№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Гридчина Кристина Витальевна

магистрант ВолГАСУ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Н.В. Иванова.
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Волгоград, Россия

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И В ВОЛГОГРАДЕ


УДК: 721.011.27

Об истории развития строительства в России на примере послевоенного восстановления жилого фонда Волгограда. Анализируются три периода становления индустриального строительства. Приводятся примеры современного высотного строительства в городе Волгограде. Анализируется опыт высотного строительства в США, Германии Японии, Китае.

Ключевые слова: высотное строительство, история строительства г. Волгограда


Сразу же после войны, 22 августа 1945 г. Совнарком СССР принял постановление «Об усилении строительства жилья и восстановления центра Сталинграда». Этим постановлением город был переведен в республиканское подчинение, для строительства жилья и культурно-бытовых объектов создавался Главсталинградстрой в составе трех трестов – Жилстрой, Культстрой и Сантехстрой, одновременно при городском архитекторе была создана архитектурно-планировочная мастерская с привлечением кадровых проектировщиков, вернувшихся с войны. В итоге в город были привлечены значительные средства и силы, и работам по его восстановлению был задан большой размах.

На характере реконструкции Сталинграда сказалось то обстоятельство, что, ввиду особенной своей истории, Царицын - Сталинград не имел сколько-нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки, как это имело место в других исторических городах. Здесь опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы. Что же касается гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, то их восстановление в прежнем виде в техническом и экономическом отношении казалось совершенно не целесообразным, чем и объясняется, что из довоенных зданий в Сталинграде в прежнем виде восстановлены считанные единицы.

Так, если посмотреть на пройденный путь с точки зрения организации строительства, то можно увидеть три периода: 1943-1948 гг. – малоэтажное строительство с использованием сборно-щитовых домов и широкого развитого индивидуального строительства; 1948-1955 гг. – переход на капитальное строительство кирпичных зданий, в основном, по индивидуальным проектам, комплексная застройка этими зданиями улиц и площадей города; и, начиная примерно с 1955г., переход на массовое жилищное строительство в условиях возрастающей индустриализации и внедрения сборного железобетона. Переход от застройки улиц индивидуальными домами к комплексной застройке микрорайонов типовыми зданиями [1].

Внедрение сборного железобетона и увеличение грузоподъёмности кранов послужили толчком для создания так называемых высотных зданий, которые в наши дни на территории Волгограда имеют высоту в 20-32 этажей. ЖК «Волжские паруса» (корпус А-32 э., Б-27э.); БЦ «Волгоград-Сити»(27э.); ЖК «Олимп»(25э.); ЖК «Адмирал-Таун»(23э.); ЖК «Парус»(23э.) – примеры уже построенных высоток, а также: ЖК «Волгоград-Сити»; ЖК «Доминант»; ЖК «Каспийская долина»– комплексы, строительство которых, в ближайшее время, будет закончено [2]. А так же множество запланированных проектов, реализация которых, по возможности, будет осуществляться или уже осуществляется. Решению основных задач и выработке принципов нового поколения высотной застройки не помогает и ограниченный опыт возведения единичных высотных объектов. Поэтому для строительства высотных зданий привлекается опыт фирм США и Германии.

В США за истекшее столетие сложилась практика концентрированного размещения небоскребов в специализированных деловых центрах городов (даун-таунах), и, соответственно, преимущественное (до 90%) офисное назначение «высоток». Такая практика привела к функциональному распаду городов, при котором на их периферию уходит не только жилище, но и крупные торговые и торгово-досуговые комплексы, а центры городов в уик-энды и вечерние часы превращаются в «мертвые зоны». Необходимость возвращения городскому центру многофункциональности очевидна, но попытки добиться этого за счет «встройки» в центр новых многофункциональных зданий и комплексов в Хьюстоне, Чикаго. Атланте и других городах США недостаточно масштабны, чтобы переломить сложившуюся ситуацию [3].

Высотное строительство в Европе началось с отставанием от США более чем на полвека – только в конце 1950-начале 1960-х гг., так как первое послевоенное десятилетие было отдано восстановлению разрушенных исторических центров городов и массовому экономичному жилищному строительству домов средней этажности, призванному хотя бы частично компенсировать колоссальные утраты жилищного фонда, нанесенные Второй мировой войной. Поэтому гармоничный синтез разрешения градостроительных проблем был временно вытеснен насущными задачами.

Однако теоретическое обоснование дальнейших путей градостроительного развития крупнейших городов Европы, продиктованное их интенсивной урбанизацией, оказалось более обоснованным и перспективным, чем американское. К 1960-м гг. сложилась новая европейская градостроительная концепция интегрированного урбанизма. В целом она сводилась к отказу от декларированного в 1933 г. Афинской хартией CIAM функционального зонирования застройки городов в пользу формирования многофункциональной городской среды повышенной плотности. Предусматривалось интенсивное развитие транспортных путей и разделение пешеходных и транспортных трасс, развитие «трехмерности» застройки путем интенсивного освоения подземного пространства.

К концу 1950 – началу 1960-х гг. относится и первый опыт создания высотного делового центра Милана в виде группы 20–30-этажных зданий офисов, выполненных в стиле интернациональной архитектуры. Однако дальнейшего развития в европейской практике этот опыт не получил, за исключением компоновки застройки городков международных организаций.

Первоначально для таких учреждений возводились одно-два здания, но в течение десятилетий они разрослись и превратились в районы специализированной офисной высотной застройки. Заслугой градостроителей стало отведение под застройку такими учреждениями окраинных территорий городов. Соответственно, общественные организации получали возможность территориального развития, не мешая развитию самого города и не нарушая его исторический силуэт.

Конструктивная система высотных зданий Дефанса унифицирована – это железобетонная ствольно-каркасная система. Этот принцип, примененный на рубеже 1920–1930-х гг., при строительстве Дворца Лиги Наций в Женеве (на склоне пригородного виноградника) позволил, обеспечить развитие на окраине города целого современного комплекса. В нем помимо зданий ООН расположились международные офисы по здравоохранению, образованию, делам беженцев и др. Они размещены в высотных и многоэтажных зданиях, которые в соответствии со временем возведения решены в разных стилях (от ар-деко до хай-тека и неомодернизма), удачно сгармонированы и свободно размещены на рельефе.

Тот же принцип экстерриториального размещения крупнейших общественных организации применялся на протяжении всей второй половины XX века. Таковы комплекс сооружений ООН на неосвоенной ранее территории полуострова на Дунае в Вене (арх. И. Стабер, 1973–1979 гг.), комплекс учреждений Евросоюза на берегу Рейнского канала в Страсбурге (Европарламент, Международный суд по правам человека и др.).

К 1960–1970 гг. складывается целостный европейский подход к высотной застройке в крупных городах. Ее принципиальной особенностью стали комплексность и многофункциональность. В Европе ушли от не оправдавшей себя американской практики однофункциональной высотной застройки деловых центров городов. При этом многофункциональность европейских высотных центров базируется не на многофункциональности зданий-небоскребов, а на сочетании однофункциональных (административных или гостиничных) высотных зданий с жилыми домами средней и повышенной этажности и малоэтажными зданиями инфраструктуры. Такой подход позволил полноценно реализовать каждый тип зданий и выбрать их этажность в соответствии с назначением (без компромиссности объемно-планировочных решений, диктуемых многофункциональностью) и обеспечить многогранную жизнь районов в течение всех суток. Второй особенностью стал отвод земель под высотную застройку вне исторической зоны городов. Ее размещают на окраинах, на территориях устаревших промышленных районов или в зонах города, тотально разрушенных при военных бомбардировках.

Европейское высотное строительство 1970–2000-х гг. подчинено общей градостроительной концепции интегрированного урбанизма. Наиболее ярко она проявилась в новой высотной застройке столичных городов, где проблемы урбанизации стоят особенно остро. Поучителен в этом отношении опыт Парижа, Лондона и Берлина.

ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПАРИЖЕ явилось одним из звеньев общей системы интегрированного урбанизма Парижского района, включавшей развитие новых городов парижской агломерации, отстоящих от столицы на 25 – 30 км, и радикальное преобразование застройки городских окраин. Проектирование и строительство осуществлялось в соответствии с принятой в 1965 г. «Генеральной схемой реконструкции и развития Парижского района». Непосредственно в Париже наиболее значимыми стали сначала застройка набережной левого берега Сены – «Фронт Сены», а затем многофункционального комплекса Дефанс на западной окраине города, сменившего малоценную хаотичную окраинную застройку (Нантерр, Пюто, Курбевуа). Следует отметить, что поиски решения этих комплексов были начаты еще до принятия «Генеральной схемы». Наиболее крупным и поучительным примером реализации европейских принципов интегрированного урбанизма стала застройка района Дефанс. Проект застройки Дефанса, как своего рода дублера центра города, был задуман в конце 1950 х г. архитекторами П. Эрбе, Б. Зерфюссом, Р. Камело, Ж. Ж. де Майи и Р. Озель, но реализован только в 1970 – 1980-е гг. на территории около 130 га, разбитой на две зоны – зону А, расположенную ближе к Сене, и зону Б, размещенную на территории бывшего центра Нантерра. Окончательные решения по проектированию Дефанса принимались с учетом результатов всемирной «мозговой атаки» – путем международных конкурсов, как на общую концепцию, так и на отдельные объекты. Застройка выполнена многоуровневой, с разделением пешеходных и транспортных трасс. «Трехмерность» застройки при высоких показателях ее плотности обеспечила возможность организации свободного пространства – вдоль оси зоны А с созданием озелененной пешеходной эспланады длиной в 1,5 км, а в зоне Б – парка. Перепад отметок территории по протяженности зоны А составил 22 м. Эта особенность рельефа позволила решить две важных задачи – художественную и функциональную. Перепад рельефа позволил удачно решить задачу разделения транспортных и пешеходных путей. Пешеходному сообщению отдан верхний уровень – платформа «многоярусной этажерки», вписанной в перепад рельефа. На ее разных уровнях размещены линии метрополитена, железнодорожных и автомобильных дорог, паркинги, механические галереи, торговые и выставочные учреждения. Пешеходная эспланада по верхнему уровню платформы представляет собой основную композиционную продольную ось застройки зоны А, тремя уступами спускающуюся от триумфальной арки Дефанса к берегу.

Первоначально в Дефансе было возведено 2,5 млн м2 площадей офисов, рассчитанных на 110 тыс. рабочих мест, и свыше 30 тысяч квартир. Открыты сотни кафе и ресторанов. В комплекс включено ранее построенное уникальное здание Национального центра науки и техники, перекрытое сомкнутым железобетонным сводом с пролетом 206 м. Постепенно застройка квартала дополняется новыми объектами. Наиболее значительный из них – возведенный в конце 1990-х гг. комплекс из двух башен высотой по 190 м – «Сердце Дефанса» (арх. Ж. П. Ваго) и башня Пасифик-тауэр (арх. К. Курокава).

В зоне Б расположены разноэтажные жилые дома, детские учреждения, дом престарелых, парк, два высших учебных заведения. Многофункциональная застройка обеспечила круглосуточную яркую насыщенную жизнь района. Концентрация высотной офисной застройки на окраине города избавила историческую центральную застройку Парижа от неизбежной реконструкции при размещении в нем новых офисных объектов и принесла экономическое оживление: в конторах Дефанса ежегодно заключается до 80% соглашений и сделок в экономике Франции. В Дефансе прошли отработку различные варианты композиционных решений высотных башен – от дематериализованного зеркального параллелепипеда до брутально тектоничных объемов с ярко выраженной пластикой несущих железобетонных конструкций. Конструктивная система высотных зданий Дефанса унифицирована – это железобетонная ствольно-каркасная система [3].

Идеи интегрированного урбанизма с 1980-х гг. получили дальнейшее развитие В ВЫСОТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ЛОНДОНЕ. Оно сопряжено с наиболее масштабной градостроительной реконструкцией устаревшей промзоны города – района доков (Докленда). протянувшегося по обоим берегам Темзы на 10 с лишним км на восток от Тауэра. Пять лет периодических немецких бомбардировок во время Второй мировой войны разрушили значительную часть застройки района. В связи с этим задача реконструкции района доков стала одной из самых сложных в процессе послевоенного восстановления британской столицы. Начиная с 1970-х гг., разрабатывались варианты новой застройки, не реализованные из-за недостатка бюджетных ассигнований и частных инвестиций. Радикальная планомерная перестройка Докленда была предпринята только с 1981 г. правительством М. Тетчер, включившим Доки в ряд наиболее значимых для национальных интересов «зон городского развития».

Концепция реконструкции предусматривала создание многофункциональной городской среды с офисным центром, разнообразными культурными и производственными предприятиями, жилой застройкой для людей с различными доходами, школами, медицинскими и другими учреждениями инфраструктуры, парками, благоустроенными пешеходными набережными, водоемами и их берегами. Строительному освоению района предшествовало транспортное – строительство легкой железной дороги, автодорог, благоустройство набережных, устройство паромных переправ, возведение международного аэропорта Лондон-Сити в восточной зоне Докленда и линии метрополитена с 12 станциями. Одновременно с транспортным освоением проводилась рекультивация грунтов и разнообразные работы с каналами, ведущими от Темзы к 12 докам северного берега (от доков Св. Екатерины, 1828 г., до дока Георга V, 1921 г.), и их акваториями. Успех реконструкции застройки северного берега Темзы был перенесен на южный берег. Проект реконструкции предусматривал концентрированное размещение высотных офисов на южном полуострове северного берега Темзы, носящего историческое название Собачьего острова. Первым здесь был возведен в 1991г. в то время самый высокий в Европе башенный офис Канари-Верф (высота 245 м) по проекту американского арх. С. Пелли. Он вместе с другими специалистами американской фирмы SOM (Skidmore, Owings, Merrill), ведущей высотное строительство свыше 50 лет, был привлечен для внедрения отработанных SOM строительных технологий. В настоящее время освоение территории Собачьего острова завершено. Оно включает 11 высотных офисов различной этажности, скверы, очищенный и благоустроенный водоем Вест-Индских доков и Юбилейный парк.

Рост популярности и престижности Докленда стимулирует возрастающую жажду роста доходов у девелоперов, что приводит к повышению плотности застройки и утрате гармонии с речным ландшафтом. Неоправданно высока этажность (16 этажей) нового жилого комплекса на южном берегу Сент-Джордж-Верф, введенного в эксплуатацию в 2005 г., окончательно может разрушить гармонию застройки южного берега намеченное возведение самого высокого в городе (180 м) 49-этажного жилого здания с квартирами для миллионеров – Воксхолл-Тауэр.

ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В БЕРЛИНЕ получило стимул к развитию после объединения Германии, возвращения Берлину столичных функций и крушения Берлинской стены. Оно осуществляется в строгой увязке с генеральным планом развития столицы, базируется на комплексной застройке участков городской территории и реализуется с использованием творческого потенциала ведущих архитекторов мира, которые участвуют в международных конкурсах проектов застройки и отдельных ответственных зданий города. Наиболее показательным в этом отношении стал опыт Берлина в реконструкции района Потсдамер-платц, с примыкающими к нему участками парка Тиргартен, Культурного форума и реконструкцией Рейхстага.

Отличительная особенность застройки района Потсдамер-платц – комплексность и интенсивное транспортное обслуживание, отвечающие принципам интегрированного урбанизма. Застройка включает здания высотных офисов, жилые здания и гостиницы повышенной этажности, частично открытую общественную площадь (форум) Sony-центра, открытую площадь Марлен Дитрих, к которой примыкают здания музыкального театра и казино, трехуровневый стеклянный супермаркет «Аркады», небольшие кафе и рестораны в первых этажах жилых зданий. Беспрепятственное транспортное обслуживание комплекса обеспечивает трехъярусный узел со станциями метро, городской железной дороги и линией автотранспорта.

Высотное строительство В ЯПОНИИ получило развитие с 1970-х гг., а в крупнейших городах Китая с 1990-х гг. XX века. В первом случае его стимулировали наряду с экономическими технические успехи в создании высотных сейсмостойких конструкций, во втором (как и в целом ряде других стран) – бурное экономическое развитие. Специфический характер оно приобрело в городах-странах Сингапуре и Гонконге в связи с их ролью международных финансовых центров Востока. Центр возведения наиболее высоких зданий смещается в крупнейшие города Восточной и Юго-Восточной Азии, где возведены в 1990–2004 гг. здания рекордных высот (445–450 м) в Куала-Лумпуре, Гонконге, Шанхае. В 2005 г. в Тайбее возведен самый высокий к настоящему времени небоскреб в 508 м. В большинстве случаев имеет место формирование однофункциональных компактных или линейных высотных городских центров – офисно-банковских, дополненных иногда незначительным числом зданий высотных гостиниц. Сочетание в застройке только высотных зданий различного назначения отмечается лишь в Гонконге (Сянгане) и продиктовано географическими условиями. Город расположен на отличающихся крутым рельефом гористых склонах полуострова и острова Гонконг в заливе Виктории Южно-Китайского моря. В связи с этим застройка располагается преимущественно на прибрежных участках территории, осуществляется исключительно плотной, без инсоляционных ограничений и разрывов с большой этажностью зданий любого назначения – жилых, офисных, гостиничных, лечебных [3].

Высотное строительство в Индонезии, Китае и Южной Корее осуществляется преимущественно американскими строительными фирмами с привлечением инвестиций США. При этом лидирует фирма SОМ. Проектирование зданий осуществляется преимущественно архитекторами из США и Европы.

Японская градостроительная практика возведения высотных объектов базируется на традиционном для национального зодчества автономном внеансамблевом размещении («принцип «МА»), в связи, с чем остается чуждой для отечественных градостроительных решений.

Применительно к Москве мировой опыт позволяет считать целесообразным освоение не 60 или 200 строительных площадок, а 2-3 с концентрацией застройки на немногочисленных участках срединно-окраинной зоны столицы. Такие комплексы могут получить существенное значение: социальное (создать рабочие места по месту жительства, сделать жизнь этих зон города полноценной, избавляющей значительную часть населения от ежедневной трудовой миграции, а городские коммуникации от перегрузки и транспортных пробок) и композиционное (служить художественно-пространственными центрами организации безликой «протоплазмы» массовой жилой застройки 1960–1980-х гг.). Строительство высотных зданий в России имеет большие перспективы, и при соблюдении всех норм строительства, дизайна и создания инфраструктуры спрос на возведение небоскрёбов будет только повышаться [4]. Ну и, наконец, нельзя сбрасывать со счетов извечно присущую человечеству психологическую тягу к победе над высотой [5].


Библиография

1.  Особенности современной планировочной организации г. Волгограда [Электронный ресурс] / free.5rik.ru - Режим доступа: http://free.5rik.ru/index-599.htm  

2.  Список зданий 20+ этажей - Skyscraper City [Электронный ресурс] /  www.skyscraper city.com - Режим доступа:  http://www.skyscraper city.com/show thread.php?t=823516  

3.  Проблемы становления высотного строительства в России.  [Электронный ресурс] / www.stroylibray.ru/ - Режим доступа: http://www.stroylibray.ru/article-12-65.html  

4. Перспективы высотного строительства в России [Электронный ресурс] / www.sevzap-proekt.ru  - Режим доступа:  http://www.sevzap-proekt.ru/obschaya/perspektivy-vysotnogo-stroitelstva-v-rossii.html  

5. Периодика развития высотного домостроения  [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vodaba/2009_34/index.files/St31_1_...


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017