№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Чикилева Ксения Валерьевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Попов А.В.
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

ВИДЕОЭКОЛОГИЯ ПОДЗЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА


УДК: 72.01

В статье рассматривается рекреация как альтернативный путь создания комфортной визуальной среды поземного пространства на примере г. Екатеринбурга, а также приводятся пути решения средствами архитектуры преодоления ощущения "подземности".

Ключевые слова: комфортная визуальная среда, видеоэкология, подземное пространст


Проблема видеоэкологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний [1, С.7]. Видеоэкология – новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды [6].

Вследствие увеличения городской застройки, визуальный дискомфорт обуславливает необходимость создания и использования подземного пространства в крупнейших, крупных и больших городах, что в настоящее время получает все большую актуальность. Этому способствуют ощутимый дефицит свободных территорий, стремление к упорядочению всех видов культурно-бытового обслуживания, ускоренное развитие массового и индивидуального транспорта, необходимость повышения художественно-эстетических и санитарно-гигиенических качеств застройки [3]. Проблема экологии человека приобрела для многих стран социальную и экономическую значимость. Однако, когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе — постоянно видимой среде и ее состоянии. Более того, нередко считается, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно [1].

Но, как известно, потребность к красоте является одним из важнейших проявлений духовного мира человека.

Современные визуальные характеристики подземных пространств г. Екатеринбурга рассмотрим на примере метрополитена. В его художественном оформлении используются натуральные камни различных горных пород, дерево и пластик. Освещение осуществляется, в основном, лампами малой мощности с холодной цветовой гаммой.

В подземных паркингах и переходах архитектурная отделка внутреннего пространства ограничивается бетонными плитами и побелкой колонн и потолков. Минимальный допустимый уровень принимается и в освещении с преобладанием серого цвета, также как и с появлением гомогенных то есть, на которых либо отсутствуют идимые элемениты, либо их число резко снижено[6]. визуальных полей и больших плоскостей в архитектурном внутренним пространстве.

Ежедневно екатеринбургский метрополитен перевозит тысячи людей, а теперь, когда появилось еще две станции, пассажирооборот вырос почти в два раза. Каждый рабочий день большинства граждан начинается со станции метро, и ей заканчивается. Люди в спешке проходят по коридорам подземных переходов, и, возможно, даже не обращают внимания на то, что их окружает.

Визуальная среда подсознательно оказывает воздействие на психику человека и потому требует самого пристального внимания к эстетическим характеристикам рекреативных подземных объектов социального назначения.

Сегодня существует множество научных работ, в которых рассматриваются проблемы подземных пространств, но слишком малое значение уделяется комфортной визуальной среде, а именно необходимости преодоления средствами архитектуры ощущения "подземности".

Основные пути решения, обуславливающие комфортную визуальную среду подземных пространств, заключаются в следующем:

- использование преимущественно теплых тонов в интерьерах подземных пространств, что наиболее актуально в условиях Среднего Урала с континентальным климатом, в сочетании с выразительными архитектурно-художественными формами искусственного освещения для внутреннего пространства, особенно для сооружений длительного и временного пребывания (от 1,5 до 4 часов);

- сокращение площади гомогенных визуальных полей. Жидкому бетону можно придать любую форму, не обязательно плоскую. Следует постоянно помнить о том, что “глаз не любит” прямые линии и прямые углы. К сожалению, в современной архитектуре широко используются именно эти элементы, что приводит к зрительной какофонии [4];

- создание единой градостроительной системы многофункциональных подземных пространств, органически связанных с архитектурно-планировочной и транспортно-пешеходной инфраструктурой города на основе их теснейшей интеграции, и целенаправленное строительство подземных сооружений с целью гармоничного развития и объединений наземных зданий и подземных объектов в единую, функционально и композиционно оправданную градостроительно-пространственную структуру, включающую в себя подземные сооружения метрополитена, улично-дорожной сети, жилых районов (вновь строящихся и реконструируемых) и промышленно-коммунальных зон, что обеспечит многоплановую градостроительную, социально-экономическую и экологическую эффективность строительства, а также эксплуатацию подземных сооружений [5];

- внедрение искусства стрит-арта в оформление стен подземных пространств. Граффити является видом уличного искусства, и в современном мире это неотъемлемая часть городско культуры. Для молодого поколения это форма самовыражения [7]. На сегодняшний день данный вид искусства в большинстве своем получает отрицательные отклики, так как такие рисунки появляются в абсолютно не предназначенных для них местах, именно поэтому изображения стараются уничтожить со стен фасада. При выделении специальных мест для нанесения рисунков граффити художники смогут украсить стены подземных переходов яркими красочными рисунками.

Резюмируя перечисленные пути решения, важно отметить, что принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, как делалось до последнего времени, а осознанно формировать визуальную среду города, а в частности, его подземного пространства, полностью соответствующего физиологическим нормам зрения [4], а также психологического состояния.


Библиография

1. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо.  М. ТАСС-реклама. 1997. 312 с.

2. Попов А.В., Пелевин Л.И., и др. Подземные этажи города. Архитектон, 2003. №3. УГАХА, г. Екатеринбург, с 74-78.

3. Отчет о научно-исследовательской работе (промежуточный за 2011 год) Тема 4.2.3. (Д-18/10) Архитектурно-пространственное формирование подземных комплексов в городской застройке Уральского региона. Этап 2011. Архитектурно-композиционные и художественно-эстетические решения внутреннего пространства подземных комплексов. Руководитель работы, канд. арх., профессор, советник РААСН Попов А.В.

4. Сайт московского института видеоэкологии. URL: http://www.videoecoogy.ru

5. Попов А.В. Комплексное освоение подземного пространства как фактор экологического оздоровления жилой среды. Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. 2011. № 4. С. 10-13.

6. Википедия, электронная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org

7. Маркелова Л.М. Стрит-арт: хулиганство или искусство? Интернет-журнал. URL: http://www.chevstr.ru/street_art/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017