№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


Маркова Екатерина Андреевна

магистрант УралГАХА.
Научные руководители: кандидат архитектуры, доцент И.В. Тарасова,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

СПЕЦИФИКА КРИТИКИ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЦЕССА Г. ЕКАТЕРИНБУРГА (на примере организации архитектурных конкурсов)


В статье рассматривается система коммуникаций современного архитектурного процесса и обозначаются потенциальные возможности критики в ней. Предлагается методика исследования организации медиум-коммуникаций. А также представляются результаты изучения архитектурных конкурсов: определяются задачи данных мероприятий, рассматривается организация конкурсов в практике г. Екатеринбурга, выявляется востребованность архитектурной критики и эффективность исследованных коммуникаций.

Ключевые слова: современный архитектурный процесс, коммуникации, архитектурная критика, организация архитектурных конкурсов


На сегодняшний день во всех сферах жизнедеятельности развиваются коммуникации, их масштаб увеличивается, они все глубже проникают в происходящие с человеком процессы. В широком смысле коммуникация – это способы связи любых объектов материального и духовного мира [1]. Данный термин применительно к архитектуре обозначает и общение людей, и транспортную систему города, и инженерные сети, и распространение информации, и влияние здания на прохожего, и обращение автора статьи по архитектуре к читателям, и общение между членами команды проектировщиков, и многое другое. Однако именно взаимодействие между людьми обеспечивает функционирование архитектурного процесса.

Коммуникации современного архитектурного процесса имеют свои недостатки. Основными из них являются отсутствие единого коммуникативного пространства в среде профессионалов и «закрытость» сферы профессиональной деятельности архитекторов от других сторон жизни общества. Об этом свидетельствуют возросшее внимание общественности к строящейся архитектуре, в основном проявляющееся конфликтами, недостаточное распространение и часто труднодоступность информации о событиях архитектурной жизни и научных исследованиях в среде профессионалов, ограниченность творческих возможностей экономическими особенностями современности. Часто это вызвано неправильной организацией проводимых мероприятий.

Организовать процесс коммуникации более эффективно, провести разъяснительную работу с участниками конфликта, способствовать распространению информации, подстегнуть творческую активность, собрать и систематизировать новое в архитектуре может критика, выступая в роли арбитра, переводчика и транслятора мнений, оценок, ценностей между участниками коммуникации.

Система коммуникаций современного архитектурного процесса может быть определена как структура, состоящая из всех взаимодействий в сфере архитектуры. Она может быть представлена как трехуровневая система: мега-, медиум- и микрокоммуникации, в зависимости от масштаба взаимодействия участников (рис.1) [5,7].

Рис. 1. Система коммуникаций современного архитектурного процесса

Коммуникационное пространство современного архитектурного процесса образуется на мега-уровне из взаимодействия сферы архитектуры и других смежных сфер: социальной, образовательной, научной, творческой, идейной, нормативно-правовой [2,6,8]. Данное взаимодействие концептуально, оно определяет задачи и способы построения коммуникаций.

В коммуникативную деятельность архитектуры на втором уровне, медиум-коммуникации, входят различные мероприятия [1,3]. Все их многообразие было условно разделено на пять групп, в зависимости от целей их проведения и сфер современного архитектурного процесса.

Общественные мероприятия (социальная сфера плюс архитектура) служат для организации взаимодействия проектировщиков с социумом или отдельными социальными группами.

Идейные мероприятия (идейная и творческая сферы плюс архитектура) формируют концептуальный заказ на решение проектируемых объектов, а также ориентированы на создание новых архитектурных концепций, стилей, направлений.

Практические мероприятия (нормативно-правовая сфера плюс архитектура) обеспечивают процесс проектирования и строительства архитектурных объектов.

Научные мероприятия (научная сфера плюс архитектура) направлены на изучение исторического опыта, систематизацию и объяснение происходящих современных явлений архитектурной действительности, прогнозирование будущего архитектуры.

Образовательные мероприятия (образовательная сфера плюс архитектура) обеспечивают воспроизводство профессии.

На уровне микро-коммуникаций находятся единичные акты взаимодействия [4]: диалог, переговоры, доклад, письмо, ответ на вопрос, интервью, опрос и т.д., они становятся «инструментами» для проведения разных форм коммуникации.

Критика в коммуникациях современного архитектурного процесса представляет собой аналитические и оценочные суждения, посредничество между участниками мероприятий и другое. Применение критики может повысить эффективность коммуникаций в сфере архитектуры.

Для исследования критики в коммуникациях современного архитектурного процесса в рамках магистерской диссертации были выбраны по одному мероприятию из каждой группы медиум-коммуникаций. В данной статье будет рассмотрено только одно – архитектурные конкурсы, относящиеся к идеологическим мероприятиям.

Исследование выбранного мероприятия происходило в три этапа:

I. Теоретический. На данном этапе определяются концептуальные цели и задачи мероприятия, а также задачи архитектурной критики в нем, исходя из ее задач на уровне мега-коммуникаций. А также изучаются документы, регламентирующие организацию мероприятия.

II. Собирательный. Сбор фактических данных производится с помощью методов наблюдение, интервью и изучения отчетов о мероприятиях. Полученные данные обрабатываются с помощью метода систематизация. Результаты представляются в табличной форме.

III. Аналитический. Методами сравнение и обобщение было получено обобщенное описание исследуемого мероприятия, на основе которого была смоделирована графическая схема организации мероприятия. Методом сравнения теоретических задач и практических результатов был проведен анализ эффективности организации мероприятия и функционирования критики в нем.

Архитектурные конкурсы

I этап. Архитектурные конкурсы направлены на представление новых идей и решений. Их можно назвать «срезом» современного проектирования, новейших тенденций в архитектуре и дизайне. На мега-уровне оси творческая сфера-архитектура задачей критики является распространение новых концепций среди архитекторов для их практического воплощения, а в обратном направлении – формирование новых течений на основании предложенных архитектурных произведений. Соответственно, задачами критики в архитектурных конкурсах являются оценка и интерпретация новых творческих идей.

II этап. В ходе исследования были изучены 19 архитектурных конкурсов, из них 6 ежегодных, проведенных в г. Екатеринбурге с 2001 г. по 2011 г.

III этап. Результатом исследования стало усредненное описание изучаемого мероприятия и графическая схема, составленная по нему.

Участником большей части конкурсов может стать любой желающий, так или иначе связанный с проектированием. Однако есть узконаправленные конкурсы (например, только для студентов), а также открытые и закрытые (не рассмотренные в исследовании) конкурсы. В Екатеринбурге проводятся конкурсы достижений в архитектуре за определенный период, какой-либо области архитектуры (например, деревянное или малоэтажное строительство), конкурсы на проектирование какого-либо объекта. Конкурсы являются способом заявить о себе, в них присутствуют денежные вознаграждения.

Архитектурные конкурсы проходят в течение достаточно длительного времени и состоят из нескольких частей, этапов.

1. Анонсирование конкурса и сбор присланных авторами работ. Исследование показало, что анонсирование данного мероприятия недостаточно широкое, и не всегда понятно для людей, не имеющих специального образования.

2. Работа профессионального жюри (из опытных архитекторов), выбирающего победителей. Как правило, отсутствует номинация общественного жюри.

3. Выставка конкурсных работ (может проходить в сети Интернет, но подобная практика не распространена). Выставки работ конкурсантов не всегда организуются и представляют только лучшие, по мнению жюри, работы. На выставке или после нее проходит церемония награждения.

4. Итоги. Кроме призов лучшие работы, как правило, публикуются в журналах, реже на сайтах, а если конкурс был по определенному заданию, то проект-победитель рекомендуется к реализации (рис.2).

Рис. 2. Схема организации архитектурных конкурсов

Изучение организации и проведения архитектурных конкурсов выявило потребность в архитектурной критике при помощи определенных на первом этапе задач мероприятия и критики (рис.3).

Рис. 3. Архитектурная критика в коммуникативном мероприятии (на примере проведения конкурсов)

- Анонсирование для жителей города с предложением познакомиться с конкурсными проектами.

- На выставке конкурсных работ, обеспечивая связь между архитекторами и зрителями. Возможно, это могли бы делать авторы проектов, способные ответить на возникающие у посетителей вопросы. Подобная работа могла бы не только собирать мнения и оценки проектов посетителями, но и знакомить широкую аудиторию с новейшими веяниями в архитектуре, формировать художественные вкусы и ожидания общественности.

- При публикации отчетов о мероприятии. Во-первых, для того, чтобы данные публикации были понятны не только людям со специальной подготовкой. Во-вторых, для составления отчетов, содержащих оценку и интерпретацию новых творческих концепций, прогнозы будущего архитектуры на их основе.

Итак, проведенное исследование организации мероприятий показало, что:

1. Архитектурные конкурсы являются закрытыми внутри профессиональной среды мероприятиями, то есть горожанам не только сложно узнать о проведении конкурса, но и трудно попасть на проводимые внутри него мероприятия. Соответственно, они не могут познакомиться с последними веяниями в архитектуре.

2. Представление новых идей и решений происходит в узком кругу, состоящего практически из организаторов (в ходе работы жюри) и участников (на выставке) мероприятия. На выставках, организованных для лучших работ, нет специалистов, которым можно было бы задать возникающие вопросы о проектах или высказать личное мнение. То есть отсутствует механизм обратной связи – от зрителя к автору.

3. Лишь немногие победившие проекты оказываются опубликованными и доступными широкому кругу читателей, чаще в специализированных изданиях, то есть для архитекторов. В отчетных публикациях не присутствует какая-либо оценка или интерпретация проектов, новых творческих концепций. Они ограничиваются сухим изложением результатов.

4. Критика в изученных мероприятиях не работает.

Таким образом, основная задача мероприятия – презентация нового в архитектуре – выполняется не в полном объеме, только для небольших групп людей-специалистов, а поскольку архитектурная критика на мероприятии не работает, ее задачи полностью не решаются. Хотя включение архитектурной критики в организацию конкурсов в обозначенных местах увеличило бы эффективность мероприятия, способствовало бы установлению конструктивных отношений между проектировщиками и общественностью, а также развитию творческой деятельности в архитектуре. 


Библиография

  1. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2005. – 615с.
  2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. -–2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512с.
  3. Володина, Л.В. Деловое общение и основы теории коммуникации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Володина, О.К. Карпухина // СТ «Факультет ДВО». – URL : http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n6.htm
  4. Волчкова И.М, Лазарева Э.А. Архитектурно-исследовательские виды деятельности: коммуникативно-речевой аспект: учеб. пособие / И.М. Волчкова, Э.А. Лазарева. – Екатеринбург: Изд-во УрГАХА, 2005. – 172с.
  5. Душкина, М.Р. Психология влияния / М.Р. Душкина. – СПб. : Питер, 2004. – 224с.
  6. Заварихин, С.П. Структура архитектурного процесса / С.П. Заварихин // Вопросы истории, теории и практики архитектуры: межвуз. темат. сб. Л. – 1985. – С. 7-11.
  7. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. Пособие / А.В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
  8. Фесенко, Д. Теория архитектурного процесса: контуры новой парадигмы / Д. Фесенко // Архитектурный Вестник. – М., 2010. – 240с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017