№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Лебедкина Дарья Сергеевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.В. Винницкий,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ СТРУКТУР


УДК: 72.01

С развитием современных крупных городов особенно остро встают проблемы коммуникаций в условиях формирования архитектурно-пространственной среды транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных вокзальных комплексов (ЖВК). Актуальными становятся задачи по выявлению основных требований к новейшим подходам в формировании архитектуры вновь проектируемых и реконструируемых ЖВК.

Ключевые слова: железнодорожный вокзальный комплекс, транспортно-пересадочный узел, транспортная инфраструктура, многофункциональное здание, многоуровневые коммуникации, городская среда


Высокие темпы развития современного общества ставят перед проектировщиками ряд новых архитектурных задач, тесно связанных с градостроительными. Большая часть из них может быть успешно решена только при условии взаимосогласованной организации путей пешеходов и транспорта, комплексного освоения подземного и надземного пространств городов, планомерного развития систем многоуровневых транспортных сооружений и узлов [2, С. 3]. Наилучшими решениями поставленных задач будут такие результаты, при которых вокзальный, общественно-деловой, торговый, информационный комплексы и структура транспортно - пересадочного узла будут представлять архитектурно - планировочное единство, гармонично взаимодействуя друг с другом.

Важно отметить, что задачи организации движения транспорта и пешеходов не могут решаться отдельно друг от друга. При устройстве любого транспортного комплекса они должны взаимодействовать.

На сегодняшний день проблемы координации этих движений, пересечений в архитектурно - пространственном решении железнодорожных вокзальных комплексов не получили необходимого обобщения и научно - теоретической базы.

Также всегда стоит помнить, что главная функция транспортного узла любого ЖВК – пересадочная. И данная коммуникация представляет собой сочетание нескольких видов общественного и индивидуального транспорта, движение которого должно быть беспрепятственным и удобным, для пешеходов – безопасным и комфортным, доступным для всех групп населения.

Если обратиться к истории, то первое в мире многоуровневое пересечение типа «клеверный лист» было построено в 20-х гг. XX столетия в Нью-Джерси, США. И уже в послевоенные годы широко распространилось в крупнейших городах. На практике при застройке сложных транспортных пересечений разных типов особое внимание стало уделяться разумной системе пешеходного движения. При этом приходит понимание того, что организация удобного и безопасного пешеходного движения вытекает из решения двух взаимосвязанных групп вопросов:
- создание пешеходных улиц и зон, полностью или частично закрытых для транспорта;
- создание систем сооружений и узлов, предназначенных для разделения основных путей пешеходов и транспорта, с одновременным обеспечением необходимых контактов между ними [2, С. 43].

С учетом новых требований также была пересмотрена функционально - планировочная организация вокзальных комплексов. И уже в настоящее время сложились тенденции к формированию ЖВК как многофункциональных городских структур с развитой системой транспортных и пешеходных коммуникаций на разных уровнях (рис.1). В ходе своего развития они превратились в крупные градостроительные образования, состоящие из множества зданий и сооружений [3], имеющих разнообразную функциональную нагрузку.

Рис.1. Вокзал Киото, Япония. Пример многофункционального вокзального комплекса.

На изображении – одно из общественных атриумных пространств. По сути, это маленький город внутри большого, каким и должен быть современный вокзал. Практически все сервисы и услуги можно найти, не покидая комплекса.

Современные вокзалы, как важнейшие городские центры притяжения, стали местом для обмена информацией, торговли, деловых отношений, т.е. пространствами социального взаимодействия [3].

В этих условиях актуальными становятся задачи по выявлению основных современных требований к формированию архитектуры новейших отечественных и зарубежных вокзальных комплексов. Функционирование многих из ныне действующих сооружений транспортной инфраструктуры, в том числе ЖВК, сопряжено с целым рядом проблем. Это низкий уровень комфорта, неэффективность использования территории, несоответствие вместимости увеличившимся пассажиропотокам, технологическая отсталость, недостаток сети обслуживания и объектов культурной сферы, низкая информативность, минимальные экологические и эстетические качества, неудобства в транспортной и пешеходной коммуникации и так далее. Одним из важных результатов при выходе из сложившейся ситуации станет возможность интеграции РЖД в международную транспортную сеть и последующее перераспределение зон экономического развития страны.

Необходимо отметить и тот факт, что большинство существующих вокзальных комплексов сильно перегружены потоками транспорта, на которые они никогда не были рассчитаны, что усугубляет экологические проблемы. Поэтому большое внимание стоит уделить рациональному введению магистрального и городского транспорта в структуру ЖВК, его удобного взаимодействия с пассажиропотоками и между собой путем использования многоуровневых транспортных коммуникаций (рис.2).

Рис.2. Пример использования системы многоуровневых коммуникаций. Транспортный центр Transbay, Сан-Франциско, США. Показано четкое деление по уровням (сверху вниз): частный транспорт, пешеходные зоны, общественный транспорт городского и регионального значения.

Актуальность приобретает и возвращение комплексам их градоформирующей роли как акцентам общегородского значения, в соответствии с их социальной и культурной значимостью, роли архитектурных ворот города [3]. В связи с этим вокзальные комплексы должны размещаться в городских центрах и быть местом сосредоточения различных процессов жизнедеятельности мегаполиса. Они должны осуществлять связь между всеми частями города. И здесь необходим грамотный подход при реализации принципов разделения двух взаимосвязанных потоков – пассажиров и транспорта. Разделение этих групп должно осуществляться как между собой, так и внутри каждой из них.

Если говорить об архитектурно-художественной составляющей вокзального комплекса, то стоит отметить, что проектирование такого объекта с многоуровневой организацией различного вида коммуникаций, требует учета условий их зрительного восприятия. Известно, что с помощью зрения человек получает до 80-90% всей информации об окружающей его среде. Поэтому при проектировании стоит уделять большое внимание тому, как объект будет восприниматься и с дальних, и с ближних точек зрения. Важна сомасштабность сооружения и его частей, с одной стороны – городской среде, с другой стороны – человеку.

Необходимо рассмотреть и другие элементы транспортной инфраструктуры, такие как транспортно-пересадочные узлы, транспортные центры и комплексы. Главная их цель изучения состоит не только в анализе архитектурно-художественных и планировочных решений, но и оценке учёта социально-функциональных факторов. В рамках данной статьи представлены 3 аналога: проект вокзального комплекса «Олимпийский парк», г. Сочи (рис.3, рис.4), вокзальный комплекс «Ладожский», г. Санкт-Петербург (рис.5, рис.6) и многоуровневый общественно-транспортный комплекс Гауптвахе, г. Франкфурт-на-Майне (рис.7).

Рис.3. Проект вокзального комплекса «Олимпийский парк», г.Сочи. Общий вид

Рис.4. Проект вокзального комплекса «Олимпийский парк», г.Сочи. Характерные разрезы, главный корпус

Рис.5. Вокзальный комплекс Ладожский, г. Санкт-Петербург

Рис.6. Вокзальный комплекс Ладожский, г. Санкт-Петербург

Рис.7. Многоуровневый общественно-транспортный комплекс Гауптвахе, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Несмотря на большой временной интервал в проектировании всех трех сооружений, их объединяет грамотный подход к архитектурно-планировочному решению. Во всех трех случаях мы наблюдаем использование многоуровневой структуры при распределении движения транспорта и пешеходов, наличие многофункциональных объектов на территории сооружений, рациональное использование площадей. Это говорит о том, что еще несколько десятков лет назад люди, задумываясь о будущем городов, предусматривали их стихийное развитие. И на сегодняшний день мы имеем определенный опыт в проектировании современных ЖВК, результаты которого, однако, требуют глобального пересмотра и обобщения, создания полноценной нормативной и теоретической базы для последующего грамотного подхода к проектированию таких объектов.

Таким образом, специфика проводимого исследования заключается в выявлении принципов формирования архитектуры современных вокзальных комплексов посредством рассмотрения и анализа имеющегося зарубежного и отечественного опыта. Временные границы исследования охватывают период ХХ-ХХI вв., с перспективой на ближайшее будущее, без акцента на глубокий исторический анализ. Однако основные исторические аспекты будут кратко рассмотрены и проанализированы. Подробнее будет рассмотрена теоретическая составляющая вопроса, так как потребуется разработать современные принципы формирования ЖВК с учетом последствий глобального развития городов и с учетом факта частичной потери актуальности уже имеющегося на сегодняшний день материала.

 


Библиография

  1. Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1997.
  2. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП II-85-80) / ЦНИИП градостроительства. – М.: Стройиздат, 1987.
  3. Голубев Г.Е. Многоуровневые транспортные узлы / Г.Е. Голубев. – М.: Стройиздат, 1981. – 152 с.
  4. Мурунов А.Ю. Принципы архитектурной модернизации железнодорожных вокзальных комплексов на современном этапе: Для крупных и крупнейших городов.: дис. ... канд. арх. (18.00.02) / А.Ю. Мурунов. – Нижний Новгород, 2005. – 188с.
  5. Вокзал «Олимпийский парк» [Электронный ресурс] / Портал Архи.ру // Агентство архитектурных новостей, 2010. – Режим доступа: http://agency.archi.ru/object_current.html?id=6658  
  6. Вокзальный комплекс «Ладожский», Санкт-Петербург [Электронный ресурс] / Портал Архи.ру // Агентство архитектурных новостей, 2008. – Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/guide/object_current.html?oid=4400&fl=2&sl=3


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017