№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Казанцева Наталья Викторовна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А. В. Лемегов, 
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИМАГИСТРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Г. НЕВЬЯНСКА


УДК: 72.01

Излагается проблематика нерационального использования примагистральных территорий и деление городского пространства транспортными путями. Выявляется роль транспортного сообщения и специфика обеспечения социальными мегаструктурами территорий транспортных коридоров. Дается концептуальное предложение по реорганизации проблемных территорий на базе основополагающих принципов.

Ключевые слова: примагистральные территории, многоуровневые пространственные структуры, пешеходно-транспортные пути, общественно-деловой центр


На сегодняшний день не только крупные развивающиеся индустриальные города, но и малые населенные пункты находятся в сложнейшем положении относительно разделения пространства города крупными транспортными магистралями, пронизывающими его пространство, осуществляя транзит непосредственно через городской центр, что ведет к неэффективному использованию этих территорий. В отличие от проектирования и застройки нового городского пространства, реконструкция сложившихся структур является более сложной проблемой.

Действительно, какова роль и влияние транспортного сообщения в жизни государства, в жизни отдельно взятых городов? За последнее столетие Россия претерпела небывалый научно-технический, информационный подъем. И все это напрямую связано с изобретениями в области транспортного сообщения и строительством развитой сети железнодорожных и автомобильных магистралей. Города на пути следования нового транспортного пути получили шанс своего развития на новом, качественном уровне.

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.

В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт является ведущим фактором развития туризма.

Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом [1].

Но развитие городов по традиционному пути поднимает как и прежде вопрос распространения антропогенных воздействий на примагистральные территории (Голубев Г. Е., Янсон Е. Н. и другие) и неэффективность их использования.

В настоящее время, в условиях дефицита потенциальных строительных участков, значительные территории заняты железнодорожными путями, прирельсовыми складами, депо, ремонтными мастерскими, небольшими боксовыми гаражами. Реабилитация этих ценных территорий возможна путем их перекрытия многоярусными мегаструктурами, включающими автостоянки, скоростные дороги, развязки, проезды для автотранспорта, а также торговые, культурно-зрелищные, развлекательные, спортивные, офисно-деловые, гостиничные комплексы. Важной составляющей при этом представляется организация продольных и поперечных пешеходных и пешеходно-транспортных улиц-коридоров, улиц-бульваров, объединяющих отдельные части города, разъединенные сегодня руслами ж/д путей. Сотовый монолит, применяемый в качестве основной конструктивной системы, обеспечивает возведение крупнопролетных мегаструктур-платформ с возможностью их дальнейшего многоярусного развития. Аналогичные схемы могут быть транслированы на деградированные территории скоростных автодорог и авто-развязок России [2].

Градостроители и архитекторы всё чаще стали обращать свое внимание на значимость и ценность этих территорий в системе города, агломерации и более крупных пространственных систем.

Сегодня стоит задача сделать примагистральные территории не просто используемыми, но комфортными для жителей и гостей города. Всем известно, что на сегодняшний день территории, приближенные к крупным транспортным магистралям, пустуют, принося колоссальные потери городу не только в экономическом плане, но в плане потери территорий под застройку. Транспортные сети являются осью концентрации городских структур. И это обеспечивает высокое качество городской среды. Крупные транспортные магистрали несут объединяющий характер, по ним ежедневно в разных направлениях, как по артериям крупного организма пульсирует, кровь, движутся людские потоки с самыми разными намерениями. В пути человек проводит огромное количество времени. Поэтому первоочередной задачей градостроителей, представителей власти и других компетентных лиц является создание на примагистральных территориях максимально комфортных условий для пребывания людей.

Город Невьянск является ярко выраженным примером такого нерационального использования ценных территорий и грубого разделения застроенных пространств транспортными магистралями Екатеринбург-Серов. Несмотря на то, что поселок Цементный не является частью города, большинство его жителей ежедневно перемещаются к местам приложения труда и досуга в г. Невьянск и обратно. И очевидно, что транспортные пути и пустынные, заброшенные территории при них служат преградой не просто в градостроительном, но и эстетическом, экономическом, экологическом плане. Территории при крупнейших транспортных магистралях регионального значения, расположенные вблизи поставщиков сырья и потребителей продукции, определяют преимущество их экономико-географического положения, которое в настоящее время никак не используется, за исключением расположенной здесь станции Невьянск.

В настоящее время участок проектирования занимают инженерные и транспортные сооружения, объекты коммунально-складского и производственного назначения, территории индивидуальной жилой застройки. Однако большую часть района покрывают пустынные незастроенные территории, свидетельствующие о неэффективном и нерациональном использовании земель района, столь привлекательного в экономическом отношении, благодаря своему местоположению. Концепция реорганизации прирельсовых территорий с созданием новой автотранспортной сети и социальной инфраструктуры над железнодорожными путями приведет к приобретению этими территориями статуса общественно-делового и коммерческого центра, сняв эту нагрузку с исторического центра города Невьянск.

Реабилитация столь ценных территорий приведет не просто к объединению разделенных территорий, но и подъему экономического статуса города в целом. Это может быть достигнуто реализацией следующих принципов:

1. Принцип единства – достигается путем организации многоуровневых систем транспортных и пешеходных тоннелей, переходов, платформ, общественных зданий и сооружений над транспортными полотнами;

2. Принцип экологического равновесия – достигается путем экранирования транспортных путей (зданиями, экранами), перекрытием их платформами с озелененными поверхностями.

3. Принцип увеличения роли территории в структуре города и более крупных систем расселения.

4. Принцип функционального равновесия городского пространства в целом – достигается путем переходя некоторых функций от центра города, что разгрузит последний.

 


Библиография

  1. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности, http://tourlib.net/books_tourism/zorin11.htm
  2. Перекрытие железнодорожных путей. Россия, Москва 2005-2006 // Татлин mono №4/5/41 2006. – С. 136
  3. Транс-Россия XXI, 2004 // TATLIN mono №4|5|41|2006. – С. 64.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017