№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Дубинина Ольга Андреевна

аспирант УралГАХА.
Научный руководитель: кандидат архитектуры  А.Л.Титов,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ЗДАНИЯ МЕДИАТЕКИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КРУПНОГО ГОРОДА


УДК: 72.10

Статья посвящена актуальным вопросам проектирования зданий медиатек. Рассматривается их организующая роль в социокультурном пространстве крупного города. Анализируется зарубежный опыт реализации новых стратегий размещения зданий медиатек в структуре города, исследуется возможность применения данного опыта в российской практике.

Ключевые слова: медиатека, библиотека, городское пространство, социокультурное пространство


Изменения в социально-экономической жизни, наблюдаемые во всем мире на протяжении трех последних десятилетий – реформы в сфере образования и науки, всеобщие модернизация и информатизация, культурные и технические инновации, наиболее ярко проявляющиеся в крупных городах, привели к усложнению их социокультурного пространства. Под влиянием указанных процессов существенно изменяется сам город, его планировочная структура, функциональное наполнение, образная и имиджевая составляющие. Архитектура крупного города является «зеркалом», отражающим современные социальные трансформации в обществе. Она по-своему формирует гармонию общества и природы, частного и общественного, коммерческого и культурного, являясь, таким образом, неотъемлемым элементом социокультурного пространства города.

Социокультурное пространство города понимается нами как особая среда обитания человека, конструируемая самим человеком и характеризующаяся специфическими вещно-предметными и социально-коммуникативными условиями организации. Отличительной чертой социокультурного пространства крупного города сегодня является качественное усложнение и количественное увеличение культурно-досуговых практик, связываемых с информационно-коммуникативными видами деятельности [1]. В качестве компонента, организующего и структурирующего многообразное и динамичное социокультурное пространство крупного города, может выступать медиатека – тип учреждения, появившийся в результате трансформации библиотеки на рубеже ХХ-ХХI веков. Медиатека, в отличие от традиционной библиотеки, призвана удовлетворить самые широкие потребности всех категорий населения не только в области информации и образования, но и во внеинформационной деятельности – культурной, досуговой, игровой, развлекательной, коммуникативной и пр., основой которых является творческая и интеллектуально насыщенная активность.

Цель данной статьи – выявить актуальные архитектурно-градостроительные концепции включения медиатек в социокультурное пространство крупного города. Данное исследование опирается на научные труды отечественных и зарубежных исследователей, объединенных в две тематические группы. В первой группе работ, посвященных современным проблемам формирования социокультурного пространства крупного города, основными являются исследования Л.Б. Когана, Д.С. Лихачева, В.Л. Глазычева, Р. Барта, К. Линча, Ч. Лендри. Вторая группа работ освещает вопросы размещения зданий библиотек и медиатек в городской среде. Выделим труды З.Н. Яргиной, А.В. Иконниковa, Н.Е. Прянишникова, М. Девью, У.Дж. Митчелла. При проведение исследования были изучены зарубежные проекты и существующие здания медиатек, в отечественной практике отсутствуют качественные примеры, которые могли бы послужить основой данного исследования.

Медиатеки сегодня активно выходят за пределы своего внутреннего пространства, внедряются во внешнее информационное поле, становясь настоящим центром жизни своего сообщества. Это связывается, прежде всего, со строительством медиатек в центре деловой и финансовой активности, в местах досуга и развлечений, массового скопления людей. Анализ зарубежной практики проектирования зданий медиатек на рубеже ХХ-ХХI веков позволяет выделить три основные тенденции:

  • расположение зданий медиатек в узлах пересечения транспортных потоков;
  • размещение медиатек в бывших промышленных и складских помещениях;
  • кооперация медиатек с различными административными, культурными и коммерческими учреждениями.

Рассмотрим выделенные направления подробнее.

Расположение зданий медиатек в узлах пересечения транспортных потоков

Во многих странах мира наблюдается интересная тенденция к проектированию медиатек в непосредственной близости к железнодорожным и автобусным станциям, станциям метрополитена, крупным пересадочным узлам, точкам придорожного сервиса (Британская национальная библиотека (г. Лондон, Великобритания), городская библиотека г. Вены (г. Вена, Австрия), городская библиотека г. Монреаль (г. Монреаль, Канада) и др.). Подобные территории никогда прежде не рассматривались пригодными и тем более благоприятными для строительства библиотек. Обращение к описанной практике проектирования сегодня, по видимому, свидетельствует о желании медиатек размещаться в самом центре событий, на пути перемещения больших потоков людей. Городское пространство и инженерно-транспортная среда становятся полноправным «материалом» архитектуры медиатек, структурирующим и организующим форму. В качестве примера отметим проект центральной библиотеки в Брабадте (Нидерланды, 2010 год), в котором здание буквально пронизывает монорельсовая дорога. Идея не нова, тот же принцип был использован Фрэнком Гери в «Экспериментальном музыкальном проекте», воплощенном в США в 2000 году. Но никогда ранее библиотеки не размещались вблизи таких источников шума, пыли и прочих моментов, отвлекающих посетителей от чтения, погружения в мир книг и мыслей.

В Вене новая библиотека была построена в центре самой большой транспортной артерии города, здание располагается прямо над железнодорожными путями, рядом находится остановки трамваев и автобусов (рис. 1). Район считается непривлекательным с экологической и экономической точек зрения, кроме того, имеет смешанную социальную структуру. Новая библиотека привлекает много людей, способствует перемешиванию социальных групп и модернизирует области культуры, образования, науки. Подобная стратегия была опробована и в Антверпене. Новая центральная библиотека переехала вместе с административными учреждениями города в социально чувствительный район у вокзала, где фиксируется высокий уровень преступности и безработицы.

Рис. 1. Новая библиотека в г. Вена (Австрия)

Размещение медиатек в бывших промышленных и складских помещениях

Строительство медиатек сегодня напрямую связывается с развитием городского центра и с конверсией промышленных зон для культурного использования. При реконструкции районов приоритет отдается социальной инфраструктуре как фактору возрождения города и повышения уровня жизни людей. Проектировщики нередко преобразуют депрессивные в экономическом и социальном отношении районы с помощью общественных, открытых для всех учреждений, например, медиатеками. Площадками для возрождения страдающих от рецессии и стагнации городских территорий становятся руины недавнего индустриального прошлого. Медиатеки занимают здания бывших цехов, складов, доков, гаражей, фабричных зданий и пр. Таким образом, они выступают в качестве одного из компонентов проектов городского обновления. Описанная практика способствует укреплению благоприятного имиджа района и города в целом за счет повышения уровня образования, культуры и воспитания населения. Особенно это касается молодого поколения – детей и подростков. Удачными примерами освоения заброшенных промышленных территорий и помещений могут служить библиотеки в Пекхаме (г. Лондон, Великобритания), библиотечный проект «Закладка» (г. Магдебург, Германия), публичная библиотека Амстердама (Нидерланды) и др.

Проблема стала наиболее актуальной в восточной Германии на рубеже ХХ-ХХI веков, основная задача проектов здесь – заменить индустриальное наследие времен ГДР современными культурно-информационными центрами, открыв тем самым новые перспективы, инновационные пути развития. В связи с тем интересен проект реконструкции бывшей сигарной фабрики Rocca в городе Денцлинген (2004 год). Помещения фабрики были реконструированы, при этом архитекторы сохранили прежний фасад, внутреннею отделку помещений, кованые детали интерьера и решетки на окнах (рис. 2), с тем, чтобы связать «информационное» будущее с «индустриальным» прошлым. В Гамбурге главный филиал молодежной библиотеки Hoeb4U также расположился в здании бывшей фабрики, однако, оно было существенно изменено в ходе реконструкции в 2005 году. Особый «молодежный» дизайн библиотеки подчеркивают хромированные стеллажи, мягкие диваны и пуфики, своеобразные приемы освещения. Ядром библиотеки служит барная стойка, вокруг которой оборудованы компьютерные станции.

Рис.2. Медиатека в городе Денцлинген (Германия)

Таким образом, различные архитектурные концепции медиатек способны менять облик города, превращая ранее непривлекательные для людей районы в популярные и динамично развивающиеся.

Кооперация медиатек с различными административными, культурными и коммерческими учреждениями

Кооперация медиатеки с другими организациями дает эффект синергии – результат от работы целого всегда больше, чем от суммы отдельных частей. Совместное использование зданий часто происходит по причине нехватки помещений, однако, успех подобных коопераций все чаще приводит специалистов к выводу о необходимости намеренного, хорошо спланированного взаимного размещения столь разных учреждений. Наиболее распространенным видом кооперации является концепция «культурного дома» – площадки для культурных мероприятий, места для обучения и отдыха. Примерами других вариантов кооперации служат медиатека в Сендае, совмещающая музей и мультимедийный центр; проект городской библиотеки в Линце, подразумевающий объединение колледжа, библиотеки и офиса администрации города; новая центральная библиотека в Осло, которая совмещена с отелем, конференц-центром, учебным центром и кинотеатром.

Другим «спутником» медиатеки становится крупный торговый центр. Такой опыт в настоящее время широко распространен в США, Финляндии, Германии, Голландии, Польше и Чили. Торговые центры сегодня становятся все более популярными объектами, где горожане проводят свое свободное время. Люди выбирают их (кроме совершения покупок) в качестве мест проведения семейного досуга, для встреч с друзьями, общения, знакомств, культурного потребления, т.е. всего того, что можно делать в специально спроектированном для этих целей пространстве медиатеки. Более того, многие исследователи приходят к выводу о схожести пространственно-организационной структуры торгового центра и медиатеки, их контекстной среды и даже целеполагания посетителей [3, 4]. Ряд исследователей отмечает идентичность потребительской активности: некоторые люди ходят в торговые центры и в медиатеки за конкретным товаром (книгой), могут четко организовать поиск и не тратят время понапрасну. Другие, напротив, часами готовы блуждать среди полок, перебирая и рассматривая вещи, уходят в итоге, так ничего и не выбрав [2, 4]. На основании указанных сходств родилась идея объединить в одном здании столь разные учреждения.

В силу того, что публика торговых центров разнородна, дизайн и оформление медиатеки должны учитывать эту разнообразность, быть универсальными, подходящими для людей всех возрастов и социальных статусов, но при этом эстетически, функционально и пространственно выделяться на фоне ярких витрин магазина (рис. 3). Актуальным вопросом становится создание архитектурно-художественными средствами контраста «коммерческое» – «информационно-культурное». Пространственная организация торгового центра при этом предполагает максимальную интеграцию медиатеки с торговыми площадями, чему способствуют прозрачные стеклянные перегородки, позволяющие посетителям наблюдать за всеми внутренними процессами (рис. 4). Функциональная концепция медиатек в торговых центрах зачастую включает в себя рабочие станции с выходом в интернет, кофе-бар, детскую и молодежную зоны, отделы периодики и художественной литературы.

Рис. 3. Медиатека в торговом центре New Lynn’s (США)

Рис. 4. Медиатека в торговом центре (Польша)

Рассмотренный нами зарубежный опыт исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Медиатеки на рубеже ХХ-ХХI веков становятся одним из главных центров социокультурного пространства крупного города, служат обогащению его культурно-образовательного «ландшафта».

2. Медиатеки не избегают сегодня неблагоприятные территории, характеризующиеся высоким уровнем загрязненности, шума и нестабильной социальной обстановкой. Напротив, современная стратегия размещения медиатек в структуре крупного города актуализирует практику их проектирования в тех районах, где указанные проблемы проявляются наиболее остро.

3. Различные варианты объемно-пространственной организации медиатек и их размещения в структуре города, а также предлагаемые способы кооперации с другими учреждениями направлены, главным образом, на гуманизацию среды обитания человека.

4. Несмотря на то, что в работе рассмотрены только зарубежные примеры, можно утверждать, что изученный опыт в полной мере может быть перенесен в отечественную практику. Описанные в статье проблемы характерны для крупных индустриальных российских городов, следовательно, хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом способы их решения могут быть заимствованы, но не без учета национальных и региональных особенностей.


Библиография

  1. Лендри Ч. Креативный город. – М.: Классика - ХХI, 2006. – 399 с.
  2. Прянишников Е.Н. Новые технологии в пространстве библиотеки: библиотека нового поколения / Н.Е.Прянишников // Информационный бюллетень РБА. – 2011. – № 61. – С. 150-155.
  3. Bott Helmut: Stadtplanung und die Rolle der Bibliotheken als weicher Faktor für das Stadtmarketing, in: ekz-Konzepte 8 (Zukunft der Bibliothek ; Nutzung digitaler Ressourcen ; Schule und Bibliothek) , Hrsg. von ekz, Rad. Henner Grube und Angelika Holderried, 2000, S. 23;
  4. Dewe M. Planning public library buildings: сoncepts and issues for the Librarian / Michael Dewe. – Aldershot: Ashgate, 2006. – 354 S.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017