№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


Головкин Александр Борисович

аспирант ГУЗ.
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор С. В. Ильвицкая,
ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройства»,
г. Москва, Россия

ЦЕРКОВНАЯ СКАМЬЯ КАК ОБЪЕКТ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ


УДК: 726.591.3

Статья посвящена ванному элементу проектирования в интерьере храма – церковным скамьям, без которых невозможно обеспечить комфорт для молящихся. Организация сидячих мест в храме имеет особенности. Выделение мест, расположение рядов и проходов определяются порядком проведения богослужения и представлением о благочестии, актуальными для каждой конкретной церкви в определенный исторический период ее существования. Изученный опыт может служить основой для создания современных решений.

Ключевые слова: церковная архитектура, храмы, церкви, церковное убранство, церковный интерьер


В литературной традиции церковная скамья – синоним дискомфортного, неудобного решения. Она изначально создана как компромисс. С одной стороны, комфортные условия для участвующих в общей молитве – повод расслабится, отвлечься. С другой стороны, чрезмерная перегрузка от неудобств зачастую приводит к усталости, что тоже отвлекает внимание молящегося на боль и недомогание.

 Критерий достаточной комфортности молящегося в храме разный в разных христианских церквях. Самые строгие требования – в Русской православной церкви. По сложившейся традиции все миряне участвуют в богослужении стоя. Это относится ко всем церковным службам. Исключение делается для людей с ограниченными физическими возможностями – пожилых, ослабленных болезнями, инвалидов, беременных женщин. Для них в храме устанавливаются скамьи. Количество мест на таких скамьях крайне ограничено, сами скамьи крайне неудобны.

Самые комфортабельные кресла устанавливаются в зданиях, принадлежащих реформированным церквям. В отдельных, особенно американских архитектурных проектах, используются кресла, аналогичные креслам театров, кинотеатров и концертных залов. Достаточно большие габариты, низкая посадка, мягкое наполнение подушек сидения и спинки, анатомическое профилирование, наклон спинки, подголовник, индивидуальные подлокотники на каждом кресле – вот неполный перечень характеристик таких решений. При всех кажущихся достоинствах такого оборудования, очевидно наличие проблемы при его использовании – отсутствуют типологические отличия оборудования храма от оборудования иных общественных зданий. Как результат – по иному воспринимается само богослужение, превращаясь в разновидность зрелищного мероприятия или конференцию.

В настоящее время в Русской православной церкви все чаще высказывается сомнение в необходимости строгого ограничения возможности сидеть во время службы. В частности, в энциклопедии «Православие» митрополитом Илларионом (Алфеевым) традиция констатируется, но необходимость ее безусловного исполнения оценивается критически. На практике многие настоятели храмов учитывают большое количество прихожан, не имеющих возможности провести всю службу на ногах. Одна или две небольшие скамьи устанавливаются в храме как компромисс между желанием соблюсти традицию во всей полноте и реальными возможностями людей.

Такая мера не решает проблему. Состав большинства общин, особенно в сельских населенных пунктах, пожилые люди. Их физические возможности только уменьшаются. Сидячих мест требуется все больше. Следовательно, и сама конструкция скамей, и принципы их расположения, организация специальной зоны в храме на уровне архитектурного проекта – это актуальная тема научного исследования.

Значительным подспорьем проектировщику может служить опыт христианских церквей, всегда предусматривавших в своих храмах участие членов общины в богослужении сидя. Многовековая практика, источник многообразных решений, позволяет выбрать в качестве образца церковные скамьи, подходящие по стилистике и степени комфортности для использования в храмах Русской православной церкви, как новых, так и реконструируемых.

Настоящая работа – это краткий обзор архитектурных решений мест для сидения, применяющихся в христианских церквях различных конфессий. Для удобства анализа материала предлагается авторская классификация типов оборудования для сидячих мест.

Прежде всего, оборудование можно разделить на скамьи и отдельные сиденья, кресла и стулья (рис. 1). Скамьи, как правило, это тяжелые конструкции, не требующие дополнительной фиксации. Кресла и стулья могут блокироваться в ряды, что увеличивает вес конструкции, или закрепляться к полу [1].

Рис.1. Церковь Непорочного Сердца Марии в Конферес – Центре, Санта Фе, США

Блокирование и фиксация препятствуют сдвиганию стульев и кресел, что способствует поддержанию порядка. Впрочем, отсутствие принудительной фиксации также имеет свои преимущества. Такое решение более гибкое и удобное в обслуживании. В частности, отдельные кресла и стулья легко перемещаются и возвращаются на место при уборке. Для доступа маломобильных прихожан, например, людей, пользующихся костылями, к местам, удаленным от проходов, можно также передвинуть или убрать ряд отдельных стульев.

При многофункциональном использовании помещения храма вне богослужения (например: для собрания и встреч общины, занятий по оглашению) возможность перемещения оборудования сидячих мест особенно важна. Можно реализовать особое планировочное решение для каждой конкретной задачи – организовать дополнительные проходы, или, наоборот, повысить вместимость за счет уменьшения размера и количества проходов. Поэтому можно в каждом классе оборудования выделить оборудование для гибких планировочных решений: раскладные и штабелируемые скамьи и стулья, а также оборудование для их хранения и транспортировки.

Стулья и кресла в храмах – это достаточно новое явление. В большинстве исторических зданий сидячие места организованы в виде скамей. Наиболее распространенный вариант – скамья с неразрезными спинкой и сидением. Такая скамья, как правило, ограничена с двух сторон боковыми элементами. Образ этих элементов особенно тщательно продумывается архитектором. Воспринимаемые как метрические ряды, боковые элементы оформляют пространство проходов, формируют, наряду с перекрытиями, несущими и ограждающими конструкциями, характерный образ нефа базилики. Они направляют взгляд входящего в храм к смысловому центру – к алтарю или кафедре.

Боковые элементы могут иметь форму прямоугольного щитка или повторять, в той или иной степени, профиль самой скамьи. Смысл использовании таких решений различный. Щитки ограждают сидящих на концевых местах от любопытных взглядов. Использование щитков, как правило, предусматривает также большую высоту спинки, скрывающей головы сидящих на скамье (рис. 2.). Так достигается молитвенная сосредоточенность в храме на уровне индивидуальной, келейной, молитвы. Однако восприятие богослужебного действия при таком решении сводится к восприятию речи и музыки. Само богослужебное действие скрыто высокими глухими элементами.

Рис.2. Церковь св. Кенельма. Сапетон, Англия

Боковые элементы, повторяющие форму скамьи, аналогичны боковым элементам домашнего стула или кресла. Они обещают комфорт при использовании скамьи, зачастую больший, чем это есть на самом деле. Так, боковой элемент может быть снабжен подлокотником и профилирован. На самом деле, у большинства неразделенных на отдельные места скамей нет индивидуальных подлокотников, и подлокотники концевых элементов – это единственная пара. Сиденье и спинка также могут не иметь обещанного в концевом элементе анатомического изгиба, представлять собой две ровные пластины [1].

Концевой элемент скамьи – определяющий при стилистическом восприятии. Высокие глухие щитки характерны для средневековых решений. Концевые элементы, обозначающие ножки, спинку и подлокотник, также точно определяют стиль совокупностью характерных для стиля, традиции и места мебельных и архитектурных форм. Эффектное авторское решение концевых элементов церковной скамьи – сильный архитектурно-художественный прием, позволяющий зодчему откорректировать первоначальный замысел интерьера, например – смягчить сухость и официальность классических архитектурных форм. Этот прием позволяет также подчеркнуть уникальность замысла здания в целом, например, так, как это сделал архитектор Ричард Мейер повторивший изгибы форм стен в боковых элементах скамей амбициозной Юбилейной церкви в Риме (рис. 3).

Рис.3. Церковь Юбилеев. Рим, Италия. Архитектор Ричард Мейер

Церковные скамьи могут выполняться в единой стилистике с декором здания или в нейтральных современных формах. В наибольшей степени это относится именно к концевым элементам [2]. В любом случае, учитывается отношение конкретной церкви к роскоши церковного убранства [3]. Скамьи в протестантских церквях проще, что не исключает пластичности и изящества формы концевого элемента (рис. 4). В католических храмах чаще используется сложные декоративные техники – резьба, инкрустация, дорогие материалы [4].

Рис.4. Церковь Густава Васа. Стокгольм, Швеция

В зависимости от архитектурного замысла организации всей зоны сидячих мест выполняются прямые или изогнутые, сложные по форме в плане скамьи (рис. 5). Особым случаем планировочного решения является расположение скамей рядами, с перекрытием прохода между ними створкой двери. Решение возникло в Англии и было в дальнейшем использовано во многих американских церквях. Название этой конструкции – box pew, буквально переводится как скамья-кабина (рис. 6).

Рис.5. Церковь св. Патрика. Чикаго, США

И скамьи, и стулья могут снабжаться дополнительными деталями, в частности – скамьями для молитвы на коленях и столиками-пюпитрами для книг. Как правило, такие дополнения монтируются с обратной стороны спинки или основания конструкции предыдущего ряда. Для находящихся в первом ряду выполняется специальная конструкция. Скамья и пюпитр могут представлять собой откидные площадки, которые складываться в конце службы, освобождая проход вдоль скамьи или ряда стульев [1].

Рис. 6. Церковь Короля Нортона. Лейчестершир, Англия

Не все перечисленные выше решения востребованы и применимы в храмах Русской православной церкви. Например, нежелательны все решения, ограничивающие обзор – высокие спинки, щитки, дверцы. В то же время, например, пюпитр для книги с текстом богослужения мог бы быть полезной деталью для слабослышащего или новоначального члена общины. Важен тот факт, что архитектурная разработка сидячих мест, область новая для русского храмового зодчества, начинается не с нуля, опирается на достижения практики христианской архитектуры. В накопленном за многие века опыте самое важное – это приемы создания композиции, принципы взаимодействия конструкции оборудования с общим замыслом здания, его объемно – планировочным решением, архитектурно – художественным решением убранства.


Библиография

  1. Lesage R. Vestments and church furniture / R. Lesage. – Hawthorn Books, 1960. – 152 p.
  2. The Twentieth Century Encyclopedia of Catholicism. Vestments and church furniture. – New York : Hawthorn Books, 1960. – 450 p.
  3. Tailor R. How to read a church / R. Tailor. – Paulist Press, 2005. – 246 p.
  4. Tailor R. Pocket Guide to How to Read a Church / R. Tailor. – Random House, 2007. – 304 p.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017