№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Снигирёва Надежда Владимировна

магистрант ВоГТУ.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор К.В. Кияненко,
ФГБОУ ВПО "Вологодский Государственный Технический Университет",
г. Вологда, Россия

АРХИТЕКТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛОЙ СРЕДЫ КАК ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИЙ


УДК: 72.067.2

В отечественной архитектурной практике конечный пользователь и создатели среды в большинстве сегментов жилищного рынка никак не взаимодействуют. Отлаженной универсальной системы коммуникаций нет также и в самой «проектной команде». В данной статье рассматривается проблема «разрыва коммуникаций» в архитектурной деятельности, её последствия для профессиональной практики и способы решения.

Ключевые слова: коммуникации, социально-проектные коммуникации, соучаствующее проектирование


Множество теоретических работ в отечественной архитектурной науке, в семиологии и социологии посвящено коммуникативной функции архитектуры, которая взаимодействует с человеком посредством пространств и знаков. Значительно меньше внимания уделяется вопросу отношений и понимания между многочисленными участниками проектного процесса, то есть проблеме социально-проектных коммуникаций. Её главное содержание – «разрыв коммуникаций», то есть нарушение либо отсутствие взаимодействия между участниками архитектурного формирования среды, конечными пользователями среды и самой средой.

За рубежом проблема разрыва коммуникаций рассматривается архитектурной теорией уже более полувека. Основной вклад в её решение вносит так называемое соучаствующее проектирование (participatory design), которое направлено на сближение архитектора и конечного пользователя среды. Особенно остро проблема стоит при разработке проектов реконструкции, составляющих всё увеличивающуюся долю проектно-строительной деятельности. Здесь трудности коммуникаций обусловлены наличием сложившихся коллективов жителей, связанных с контекстом долгими годами жизни, и слабостью механизмов, позволяющих архитектору вступить с ними в контакт. Намерение застройщика переселить коренных жителей в другие районы, игнорируя существующие проблемы, усугубляет положение. Так, например, джентрификация – вытеснение прежнего населения новым, более обеспеченным, приводит к социально-экономической сегрегации, а впоследствии – к сламизации и деградации городской среды. [1, С. 108-111]. Со временем проблема коммуникаций обретает всё большую актуальность, так как проектный и строительный рынок наполняется новыми контрагентами и технологиями, увеличивается количество информации, усложняется состав проектной команды. Поэтому важной задачей в архитектурной деятельности является минимизация коммуникационных разрывов.

Цель данной работы – выработать модель соучаствующего проектирования, позволяющую предотвращать или воссоединять коммуникационные разрывы, с возможностью применять её на практике с ориентаций на отечественную архитектурную действительность. Задачи работы: систематизировать коммуникации; проанализировать основные «коммуникационные разрывы», негативные последствия, возникающие от невнимания к данной проблеме, способы преодоления коммуникационных разрывов; выработать модель соучаствующего проектирования при реконструкции.

Все проектные взаимодействия можно представить как систему внутрипрофессиональных, межпрофессиональных и внепрофессиональных коммуникаций. Внутрипрофессиональные коммуникации формируются в рамках самой архитектурной деятельности. Разрыв внутрипрофессиональных коммуникаций выражается в нарушении информационных обменов между представителями разных видов архитектурной деятельности. Например, рассогласованность между научной и проектной деятельностью, когда современные теоретические разработки не получают проектного воплощения. Развитие архитектурной науки происходит обособленно от проектно-строительной деятельности, которая не воспринимает новые идеи и технологии. Под разрывом межпрофессиональных коммуникаций понимается нарушение продуктивных связей между разными специалистами, влияющими на формирование архитектурной среды. К коммуникантам данного типа относятся члены «проектной команды» и другие контрагенты строительного рынка. Примером такого разрыва является отсутствие коммуникации между архитекторами, строителями, девелоперами, инвесторами – когда разными являются критерии «успешности», понимание потребности, приоритеты. Для девелопера приоритет – в экономически выгодной реализации недвижимости и соответствие предложения рыночному спросу, причем основным показателем является рыночная стоимость жилища, индивидуальные проблемы и потребности людей здесь не учитываются или предполагается, что они находят адекватное выражение в спросе. Инвестор рассматривает успех проекта с позиции минимального капиталовложения и максимальной прибыли. Строители – с позиции рациональности технических решений и т.п.

Разрыв межпрофессиональных коммуникаций приводит к тому, что воплощение отличается от проектного предложения, экономический потенциал не реализуется, а сам объект оказывается не адресован непосредственному пользователю среды. Разрыв внепрофессиональных коммуникаций заключается в нарушении взаимодействия между компонентами среды, непосредственными конечными пользователями среды и создателями среды. Эта проблема связана с оторванностью профессиональной сферы от реальной жизни, проблем и потребностей людей. Пользователь среды воспринимается профессионалом как некая абстракция, условная модель с обобщенными потребностями, которые в основном выражаются в квадратных метрах. Люди в такой ситуации имеют возможность «голоса» только через покупательную способность, которая всегда искажена ограниченностью существующего предложения. Поэтому индивидуализация и идентификация архитектурной среды с обитателем в условиях разрыва внепрофессиональных коммуникаций невозможна. Это приводит к проблеме взаимодействия человека как обитателя со средой. Потенциал объекта не может быть выявлен, если человек не видит в нём отражения своих потребностей.

Последствия коммуникационных разрывов негативно сказываются на архитектурной среде. Многие коммерческие объекты жилищной недвижимости остаются незаселёнными, девелоперы не могут продать дорогостоящие квартиры. Люди начинают активно перестраивать жилище сразу после приобретения, «самострой», как реакция потребителей на неадекватность профессиональных представлений о среде, приобретает значительные масштабы, несмотря на противодействие власти и многочисленные препоны. Массовые протесты горожан против непонятных или враждебных их интересам проектов останавливают многие стройки или чрезвычайно затрудняют их осуществление, а реализованные, но не отвечающие интересам части населения проекты оказываются коммерчески неуспешными и социально обременительными (рис.1).

Рис. 1. Виды коммуникаций. Разрывы коммуникаций

В традиционном отечественном процессе проектирования и реконструкции коммуникация происходит по сложной схеме, включающей в себя заказчика, застройщика, инвестора, архитектурную команду, администрацию, девелопера. При этом связь между конечным пользователем, местным сообществом и архитектором отсутствует. Исследования потребностей людей часто подменяются унифицированными моделями, а публичные слушания неэффективны, так как не являются инструментом делегирования власти (рис.2).

Рис. 2. Участники процесса реконструкции и разрыв коммуникаций между ними. Схема составлена с использованием источника [2].

Учитывая отрицательные последствия коммуникационных разрывов, обратимся к возможным способам их преодоления, использующимся в мировой архитектурной практике. Разрывы коммуникаций «склеиваются» путём создания информационных каналов прямой и обратной связи. Так, например, обеспечение внутрипрофессиональных коммуникаций требует организации взаимодействия архитектурной науки, теории и критики с практикой, менеджментом, консалтингом и педагогикой. Межпрофессиональные коммуникации могут налаживаться уже на стадии высшего образования подключением к архитектурно-образовательному процессу реальных участников проектно-строительного рынка: заказчиков, конструкторов, собственников, городской администрации. Это также может происходить путем проведения регулярных проектных семинаров, воркшопов, использования дистанционных коммуникационных систем «облачного» типа, обеспечивающих сетевой доступ всех участников проектного процесса к общей информации по проекту, с возможностью контроля процесса, отчетности, внесения изменений в проекты. Внепрофессиональные коммуникации, в свою очередь, восстанавливаются на основе механизмов «соучастия» с вовлечением в процесс проектирования создателей и обитателей среды.

Архитектурное соучастие – привлечение жителей к процессу проектирования для выявления истинных потребностей и проблем людей. Центры соучаствующего проектирования являются ареной информационного взаимодействия архитектора с местными организациями жителей, структурами власти и инвесторами.

В соучаствующем проектировании при реконструкции архитектор выполняет функцию посредника между конечным пользователем, местным сообществом, заказчиком, администрацией, что позволяет преодолевать коммуникационные разрывы. Здесь архитектор не просто исполнитель-проектировщик. Он анализирует проблемы и потребности конечного пользователя, местного сообщества и разрабатывает программу проектирования, осуществляет консультативную деятельность. Архитектор может выполнять только функции консультанта и составлять проектную программу, либо консультанта и проектировщика одновременно (рис.3).

Рис.3. Восстановление коммуникационных разрывов при реконструкции

Таким образом, соучаствующее проектирование может быть инструментом решения проблемы коммуникаций в архитектурной деятельности.

Опираясь на зарубежный опыт, работы Генри Саноффа [3], исследования Фелиции Харст [4], автор выработал схему процесса архитектурного соучастия, состоящего из четырёх основных этапов:

Этап 1 – подготовительный. Цель – собрать группу не менее 30 человек для проведения соучаствующего проектирования. Желательное количество 60-80 участников.

1. Для выявления проблем жителей на реконструируемой территории и тех, чьи интересы затрагивает планируемое проектное решение, проводится опрос. Круг и количество опрашиваемых определяется в зависимости от территориального расположения объекта и его основного назначения. Опрос проводится в форме интервьюирования, анкетирования, как непосредственно, так и дистанционно, с помощью Интернет-ресурсов. Результаты опроса анализируются и систематизируются.

2. На базе этих исследований архитектор формирует шаблоны для проектирования, которые впоследствии будет использовать в процессе проектного соучастия.

3. Проводится рассылка приглашений к соучаствующему проектированию всем предполагаемым заинтересованным лицам.

Этап 2 – первый семинар. Цель семинара – собрать людей вместе, познакомить их с ходом и методами работы, с целями совместной работы, с используемой терминологией. Пользователи должны выбрать из предложенных архитектором шаблонов те, которые станут основой формирования будущего объекта. Семинар включает следующие этапы:

1. Обсуждение проблем и потребностей, формирование основных целей объекта с применением метода мозгового штурма. Группа не разбита на команды. Работа происходит совместно.

2. Архитектор предлагает участникам на рассмотрение шаблоны. Группа выбирает из предложенных шаблонов те, которые считает наиболее удачными.

3. Группа анализирует выбранные шаблоны, обсуждает цели, уточняет терминологию.

4. Участники разбиваются на команды по 5 человек. В каждой группе должны быть представители разных домохозяйств. Группа получает задание сформировать из предложенных шаблонов свою схему проектного решения.

5. Архитектор систематизирует полученные результаты и все выбранные шаблоны, обсуждает их с участниками семинара. Архитектор вместе с группой формирует общую схему проектного решения и определяет шаблоны, которые будут использоваться.

6. По итогам первого семинара архитектор составляет проектную программу, экономическую и социальную эффективность которой анализируют девелопер, инвестор, городская администрация.

Этап 3 – второй семинар. Цель – разработка предварительного проектного решения.

1. Архитектор обсуждает с группой проектную программу, фиксирует комментарии, замечания, дополнения.

2. Архитектор показывает участникам фотографии места, план территории. Группа обсуждает проблемы и особенности территории. Результаты фиксируются.

3. Участники разбиваются на команды по 5 человек. В каждой группе должны быть представители разных домохозяйств. Им выдаются карточки с изображениями выбранных шаблонов. Задача жителей в том, чтобы расположить на сетке плана шаблоны так, как они хотели бы организовать среду. Далее каждая группа объясняет своё решение остальным участникам.

4. Участникам выдаются характерные фотографии с изображением выбранных ими шаблонов, и они располагают фотографии на сетке плана, объясняя свой выбор.

5. По итогам обсуждения выбирается и разрабатывается оптимальное решение. На этом семинаре могут присутствовать представители заказчика, администрации и вносить свои предложения.

Этап 4. Архитектор анализирует результаты и выполняет эскизный проект, который обсуждается проектной командой: заказчиком, инвестором, девелопером, администрацией. Также на этом этапе подключаются смежные специалисты: инженеры, конструкторы, экономисты, которые оценивают осуществимость и эффективность проектного решения. Затем проводится третий семинар в режиме общественного слушания, на котором присутствуют жители города, проектная команда, представители администрации. Архитектор представляет жителям эскиз и обсуждает его. Цель семинара – выяснить: оправдывает ли проект ожидания людей, есть ли в программе то, что они хотели бы изменить, хотели бы жители видеть это построенным? Аналогичный процесс соучастия может быть запущен в Интернете, где особенно важно использовать яркие визуальные образы, понятные людям. Будущие жители могут принимать участие в строительстве, что позволит уменьшить стоимость объекта, конечные пользователи могут вносить изменения.

Автор планирует использовать данный метод для выполнения проекта реконструкции жилого квартала в исторической части г. Вологда. В качестве шаблонов предполагается использовать образцы, предложенные К. Александером в книге «A pattern language» [5]. Главная задача в том, чтобы адаптировать методы соучастия к российской действительности, проверить их эффективность, выработать альтернативную человекоориентированную методику реконструкции жилой среды, позволяющую избежать коммуникационных разрывов.


Библиография

  1. Кияненко К.В. Введение в проблематику современного рыночного жилища /  К.В. Кияненко.  – Вологда : ВоГТУ, 2002. – С. 108-111.
  2. Кияненко К.В. Архитектура и социальное моделирование жилища : автореф. дис. ... доктора архитектуры:18.00.02 / К.В.Кияненко.  – М., 2005. –  С. 62.
  3. Sanoff Н. Community participation methods in design and planning.  – New York : John Wiley and Sons, Inc. – P. 306.
  4. Hurst F. Architectural Participatory Design Methods. Research Paper : The Graduate School, University of Wisconsin-Stout, Dec. 2000.  – P. 75.
  5. Alexander С. A Pattern Language. – New York : Oxford University Press, 1977.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017