№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Баженова Анастасия Александровна

магистрант ВоГТУ
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор Л.В. Анисимова,
ФГБОУ ВПО «Вологодский Государственный Технический Университет»,
г. Вологда, Россия

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


УДК: 728

Поведение детей в среде, которая их окружает, напрямую зависит от их личностных психологических особенностей. Процесс установления личных характеристик психологических дистанций для ребенка протекает во время его социализации. Физическая среда, которая окружает ребенка, должна предоставлять ему мотивации для социального взаимодействия и возможность изучения окружающего мира посредством собственного анализа.

Ключевые слова: проектирование жилья, жилье для детей-сирот, учреждения интернатного типа


В России, по официальной статистке, около двух миллионов детей-сирот, из них большинство не настоящие сироты, а те, чьи родители лишены родительских прав из-за того, что ведут асоциальный образ жизни. Так называемые социальные сироты.

Данная тенденция развития обусловлена процессами, характеризующими развитие России два последних десятилетия XX века. Масштабный культурный, экономический, политический, социальный кризисы привели к увеличению числа семей, которые испытывают социально-экономические, психологические проблемы, переживают тяжелые времена. Дальнейшая судьба таких детей зависит от государства.

Система государственных учреждений не справляется с успешной социализацией таких детей. Педагоги не имеют возможности уделять достаточно внимание каждому ребенку, поскольку дети собраны в большие группы. В результате, многие начинают отставать в развитии от сверстников, становятся агрессивными и пассивными к окружающему миру.

Постоянное нахождение детей в специфической закрытой среде тормозит у них выработку элементарных бытовых и социальных навыков. Дети не умеют следить за своей одеждой, готовить еду, убирать свое жилье, так как основную часть работы выполняет обслуживающий персонал. Итогом такого воспитания становиться неспособность ребенка к адаптации в реальном мире. Воспитанник детского дома выходит во взрослую жизнь социально незащищенным, неопытным и неустойчивым к трудностям.

Важнейшим фактором, определяющим формирование личности ребенка, является его понимание и расшифровка импульсов среды. Ребенок, который воспитывался в интернате – это человек, который всю свою жизнь рос в среде общественной, он делил свое личное пространство с соседствующими воспитанниками [1]. В системе планировки государственных учреждений нет даже намека на решение проблем, связанных с определением ребенком своего места или своей территории (рис.1). Нормативные показатели для проектирования учреждений социального обеспечения) Он не причастен к процессу протекающему там. Он пассивен не только к своей судьбе, но и к социуму в целом. Только научившись распознавать и определять характер среды и поведения себя в ней, ребенок сможет адаптироваться во внешнем мире. Если у человека есть чувство идентичности, образованию которого способствует личное пространство, то он выполняет более значительную роль в обществе, более ответственно относится к окружающей его среде [2].

Рис.1. Нормативные показатели для проектирования учреждений социального обеспечения

Интернатная форма устройств детей-сирот является устаревшей, не отвечающей современным требованиям в воспитании детей. Данный способ устройства детей во всем мире признан как пережиток прошлого, который не в состоянии создать благоприятную, добрую и стимулирующую к развитию среду для проживания.

Формируя объемно-пространственную структуру для устройства такого рода семей, необходимо организовать среду, которая способна создать условия для адаптации ребенка-сироты в современном мире. Основными негативными факторами учреждений для детей-сирот являются: общественный характер жилой среды, архитектурное пространство не стимулирует к взаимодействию, наблюдается несоблюдение санитарно-гигиенических требований к жилью, нет возможности идентификации ребенка с родным домом. Чтобы создать благоприятное жилое пространство для полноценного развития ребенка и обеспечить возможность дальнейшей адаптации его в современном мире, необходимо создать разнородную, насыщенную импульсами архитектурную среду. Определяющая концепция формирования структуры жилого кластера для семей с детьми-сиротами – это формирование пространства различного по степени приватности.

Формирование личности человека идет через физическое освоение пространства вокруг себя. Ребенок от рождения проходит разные стадии физического и психологического развития в зависимости от возраста. Для новорожденного ребенка весь мир – это руки матери (рис. 2).

Рис. 2. Матрица способов организации среды обитания для детей в зависимости от их возраста

В процессе взросления и освоения новых навыков ребенок начинает расширять свой радиус исследования среды вокруг себя. Освоение ребенком территории связано с изучением физического пространства и характера собственного поведения в конкретной среде. Социальные исследования и опыты американского психолога Стенли Мильгрем показали, что каждому человеку свойственно определение своей собственной «ячейки личного пространства», а также определение характера среды и выбор своего поведения в ней. Начиная с рождения, процесс социального развития индивида и его интеграции в общество учит четко определять границы среды.

Ребенок в ходе своего развития определяет свою интимную личностную дистанцию, нарушение рамок которой может вызвать психологические расстройства личности. Поэтому наиболее важным является определение интимной зоны ребенка. Это пространство имеет психологическое значение, так как предназначено для сохранения индивидуальности человека. Ребенок определяет границы своей интимной зоны в процессе социального общения и в процессе освоения своего жизненного пространства. «…для него интимная зона является неким эмоциональным тылом, защитной зоной от агрессии внешнего мира» [2].

Ребенок, который растет и развивается в закрытом государственном учреждении, проводя большую часть своего времени в детских комнатах, рассчитанных не менее чем на 10 человек, не имеет возможности для определения своего личного пространства. «Личная дистанция необходима еще и для того, чтобы человек познавал вещи вокруг себя, мог ими пользоваться, выполнять целый ряд действий, ориентироваться в пространстве и, наконец, воспринимать других людей как отдельных личностей» [2].

Выявлены архитектурно-планировочные приемы для организации интимных уголков, в которых ребенок может ощутить себя в уединении. В раннем возрасте ребенок только начинает формировать свою интимную личностную дистанцию. Начиная уже с 5 лет появляется необходимость в личном пространстве. Способы организации интимного пространства для ребенка: западающие пространства, выступы и ниши, дырки в стенах, подвешенные к потолку мешки-кресла, стеклянные перегородки, перфорированные ширмы. Устройство перекрытий второго света может служить интимной зоной для детей. Такие интерьерные балконы могут быть предназначены для спальной и игровой зоны детей, где они могут чувствовать себя в уединении от взрослых, но в то же время находиться под их наблюдением (рис. 2).

Ребенок очень активен, ему постоянно требуется общение, он не ограничивает себя только личной дистанцией. Для полноценного развития, а также успешной интеграции ребенка в общество ему необходимо общение. Социальная дистанция ребенка позволяет ему устанавливать контакты с окружающими его людьми и дает возможность общаться на уровне малых социальных групп. Коллективное пространство – это физическая среда, которая должна способствовать определению ребенком его социальной дистанции. Приемы, которыми может быть решено коллективное пространство внутри жилой ячейки, может стать открытое пространство квартиры, доступное всем членам семьи. Коллективная семейная зона должна обладать приглашающим эффектом, быть открытой и просторной, центром такой зоны могут стать различные интерьерные элементы: камин, обеденный стол, домашний кинотеатр, библиотека с возможностью совместного чтения. Пространство, выходящее из квартиры на улицу, так же может стать коллективной семейной зоной: балконы, переходящие открытые пространства, навесы, пандусы и площадки. В структуре блокированного жилья семейной коллективной зоной является также прилегающий участок, находящийся в собственности семьи (рис. 2).

Следующая особенность коллективного пространства – это его характеристика на уровне соседского общения, внутридворового. Средства для организации коллективной соседской зоны могут стать: различные балконы или галереи, пандусы, общедоступные площадки, соединяющие несколько блоков. Коллективные соседские зоны могу быть расположены как внутри помещений, так и выходить на улицу (рис. 2).

Воспитание личности ребенка идет не только в окружении его семейной среды, но также культурной и социальной. Его общение в школе, социальные контакты во дворе, на игровых площадках играют немалую роль при его интеграции в общество. Именно посредством общения в социальных группах ребенок учится распознавать законы жизни и среды, которая его окружает. Данным полем деятельности, по большей части, является общественное пространство. При этом изучение новой среды вокруг себя ребенок познает во время игры. «Игра, в сущности,– детская форма овладения человеком реальностью с помощью эксперимента. Игра мотивируется любопытством и активностью. В игре ребенок лучше всего познает структуру пространства и особенности жизненной среды. Любая, хоть немного интересная, окружающая среда вызывает у детей желание играть. Ведь дети в своей фантазии могут наделять и самую неприглядную среду чем-то таинственным, веселым, активным, в чем они испытывают потребность» [1].

Среда должна иметь множество разнообразных побуждающих и познавательных импульсов для детей. Способствующей игре средой является такая, которая дает широкую возможность двигаться, не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в реализации своих фантазий. Облик и предметное наполнение игровой среды не должен быть скучным, стереотипным, с навязыванием сценария действий. Игровое поле должно быть побуждающим к активности, воспитывать свободно мыслящих личностей. Хаотично расставленные предметы, нестандартные образы игрушек и формообразующего окружения, свободная планировка, яркое цветовое и световое решение позволяют ребенку фантазировать. Для организации архитектурной среды для детей, начиная с 10 лет, необходимо предусмотреть спортивный площадки и гимнастические элементы для активного отдыха. Общедоступные широкие площадки, небольшие пространства под полупрозрачными навесами с местами для сидения могут стать местом притяжения для подростков (рис. 2). Общественная зона не должна включать в себя толькоигровое пространство для детей, сюда входит также и места для общения взрослого поколения.

При усыновлении детей-сирот обязательным является постоянное участие в психологических тренингах, консультациях, групповых занятий. Пространство для реализации этих процессов должно располагаться в общественном секторе жилого образования и включать в себя следующие основные помещения: кабинеты для консультаций и тренингов, учебные помещения, небольшой кинозал, игровую комнату для детей, библиотеку, малый тренажерный зал (рис. 2). Итогом данного исследования будет проектирование объемно-пространственной структуры с учетом всех выявленных особенностей формирования жилой среды, способствующей успешной адаптации ребенка-сироты. Для достижения данной цели проектирования была составлена таблица, обозначающая архитектурно-планировочные способы и средства, которые помогают создать благоприятную архитектурную среду (рис. 3).

Рис. 3. Матрица способов и средств достижения целей проектирования жилого комплекса для детей-сирот

Основной целью проектирования обозначено создание благоприятной жизненной среды для успешной адаптации детей-сирот. Соблюдение архитектурно-планировочных требований достигается путем обеспечение комфортности жилья, организация хозяйственно-бытового сектора, обеспечение противопожарной безопасности, планировка с учетом зон доступности. При строительстве необходимо использовать экологически чистые строительные материалы. При формировании архитектурной среды комплекса необходимо соблюдать нормы на обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (рис. 3).

Следующая цель проектирования – идентификация ребенка со своим родным домом. На уровне планировочного решения необходимо обеспечить возможность гибкости планировки, а так же соучастие жильца в формировании планировочной структуры. Каждая жилая ячейка комплекса должна иметь свой уникальный элементы. Это может быль окно определенной формы, либо ограждение оригинального рисунка. Выделить элемент среди прочих можно при помощи цветового решения – освобождение определенной стены жилой ячейки под самостоятельную окраску жильцом. Так же определение личностного облика дома может быть достигнуто путем применения различных по своей фактуре материалов (рис. 3).

Следующая цель проектирования – формирование активного отношения к окружающей среде. Частичная реализация этой цели достигается путем организации открытых и безопасных общественных пространств, например перепады высот, террасы и навесы, курдонеры, невысокие пандусы под навесами. Территориальная дифференциация между общественным и личным пространством может быть определена различными архитектурными приемами: преграждающие перепады высот, смена материала покрытия на более грубую фактуру, граница в виде водного раздела, так же ориентация помещений, не требующих освещения на общественную территорию. Немаловажным является проектирование пространств, которые стимулируют детей к активному взаимодействию.

Средства достижения цели – цветные стеклянные перегородки, западающие и ломаные пространства для игр, хаотично подвешенные сети для лазанья. Возле каждого жилого блока необходимо предусмотреть придомовые участки, на которых семьи могут проводить свой досуг, занимаясь садоводством или же устройством пикников (рис. 3).

Данный проведенный анализ является основой для формирования объемной структуры комплекса с плотными взаимными связями между жилыми блоками при учете всех обозначенных целей проектирования.


Библиография

  1. Нойферт Э. Строительное проектирование / Пер. с нем. К. Ш. Фельдмана, Ю. М. Кузьминой; под ред. З. И. Эстрова и Е. С. Раевой. – 2-е изд. – М: Стройиздат, 1991. – 392 с.
  2. Черноушек М. Психология жизненной среды/ Черноушек М. – М.: Мысль, 1989. – 174 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017