№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Семенова Наталия Владимировна

магистрант ВГАСУ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор П.В. Капустин
ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный архитектурно-строительный университет",
г. Воронеж, Россия

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ МОДЕРНА: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НАСЛЕДИЯ


УДК: 72.036

Переломным периодом, начавшим новую эпоху в архитектуре, стал стиль модерн. Этот стиль характеризуется инновационными изменениями принципов архитектурного формообразования. Обсуждается значение переосмысления исторического опыта модерна, его формообразующих ценностей для решения проблем современной архитектуры.

Ключевые слова: модерн, архитектурное формообразование, переосмысление наследия, современная архитектура


Наследие стиля модерн многообразно, противоречиво, потому что содержит не только созданные ценности архитектуры и дизайна, художественные открытия в искусстве, но и неразрешенные эстетические противоречия. Это наследие нельзя оценить кардинально позитивно или негативно. Оно требует более тонкого и осмысленного подхода. В последнее время отношение к стилю модерн начало существенно меняться – он теперь рассматривается не как один из признаков упадка буржуазной культуры, а как направление «эстетических исканий в истории искусства конца XIX – XX веков»[1].

На протяжении всей истории человечества архитектура была и остаётся наиболее социально значимым видом искусства. Именно архитектура формирует пространственно-пластическую среду, которая влияет на развитие сознания общества.

Современная архитектура, как никогда, нуждается в культурологических ценностях осмысления природы и сущности стиля модерн, потому что всё чаще возникают проблемы «эстетизации» при формообразовании современного градостроительного пространства. Современным сооружениям, претендующим на звание объектов, регулирующих и формирующих современное градостроительное пространство, всё чаще не хватает гуманистических ориентиров, уникальности, гармонии с окружающим пространством – будь то исторически сложившаяся застройка или вновь создаваемая. Ведь от архитектуры невозможно отделиться, её невозможно исключить из окружающего нас пространства – она и есть пространство. Человеку не хватает восприятия пластичности и изогнутости линий (в современных зданиях преобладают, в основном, чёткие, строгие, «царапающие» пространство плоскости), человеческий глаз устал от однообразия цветовой гаммы современных построек, современную архитектуру отличает отказ от элементов и деталей, выполненных с применением ручного труда (витражи, ковка, различные росписи, мозаика и т.д.) В. А. Фаворский писал, что "входить в архитектуру, чтоб ей не помешать, — жалкая задача. Только действенное преобразование архитектурных поверхностей — задача художника» [2].

Архитектура – это средство формообразования окружающего нас пространства. Поэтому формообразование в архитектуре включает в себя ещё и пространственную организацию, характеризуемую структурой, компановкой, технологией, эстетической концепцией. Разработку только эстетических характеристик объекта можно назвать формотворчеством, поэтому в процессе формообразования должны учитываться как образные (эстетические) характеристики объекта, так и функциональные. Образ и функция должны находиться во взаимовлиянии и взаимообогащении, при этом процесс формообразования должен быть подчинён соблюдению определённых принципов – эстетическая целостность, эстетическая целесообразность, эстетическая гармонизация, эстетическая выразительность.

Смена комплекса принципов формообразования в архитектуре подразумевает смену архитектурных стилей и, соответственно, смену эпох в искусстве. «Периодом, начинающим новую эпоху и в этом смысле переломным, обозначившим качественные изменения в типе организации архитектурной системы и принципе формообразования, стал в истории русского искусства рубеж ХIХ-ХХ столетий и более точно - 1890-1910-е года. В архитектуре этого времени, при всем многообразии течений и их видимой разнохарактерности, следует выделить стиль модерн»[3]. Лозунгом модерна были провозглашены современность и новизна. Архитектура модерна отрицала подражательность, каноничность. Формообразующим принципом этого периода стала гармония системообразующих связей полезного и прекрасного.

Модерн в ходе эволюции современных формообразующих концепций изучался сначала на утилитарном, а затем на эстетическом уровне. Переосмысление наследия стиля модерн стало возможным благодаря качественным изменениям во взглядах на саму проблему формообразования. Именно поэтому современные архитекторы всё больше обращают внимание на романтическую настроенность и одухотворённость формообразования модерна, потому что в современной архитектуре как никогда остро встаёт проблема оригинальности и уникальности. Модерн отличается тем, что определённые его объекты уподобляются органическим формам и предметам, поэтому здесь можно отметить ещё две составляющие формообразования модерна – органичность и имитационность. Парадоксальность форм, отсутствие симметрии, причудливость объёмов, контраст имитации и полной условности – вот что отличает эстетику формообразования модерна от других стилей и что сегодня так не хватает современным мегаполисам.

Современные исследователи стиля модерн отмечают рациональные принципы формообразования модерна. «Метод проектирования модерна был в известной мере также интегрирующим, объединяющим принцип формообразования не только «изнутри–наружу» (от целесообразно решенной функции к объему), но и наоборот — «снаружи–вовнутрь» (от среды к зданию). Этим в известной мере определялись многие новации модерна — мощная пластика фасадов, наличие глубоких впадин в конфигурации застройки — курдонеров, полузамкнутых пространств внутренних дворов», – отмечает Ю. И. Курбатов [4]. Поэтому объекты архитектуры в эпоху модерна утрачивают свою обособленность и становятся компонентами комплексной среды. Це¬лостная архитектурная среда модерна становится обязательным условием стилевого единства. Взаимовлияние методов «изнутри-наружу» и «снаружи-вовнутрь» создало особое направление оформления "интерьера" города и улицы: фонари, скамьи, кованые решётки и ограждения стали неотъемлемыми составляющими пространства. Э.Н.Бэкон сказал: «Архитектурная форма – это точка соприкосновения массы с пространством. Архитектурные формы, фактура, материалы, границы света, тени, цвета – все это вместе одухотворяет архитектурное пространство, качество архитектуры зависит от умения мастера использовать и сочетать все эти элементы, как во внутреннем, так и во внешнем пространстве» [5].

Динамику форм модерна отличают спонтанность, стихийность, самопроизвольность. Объёмы в модерне напоминают части живых организмов. Даже геометризм в модерне усложняется и приобретает «природный характер». В духе стилизации растительного декора, текучих плавных линий, плоскостных цветовых решений выполнялись панно, мозаики, витражи, металлические кованые изделия, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, стеклянные и фарфоровые предметы интерьера. Во времена модерна различные виды искусства оказались в тесном взаимовлиянии, поэтому современных исследователей привлекают попытки архитекторов того времени создать синтез разных искусств. Доведение до совершенства этого факта отразилось в идее синтеза искусств, провозглашенной модерном. «Именно в этой опосредованности и взаимосвязанности проблемы синтеза, как целевой программы всех видов искусства, с фундаментальными процессами формообразования в каждом из искусств в отдельности и одновременном формировании их стилевой близости – видится историческое значение синтеза искусств в рубежную эпоху»[6, С. 18]. Возможно, поэтому в модерне властвуют стилизация и гротеск, принцип «декоративизма», абсолютное раскрепощение форм и мастерское владение различными материалами и фактурами. Это послужило причиной возрождения в эпоху стиля модерн искусства мозаики, росписи стекла, заново были открыты неоценимые возможности дерева, металла, керамики, фарфора. Модерн продемонстрировал формообразующие возможности разнообразных материалов, показав сти¬лизацию изогнутых упругих линий металла, скульптурности и тягучести бетона, прозрачности поверхностей цветного и обычного стекла, специально акцентировал вырази¬тельные возможности разнообразных фактур.

Блестящая реализация принципов идеи синтеза искусств позволила архитекторам модерна создать сооружения, отличающиеся своей необычайной выразительностью и естественностью восприятия. Пристальное рассмотрение синтеза искусств в модерне выявляет способность различных видов искусства приближаться друг к другу и переходить друг в друга – этот бесценный опыт может открыть новые пути решения для оформления внешнего и внутреннего средового аспекта в современной архитектуре.

Архитекторы, используя определённый язык формообразования – соотношение масштабов, объёмов, чередование ритма, высот, разного вида пространств и колористических решений, влияют на создание в сознании человека устойчивых ценностей, ориентаций и психологических установок, которые, в свою очеред,ь влияют на общий характер состояния общества. Модерн положил начало новой эпохи, тем самым заняв своё историческое место в истории архитектуры. «Соотношение полезного и прекрасного в модерне характеризуется диа-лектическим единством противоположных начал»[3] – этот принцип явился формообразующим в эпоху модерна. Отказавшись от стандартного набора стилеобразующих методов, модерн открыл новые возможности обновления формы. «Реальные формообразующие принципы модерна оказались весьма близкими тенденциям сегодняшнего дня»[4]. Целесообразное использование приемов планировки и композиции, комфорт и удобная организация пространства, применение новых прогрессивных материалов и конструкций сближает архитектуру эпохи модерна и современность. Этот факт особенно важен для современной архитектуры, существующей в эпоху стремительно развивающихся конструктивных средств, материалов, пространственных структур. Поэтому именно модерн стал начальным этапом современной архитектуры, который находится в непрерывном развитии и преобразуется в своих характеристиках соответственно требованиям определённого момента эпохи. 


Библиография

Завьялова А. Н. Культурные основания стиля модерн: дис. канд. культурологических наук: 24.00.01/ А. Н. Завьялова. – Новосибирск, 2003.

2. Стиль модерн в искусстве конца 19 – начала 20 веков. Проблема синтеза искусств в модерне [Электронный ресурс] / webplus.info – Режим доступа: http://webplus.info/index.php?page=48&article=134

3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов [Электронный ресурс] / Е.И. Кириченко. – М. : Искусство, 1982. – 399 с. : ил. - Режим доступа: http://cih.ru/am/m1.html

4. Курбатов Ю. И. Ссылки на модерн в новейшей архитектуре Петербурга. 100 лет Петербургскому модерну [Электронный ресурс] // Материалы научной конференции - СПб.: Альт-Софт, Белое и Черное, 2000. – С.244-250 – . – Режим доступа: http://www.archi.ru/files/publications/books/100let.htm

5. Современная теория формообразования в архитектуре. Опыт анализа и практического воплощения [Электронный ресурс] // Вестник гражданских инженеров. – 2006, март - Режим доступа: http://www.mamoshin.ru/content/data/store/im...

6. Азизян, И.А. Архитектура в отечественной художественной культуре ХХ века. Диалог и взаимодействие искусств / И.А. Азизян. – М.: НИИТАГ. РААСН, 1996. – 469 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017