№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Костин Алексей Валерьевич

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитктуры, профессор С. А. Дектерев,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия
 

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОСТЫ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ


УДК: 72.01

В статье рассматриваются решения многофункциональных мостов отечественной и зарубежной практике в системе застройки крупных городов, рассматриваются некоторые исторические примеры. Приводится попытка классификации.

Ключевые слова: многофункциональные мосты, городская застройка


Подавляющее большинство современных мостов предназначено только для движения транспорта и пешеходов. Однако раньше, еще во времена средневековья, на переправах разворачивали торговлю, строили жилые дома, размещали некоторые производства, например, мельницы. В качестве примера можно выделить мост через ров в средневековой крепости. Ширина моста позволяла пропускать по нему в военное время конницу и обозы, но в мирное время мост был не столь интенсивно загружен. Тогда и появились первые временные лавки, торговые ряды, мастерские ремесленников [6]. В качестве иллюстрации можно привести книжные лавочки на Спасском мосту в Москве в XVII веке.

Рис.1. Спасский мост в Москве

Также стоит обратить внимание на мосты Флоренции, а точнее, на каменный мост Понте Веккьо. Его особенность в том, что на нем уже по первоначальному проекту было возведено двухэтажное здание, в котором размещались мясные лавки. В XV веке они были заменены галереей (между художественным музеем и собственно картинной галереей) и ювелирными магазинами.

Рис.2. Мост Понте Веккьо

Но существуют и современные, хотя и очень редкие, примеры многофункциональных мостовых сооружений. Например – мост «Багратион», открытый в сентябре 1997 года. Он состоит из двух уровней: нижний уровень представляет собой застеклённую крытую галерею, в которой установлены горизонтальные травалаторы, и верхний уровень, на котором находится открытая смотровая площадка. Так же на мосту расположены торговые павильоны.

Рис.3. Мост Багратион, Москва

Рассмотрим причины, руководствуясь которыми люди еще со времен средневековья возводили эти необычные архитектурные сооружения.

Главное достоинство многофункциональных мостов – экономичность. В наш век «победившего капитализма» и рыночной экономики в России, в центрах крупных и крупнейших городов экономия площадей необходима. А с учетом того, что уплотнение застройки центра в вышеописанных городах неизбежно, автор считает, что здания-мосты являются одним из возможных путей решения данной проблемы.

Помимо этого стоит выделить еще один фактор – интенсивное использование моста как пешеходной улицы будет способствовать быстрой окупаемости близкорасположенных объектов торговли за счет большого потока людей [7]. В настоящее время проявился совершенно новый подход к данной теме. Оказалось, что городские автомобильные и железнодорожные мосты крайне неприятны для пешеходов. Усиливается автомобильное движение, что делает мосты все более опасными; летом – пыльными, а в межсезонье грязными.

Серьезное изменение масштабов городов, стремительное индустриальное развитие привели к изменению городской среды. Если раньше рост городов осуществлялся экстенсивно, за счет их расширения, то внедрение прогрессивных экологических и инженерных технологий создает новые условия для адаптации нерационально используемых земель. Высокая потребность в территориях для городского развития диктует острую необходимость разработки новых приемов застройки. К настоящему моменту в современной архитектуре сложился новый подход – использование старых традиций на базе новых технологий, уже опробованных в предыдущий период эволюции. Все чаще пешеходные мосты играют одну из главных ролей, в модернизации городских территорий, идя навстречу требованиям современного общества. Поэтому понятно, что эстетичность и функциональность архитектурной концепции таких мостов должна отвечать ожиданиям их пользователей.

Классификация многофункциональных мостов в системе городской застройки.

  1. мосты для различных видов транспорта;
  2. мост - торговая площадь;
  3. жилой мост;
  4. мост как часть здания;
  5. мост - обзорная площадка;
  6. трансопрно-декоративный, мост-скульптура;
  7. мост, совмещенный с инженерными сооружениями.

1. Мосты для различных видов транспорта (рис.4)

Рис.4

Двухъярусный мрст Понте-де-Дон-Луиш в Порто Понте-де-Дон-Луиш — железнодорожный, автомобильный и пешеходный мост через реку Дору в Португалии, сооружён по проекту ученика Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году и назван в честь короля Луиша I. Нижний уровень, проходящий над самой поверхностью воды, связывает район Рибейра города Порту с погребами и винными складами города Вила-Нова-ди-Гая. Верхний уровень предназначен для связи верхнего района Порту, расположенного рядом железнодорожным вокзалом Сан-Бенту, с верхней частью Вила-Нова-ди-Гая. Понте-де-Дон-Луиш также является своеобразным символом города Порту. [11]

2. Мост - торговая площадь (рис.5)

Рис.5

Проект Moon Bridge в Тайване Датская архитектурная студия JAJA Architcts предложила проект моста, который призван объединить две части набережной тайваньского города Гаосюн и стать крупным культурным центром мегаполиса. Moon Bridge будет гармонично сформирован вдоль берегов реки, соединяя их и создавая уникальный современный прибрежный пейзаж. Мост должен стать «позвоночником города», в котором будут расположены парки, коммерческие структуры, бутики, кафе и места для проведения культурных мероприятий. Также новая инфраструктура предполагает формирование новой современной гавани. Мост будет служить прекрасной панорамной площадкой, откуда гуляющие смогут наблюдать виды города, реку и гавань. [8]

3. Жилой мост (рис.6)

Рис.6

Проект реконструкции моста Bay Bridge в Калифорнии Архитекторы Уильям Гибсон, Рональд Раель и Вирджиния Сан Фрателло предлагают сохранить старый мост Bay Bridge 1936 года постройки, перестроив его под жилье. Проект подразумевает строительство множества жилых квартир по всей продолжительности моста, так как сами конструкции находятся в отличном состоянии. Стоит заметить, что это будут не одни лишь квартиры. Проект предусматривает также создание зеленых зон, зон отдыха, магазинов, спортивных площадок. [13]

4. Мост как часть здания (рис.7)

 

Рис.7. Мост Багратион, Москва

5. Мост – обзорная площадка (рис.8)

 

Рис. 8

Мост Око Тяньцзиня, Китай Мост Yongle Bridge становится всемирно известным и зрелищным после строительства на нем гигантского колеса обозрения, которое прикреплено к середине моста. По обеим сторонам от колеса обозрения расположены 6 полос движения для автомобилей. Это многофункциональный мост, который включает в себя сложную инфраструктуру и транспортное обеспечение.

Дальность обзора окрестностей города достигает 40 километров. Продолжительность полного оборота колеса составляет 30 минут. Управление колесом осуществляется электрическими двигателями [10].

6. Трансопорно-декоративный; мост – скульптура (рис.9)

Рис. 9

Мост Пуэнтос Каскара, Мадрид Мосты Пуэнта Каскара соединяют две части будущего общественного пространства, которое создается группой архитекторов West 8 на до сих пор запущенных берегах рек и над тоннелями внутренней кольцевой дороги испанской столицы, соединяющей ее центральные районы. В течение 2000-х годов значительная часть этой трассы была помещена под землю, при этом в городе появились свободные участки, которые стало возможно превратить в полноценные рекреационные зоны.

Архитекторы спроектировали над тоннелями новую эспланаду, «салон сосен» из 8 000 деревьев, серию партеров и парк Аргансуэла. Чтобы соединить «салон» и парк, через протекающую между ними реку Мансанарес перекинуты два пешеходных моста Пуэнте Каскара. Каждый из них представляют собой вытянутый бетонный свод, к которому на тонких тросах подвешена легкая стальная поверхность — собственно мост: общий эффект авторы проекта сравнивают с китовым усом. Балюстрада состоит из алюминиевых опор. Внутренняя поверхность сводов покрыта мозаиками испанского художника Даниэля Коногара, а по их краям установлены светильники, освещающие не только изображения, но и — отраженным светом — сам мост [12].

7. Мост, совмещенный с инженерными сооружениями (рис.10)

Рис.10

Мост «Соляр Винд» в Калабрии Идея электростанции Solar Wind, разработанная архитекторами Франческо Коларосси, Джиованной Сарацино и Луисой Сарацино, подразумевает превращение старого моста в многофункциональный инфраструктурный объект. К его опорам будут прикреплены двадцать шесть ветряных турбин разного размера, а также солнечные панели, установленные в верхней части виадука которые, смогут вырабатывать до 50 миллионов киловатт-часов в год. Кроме электростанции, на этом старом мосту расположится также небольшой парк. Здесь появятся скамейки, будут посажены деревья, открыты рестораны и кафе с отличным видом. Проект Solar Wind предполагает, что от проезжей части моста будут оставлены всего две полосы движения, необходимые для доставки людей в высотный парк, а также для технических целей [9].

 


Библиография

  1. Айрапетов Д.П. Материал и архитектура. – М.: Стройиздат, 1978.
  2. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. – М.: Стройиздат, 1979.
  3. Ефимов П.П. Архитектура мостов. – М.: Информавтодор, 2003.
  4. Надежин Б.М. Мосты и путепроводы в городах. – М.: Стройиздат, 1964.
  5. Щусев П.В. Мосты и их архитектура. – М.: Стройиздат, 1952.
  6. Кудряшов Н. Люди обживают мосты. URL: http://old.nkj.ru/cgi/naukadffa.html?13+9806+13806084+HTML
  7. Плотникова Н.И. «Обитаемые» мосты. Роль и место в историческом формировании городского контекста. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Plotnikova/Article.php
  8. Проект многоцелевой инфраструктуры Moon Bridge от JAJA Architcts. URL: http://doms.com.ua/arxitektura-i-interer/proekt-mnogocelevoj-infrastrukt...
  9. Ветряный и солнечный мост Solar Wind в Калабрии. URL: http://green-dom.info/?p=1885
  10. Мост "Око Тяньцзиня". URL: http://bestbridge.net/Azi/most-oko-tyanczinya.phtml
  11. Мост дона Луиша. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мост_дона_Луиша
  12. Мосты из китового уса. URL:http://archi.ru/foreign/news/news_present.html?nid=27548
  13. Новый жилой район на старом мосту. URL:http://www.novate.ru/blogs/210909/12979


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017