимним крестильным храмом и трапезная). С восточной стороны отводится место для усадьбы священника. Туристическая зона включает здание приема и регистрации туристов, корпус культурно-массового обслуживания, отдельные дома для отдыхающих и необходимые хозяйственные постройки. Берег благоустраивается, размещаются площадки, беседки, пирс. Часовня во имя св. Николая, покровителя путешественников, подчеркивает связь с противоположным берегом (рис.4).

Рис. 4. Схема благоустройства территории  

В настоящее время есть примеры подобного освоения территории вокруг сельских храмов. Как оказалось, до возрождения религиозной жизни села находились в упадке, не имели культурного центра и были малопривлекательными для людей. После того как началось развитие комплексов, раскрылся потенциал этих мест, они стали интересны для разных социальных групп. Остается надеяться, что и для восстановления храма в честь Зачатия Иоанна Предтечи найдутся неравнодушные люди, которые помогут спасти от разрушения этот недостаточно оцененный памятник классицизма. На сегодняшний день храм упоминается в нескольких статьях и недавно вышедшей книге «Забытые храмы Свердловской области».


Библиография

  1. Годов Н. Многострадальные руины / Н. Годов // Уральский край. – 2001. – №1.– C. 8-9.
  2. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: Историко-статистическое описание. Екатеринбург: 1902, IV.
  3. О постройке каменной церкви при Верхнебаранчинском заводе // ГАСО. Ф.43. Д.1253.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017