№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Мурашова Анна Юрьевна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор С.А. Дектерев.
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


УДК: 725.57

В статье рассматривается опыт проектирования ДДУ в зарубежных странах как возможность дальнейшего его применения в строительстве на Урале. В связи с большим разрывом в развитии архитектуры для детей между Россией и многими западными странами необходимо, следуя зарубежному опыту, применять новейшие технологии и идеи в проектной практике уральских архитекторов. Примеры существующих и запроектированных детских садов дают представление о путях практического применения.

Ключевые слова: детское дошкольное учреждение, планировочное решение, интерьеры


В современной практике проектирования и строительства России возникла серьезная проблема в области архитектуры детских дошкольных учреждений (ДДУ). На сегодняшний день здания ДДУ, построенные по типовым проектам советского периода, во многом не отвечают современным требованиям. ДДУ, создаваемые в нижних этажах жилых домов, обычно имеют много недостатков в части функционально-планировочного решения, организации прогулочно-деловой зоны на территории жилого двора, ее оборудования, благоустройства, инсоляции и пр. На данный момент наблюдается большая нехватка мест в детских садах, что потребует в ближайшие годы крупномасштабного строительства новых зданий ДДУ во всех городах Российской Федерации.

Важность и остроту выбранной темы определяет то, что большинство стран ушли вперед в области архитектуры учреждений для детей. Знание прогрессивного зарубежного опыта стран, сходных по климату с Уралом, может обогатить новизной технологий и идей проектную практику уральских архитекторов.

В данном исследовании зарубежного опыта проектирования и строительства зданий ДДУ выделены четыре аспекта, которые важно учитывать в поиске новых решений в отечественной архитектурной практике:
- состав помещений и функционально-планировочное решение здания ДДУ;
- архитектурно - образное решение детского учреждения;
- решение интерьеров;
- благоустройство земельного участка.

Анализируя застройку каждого района города, человек должен с первого взгляда воспринимать архитектурный объект как проекцию функциональной сути на его образ, будь то офис, жилой дом, больница или детский сад. Образ здания в целом со всем его окружением очень важен: он настраивает детей, их родителей, воспитателей на определенный, нужный лад. Внешний образ создается архитектурой здания и благоустройством территории – решением участка, игровой площадки, озеленения территории. Решение внутреннего пространства детского сада так же важно, как внешний образ здания (объемно-планировочное решение, интерьер). Архитектура должна быть как своеобразный посыл к действию воспитателям и родителям – научить и развить в детях личность, заинтересовать, привить желание жить и радоваться окружающему миру.

Согласно СанПиНу, утвержденном в декабре 2010 года главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко, количество детей в группе теперь регламентируется не определенным максимумом, а расчетом квадратных метров на одного ребенка. Исходя из новых норм – на каждого ребенка ясельной группы должно приходиться 2,5 квадратных метра, на дошкольника – 2 квадратных метра. Раньше по СанПиНу в группе могло быть не больше 20 детей. За рубежом существует тенденция сокращения лишь подсобных помещений и увеличения помещения непосредственно для детей, в России же, наоборот, стремятся уменьшить объемы помещенияи на тех же площадях поместить больше детей, тем самым сократить объемы строительства новых садов[1].

Рассмотрим детский сад в г. Далянь, Китай. (рис.1) Здание включает 9 классов со спальнями, душевыми, кухней и столовой, а также компьютерный класс, научный кабинет, библиотеку, многоцелевой зал, залы для занятий бальными танцами и музыкой, театрального кружка, лекционный зал, комнаты для воспитателей. Возле здания построены игровые площадки с велосипедными дорожками. Учёт непростых климатических условий (ветреная зима) города Далянь являлся одним из приоритетов при разработке проекта. Дугообразный бетонный фасад административного крыла способствует отражению холодных северных ветров от здания. В то же время окна классов выходят на юг и восток, получая необходимое количество солнечного тепла и света даже в холодные зимние дни. Каждая классная комната представляет собой отдельный модуль, состоящий из двух уровней, нижний из которых сообщается с общим холлом. Концепция такого модуля взята из природы: каждый модуль – это стручок, защищающий хрупкие семена. В качестве строительных материалов выбран монолитный бетон, деревянные композитные стеновые панели, закалённые стеклопакеты и гофрированная оцинкованная сталь для крыши административного крыла [3].

Рис.1. ДДУ, Китай, г.Далянь  Источник:
http://www.alpn.ru/news_architecture_single.php?id_article=309 

Рис.2. ДДУ, США, штат Миннесота  Источник: Crosbie M. J. – Class Architecture: Copyright©The Image Publishing Group Pty Ltd, 2001,10 с.

Интересно, что в Америке есть такая тенденция – объединять учебные заведения в единый комплекс: деский сад + младшая школа + средняя школа. И в этом есть определенный плюс. А яркая, геометричная архитектура навевает мысли о развитии, созидании, учении. Наглядный пример такого детского сада, совмещенного с начальной школой – в США, штат Миннесота. (рис.2) В нем в одном крыле учебного блока располагаются дети постарше, в другом – помладше, к этому блоку примыкает объем с оздоровительно-спортивной функцией, а также обеденная зона с кухней [2].

Из объемно-планировочного решения, как следствие, вытекает собственно архитектура здания, его образ. Пример слияния двух факторов – ландшафта и здания детского сада видим в г.Стокгольме, Швеция («солнечный» детский сад) (рис.3). Здание детского сада органично и плавно включается в окружающее пространство. Окна расположены, на первый взгляд, хаотично, по всему периметру стен, но сделано это было сознательно, чтобы дети разного роста имели возможность посмотреть в окно на детскую площадку, на зеленый холм на горизонте.

Рис.3. ДДУ, Швеция, г.Стокгольм Источник: http://www.novate.ru/blogs/221210/16338

 

Архитекторы, разрабатывая этот проект, очень плотно сотрудничали с педагогами и создали внутренний и внешний образ детского учреждения так, чтобы даже стены способствовали развитию детей. В результате получился довольно необычный план, где вместо отдельной комнаты для каждой группы есть общая игровая комната, которая вмещает сразу шесть групп. Большая игровая – основной элемент пространства, вокруг которого расположены комнаты, рассчитанные на небольшое количество детей, где можно позаниматься творчеством, отдохнуть или поесть. Фасад здания сделан из деревянных брусьев, поставленных чередованием так, чтобы пропускать солнечный свет во внутренние помещения. Место, в котором построен новый детский сад, расположено между бывшей городской промышленной зоной и небольшим лесом, в новом жилом районе. Ярко-желтые деревянный рейки размером 50х50 покрывают площадь таких же желтых извилистых фасадов и даже некоторые оконные проемы с целью «фильтрации» яркого солнечного света [4].

Рис.4.  ДДУ, Австрия, г.Сигхаршейн  Источник: http://www.archidesignfrom.ru/334-deti-cvety-zhizni.-detskijj-sad-ot.html

 

Немецкое бюро Kadawittfeldarchitektur создало детский сад в городе Сигхаршейн, близ Зальцбурга, в Австрии (рис.4). Фасад декорирован металлическими пластинами, стилизованными под травинки. Абстрактно стилизованная "трава" фасада обыгрывает кубическое здание и создает определенную гармонию объема с окружающей растительностью. Лестницы и холл — многофункциональная зона, покрытая природным каучуком приятного зеленого оттенка. Сам детсад интегрирован в ландшафт, как хамелеон. Первые впечатления от этого места: среди зеленых лугов и полей вдруг возникла игровая площадка. Не для всех дошкольных учреждений характерна настолько явная «мимикрия» под окружающий ландшафт, но открытость внешней среде прослеживается во многих из них. Например, в этом саду (как, впрочем, во многих садах Германии) первый этаж имеет большие площади остекления. На Урале это, скорее, неприменимо из-за больших тепловых потерь. Кроме того, такие большие остекленные площади могут создавать ощущение незащищенности у детей. Этот садик демонстрирует гармонию архитектуры и среды, но не несет четкого образа детского учреждения [5].

Рис.5. ДДУ, Швейцария, Monthey Источник: Журнал Arhidea – № 18, 1998,  С.9, 37.

 

Или детский сад в г. Монтей Швейцария (рис.5) – приятный цветной фасад, в меру большие окна с нанесенным на них рисунком. Здание занимает площадь в 1200 кв. метров. Новый детский сад находится в городском парке на месте выллы, здание которой устарело. Садик задуман, как большой жилой дом для детей. Сооружение может разместить около 180 детей. Объект имеет 2 этажа и состоит из 6 различных зон. Каждая отдельная зона включает две аудитории для отдыха и занятий, а также туалеты.

Следующий важный фактор в проектировании ДДУ – интерьер. Внутреннее пространство напрямую связано с успешным развитием личности ребенка, поэтому этот пункт так же важен, как два предыдущих. Правильно созданный интерьер в такой же мере обеспечивает безопасность, как и решения функциональных зон, правильно расположенных, относительно друг друга. Также интерьер регулирует такой немаловажный фактор как эмоциональное состояние детей в помещении.

Рис.6. ДДУ, США, штат Миннесота Источник: http://www.arhinovosti.ru/2009/01/31/ksave-vilalta-xavier-vilalta-postroil-novyjj-detskijj-sadik-arreletes-arreletes-lerida-ispaniya/

 

Также важно отметить то, что интерьер является продолжением архитектуры здания, поэтому необходимо рассматривать все факторы проектирования в комплексе. К сожалению, хороших интерьеров детских садов в России, просто нет. И для проектирования ДДУ, удовлетворяющего всем современным требованиям, необходимо брать опыт за рубежом.

Рис.7.  ДДУ, Китай,.г.Далянь Источник: http://www.alpn.ru/news_architecture_single.php?id_article=309

 

Многому можно поучиться у американских коллег, предлагающих необычные детали, за которые невольно «цепляется» заинтересованный взгляд ребенка: тематические помещения, например, принимают вид железной дороги или фруктового сада…(рис.6)

Рис.8. ДДУ,  Испания, г.Гранада Источник: http://www.arhinovosti.ru/2009/01/31/ksave-vilalta-xavier-vilalta-postroil-novyjj-detskijj-sadik-arreletes-arreletes-lerida-ispaniya

 

Китайские детские сады в целом, не отличаются замысловатыми идеями, но здесь все сделано для развития детей, сомасштабно ребенку, свободные пространства, «наполнены воздухом» (рис.7).

Что примечательно для ДДУ Испании – часто применяемое цветное стекло, благодаря которому, лаконичный интерьер начинает играть по-новому. (Считается, что дети с самого детства должны видеть как можно больше хорошего и, особенно, как можно больше контрастных цветов, это приносит много позитивных эмоций.) В испанском городе Гранада построили цветной детский садик (рис.8). Применительно к уральскому климату можно сократить площадь остекляемой поверхности и сделать, например, в вестибюльной зоне светоцветовую радугу [6].

Рис.9. ДДУ,  Дания, г.Оденсе Источник: http://www.arhinovosti.ru/2009/12/08/podvizhnyjj-detskijj-sad-odense-daniya/

 

Рис.10. ДДУ, Норвегия, г.Тромсё Источник: http://readmas.ru/design/interer/detskij-sad-glazami-norvezhcev.html

 

Проектируя подвижный детский сад в г. Оденсе (Дания) (рис.9) профессионалы из бюро С.Ф.Моллер (C.F.Møller) позаботились именно о детях. Здание двухуровневое, со множеством игровых ниш. Детский садик сможет принять 88 детей. Общая площадь проекта 414 м.кв. Здание устанавливает новый стандарт, не только экологически устойчивый (при строительстве использовались экологичные материалы и энергосберегающие технологии, но и педагогический, когда архитектура становится частью процесса. Помимо множества площадок, которые предполагают самые разнообразные варианты использования, есть и функциональные зоны – театр, ателье, комнаты для развития моторики, кухни для педагогов.

Рис.11. ДДУ,  Германия, г.Берлин Источник: Crosbie M. J. – Class Architecture: Copyright©The Image Publishing Group Pty Ltd, 2001,48 с.

 

Интересный подход к решению интерьера садика в г.Тромсё, Норвегия (рис.10) – все очень мобильное, вращающиеся и передвижные стенки, с различными лазами, «окошками», тут же встроены учебные доски, т.е. занятия можно провести в любой момент, тем более, что парты также выдвигаются и складываются. Примечательно, что интерьер нужно и можно делать [8] специально для детей даже не в самых заметных помещениях. Примером такого интерьера служит санузел детского сада в г. Берлине.

Рис.12.  ДДУ, Германия, г.Берлин Источник: Crosbie M. J. – Class Architecture: Copyright©The Image Publishing Group Pty Ltd, 2001,48 с.

 

Необходимо отметить, что микроклимат, создаваемый в интерьере ДДУ, так же важен. Создать его можно за счет растений или «живых уголков», причем, по санитарным нормам такие зоны не могут располагаться в игровых и тем более спальных помещениях детского сада. В детских учреждениях должны быть выделены специальные помещения с коллекцией растений, животных (рис.12).

Рис.13. ДДУ, Дания, г.Оденсе Источник: http://www.arhinovosti.ru/2009/12/08/podvizhnyjj-detskijj-sad-odense-daniya/

 

Четвертый фактор для проектирования современного ДДУ – эффективное благоустройство территории. В первую очередь, грамотно решенные функциональные зоны, возможно использование самого здания (рис.13). Во-вторых, оборудование для устройства игровой площадки – горки, турники, качели должны быть безопасны. В-третьих, экологически чистые материалы, используемые для покрытия (пробка), оборудования (пластик очищенный). И если будет существовать возможность использования рельефа, разграничить зоны отдыха, игровую, ожидания, хозяйственную по уровням (допускается до 0.8 м). Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличия зелени в течение всего года. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками [1].

Итак, архитектурная форма детского учреждения должна быть максимально приближена к человеку. Это достигается масштабностью и геометрией помещений и здания в целом Тщательно и правильно подобранные материалы способны развивать тактильные ощущения. Архитектурный проект внутри и снаружи должен быть насыщен деталями, несущими позитивную и познавательную информацию, ориентированными на восприятие их ребенком. Состав помещений детского садика должен быть дополнен специализированными комнатами для охраны, проекционными залами, дополнительными комнатами для сотрудников, комнатами ожидания. Приветствуется наличие бассейна.

 


Библиография

1. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
2. Crosbie M. J. – Class Architecture:  Copyright©The Image Publishing Group Pty Ltd, 2001, 148стр
 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017