№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Булдакова Елена Алексеевна

студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А. В. Лемегов,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ ОЗЕЛЕНЕНИЯ


УДК: 72.01

В уплотненной застройке современного города к проблеме недостаточного количества зеленых насаждений, связанной с нарушением естественных ландшафтов и особенностями климатических условий, добавилась проблема компенсационного озеленения. Пути решения возникших проблем могут быть как традиционными, так и с использованием современных тенденций и технологий. Концепция внедрения мобильных систем озеленения в структуру города отвечает потребностям городских жителей, как с экологической точки зрения, так и с точки зрения повышения эстетических качеств городской среды.

Ключевые слова: уплотненная городская застройка, мобильные системы озеленения города, зоны экологического комфорта, эко-ячейка.


Урбанизированные структуры поглощают озеленение города, ухудшая экологические характеристики. В ответ на высотную уплотненную застройку необходим поиск иных форм возвращения природных комплексов в структуру города. Долгое время человеческая деятельность была направлена на истощение природных богатств. Возможно, пришло время думать о том, как сохранить и приумножить природные ресурсы территории.

Быстрая, скоростная урбанизация, как глобальная проблема, появилась несколько десятков лет назад, и развитие крупных городов в мегаполисы привело к появлению новых источников преобразования и загрязнения окружающей среды, а также изменению городского пространства. Рост городского населения и уплотнение городской застройки придает особую важность проблеме создания зон экологического комфорта. Развитие города обуславливает сокращение количества чистого воздуха, воды, зеленого пространства и тишины, чего так не хватает современному человеку с его ускоренным ритмом жизни в городах и мегаполисах [3].

Крупные населенные пункты вносят существенные изменения в сложившийся ветровой режим движения воздушных масс. Высотные здания, размещенные в городской среде, без учета ветрового режима могут приводить к созданию нежелательных вихревых потоков, обтекающих стены зданий. Источниками загрязнения городского воздуха являются практически все виды современного транспорта. Кроме того, любой транспорт создает вибрацию, шум, загазованность, пыль [2].

Проблема влияния урбанизации на окружающую среду, будучи глобальной и многоплановой, также оказывает психологическое воздействие на человека. Большой поток информации, мелькающая реклама, ухудшение экологических показателей, а также ускоренный ритм жизни – все эти факторы практически исключили комфортные условия жизни населения города.

Современные тенденции в градостроительстве (рост и уплотнение застройки городского пространства) вытесняют места комфортного отдыха человека, то есть такие места, которые отделяют человека от факторов, пагубно сказывающихся на здоровье населения города (шума, пыли и агрессивной городской среды).

Особенно это чувствуется в центральной части крупных городов. Точечная застройка увеличивает плотность населения и зачастую нормы по количеству озеленения на одного жителя там не соблюдаются. В этой уплотненной застройке, где размещены здания и обслуживающие их парковки, нет площадей для создания рекреационных зон. Современные подходы к озеленению городского пространства позволяют решать проблемы экологии без радикальных методов преобразования городской среды (без сноса зданий для создания нормируемого количества озелененных зон).

В настоящее время важным направлением в развитии архитектуры города является выработка современных способов формирования зон экологического комфорта в условиях уплотненной застройки. К ним можно отнести:

  • озеленение крыш зданий (рис. 1а),
  • применение вертикального озеленения фасадов (рис. 1б),
  • строительство экопарковок (рис.1в),
  • мобильные системы озеленения (рис. 1г).

Мобильные системы озеленения – это озеленение города, реализуемое за счет конструктивных элементов, которые могут внедряться, перемещаться, а при необходимости и вовсе убираться из городской ткани. Они необходимы в условиях уплотненной застройки центральной части города или при создании рекреации в сжатые сроки. Это легко монтируемые системы, имеющие мобильный, переносной характер, которые позволяют среде города регулярно изменяться, быть более разнообразной, неоднородной и интересной для жителей города.

Мобильные системы озеленения – один из способов внедрения в структуру города так необходимых для человека зеленных элементов. Мобильные системы озеленения играют три основных роли:

1. Утилитарную роль (заключается в обеспечении функционального разнообразия при помощи озелененных пространств, а также в выявлении пространственных, композиционных и функциональных связей).

2. Санитарно-гигиеническую роль (заключается в формировании полноценного пространства городской среды, соответствующего требованиям комфорта – нейтрализация негативных факторов: шума, пыли, газа, перегрева и так далее).

3. Эстетическую роль (заключается в создании благоприятных условий в городе с точки зрения психологического и эмоционального комфорта и в организации композиционно-художественных пространств, в создании композиционных связей между природой и урбанизированными территориями).

Мобильность систем озеленения достигается за счет:

  • возможности перемещения (рис 2а). Это своего рода эко-ячейки, способные внедриться в любую урбанизированную среду, быть самодостаточным элементом города и отвечать всем потребностям человека в нехватке природы, выполняя рекреационные и санитарно-защитные функции.
  • быстровозводимости (изменяемости). Конструктивная простота, модульность элементов, легкость монтажа и демонтажа мобильных систем озеленения позволяют в короткие сроки создать экологически благоприятную среду (рис. 2б). Так, для создания и размещения подобных систем требуется минимум временных затрат и других ресурсов.

Внедрение в структуру города мобильных систем озеленения должно быть планировочно обоснованным и складываться на основе композиционного построения структуры города. Композиция озеленения города с помощью подобных систем складывается из нескольких составляющих. Введение мобильных систем озеленения в планировочную урбанизированную структуру происходит на трех градостроительных уровнях (рис.3):

Первый уровень: планировка городского округа, поселения, населенного пункта.

Актуальные экологические проблемы современных городов необходимо решать на градостроительном уровне. Планировка городских структур должна осуществляться с учетом сформировавшейся городской ткани, крупных городских пространств и масс. Только применение комплексного градостроительного подхода может решить проблемы нехватки озеленения современных городов.

Второй уровень: планировка района, микрорайона.

На этом уровне необходимо решать проблемы нехватки озеленения для определенного типа застройки, учитывать своеобразие местности и архитектуру зданий, придавать неповторимый индивидуальный образ озелененной городской среде.

Третий уровень: благоустройство территории.

Благоустройство территории за счет мобильного озеленения позволяет разместить необходимое количество квадратных метров озеленения на небольших участках городского пространства, использовать поверхности и территории ранее не задействованные для организации зеленых пространств. Мобильные передвижные системы озеленения могут быть элементами благоустройства. Как и малые архитектурные формы, они вносят разнообразие в городскую среду.

Современные требования к архитектурно-планировочной организации зон экологического комфорта определяются следующими тенденциями:

  • решением экологических проблем города, требующих создания и совершенствования крупных зеленых зон;
  • возрастанием роли духовных ценностей: потребностью общества в охране национального пейзажа, памятников культуры и природы;
  • приоритетным значением эстетических требований;
  • развитием многообразия форм садово-парковой архитектуры, а также созданием новых видов растений, выживающих в неблагоприятной экологической обстановке крупных городов;
  • предложением новых решений для создания зон экологического комфорта, а главное – решением проблемы нехватки места в городском пространстве для размещения таких зон.

Вопрос организации зон экологического комфорта на фоне динамического развития города в контексте последней из перечисленных тенденций будет приобретать все большую актуальность.

В разных функциональных зонах города применение мобильных систем озеленения имеет ряд особенностей, так, например:

в жилых зонах города. Комфортное проживание в городской среде, как правило, не ограничивается только постройкой комфортабельного жилья, а включает в себя и организацию зон экологического комфорта. На сегодняшний день такие задачи в основном решаются посредством традиционных приемов, то есть созданием парков, скверов, бульваров, дворов, увеличением зеленых насаждений городских улиц и так далее [1]. Случаи, в которых традиционные приемы озеленения невозможны и пути решения неблагоприятной экологической обстановки за счет внедрения мобильных систем озеленения, приведены на схемах (рис. 4а, 4б). Увеличение уровня автомобилизации привело к появлению ряда экологических проблем в жилой застройке: избыточный шум, вибрация, загазованность, пыль. Кроме того, под места хранения личного автотранспорта стали использовать газоны, детские площадки, скверы, места активного и пассивного отдыха в дворовых территориях. Для разгрузки существующей улично-дорожной сети возводятся магистральные улицы и дороги. Вместе с мероприятиями по шумозащите необходимо проводить и работы по благоустройству территории и обеспечению нормируемого озеленения. За счет мобильных систем озеленения можно решить ряд таких проблем (рис. 4в):

в общественных зонах города. В наше время проблемы озеленения актуальны и для зон активного использования, таких как вокзалы, аэропорты, торговые центры, стадионы, выставки и другие. Именно там, в ожидании самолета или поезда, у человека появляется резерв времени и возникает потребность в кратковременном отдыхе. Для решения этой проблемы необходимо использовать прилегающие территории и крышу зданий. При проектировании благоустройства территории для краткосрочного отдыха, так же, как и в объемном проектировании здания, необходимо предусмотреть ее зонирование (рис. 4г);

в производственных зонах города. В производственных зонах необходимо учитывать нормируемое количество озеленение (3 м2 на человека в максимальную смену). Озеленение этих территорий может быть организовано и за счет систем мобильного озеленения. Кроме того, в организации санитарно-защитных зон от предприятий и коммунально-складских территорий необходимо внедрение систем мобильного озеленения (рис. 4д).

Мероприятия по улучшению окружающей среды, благоустройству, озеленению городов и населенных мест в настоящее время становятся все актуальнее. Озелененные пространства (садово-парковые комплексы и отдельные участки) современного города чаще всего объединены в динамически взаимосвязанную систему. Возрастает значение естественной природы в озеленении города, формировании его внешнего облика, увеличении площадей под зеленые насаждения, создании новых парков, скверов, бульваров, лесопарков.

Мобильные системы озеленения являются средством реализации доступности озелененных пространств для населения крупных городов. Грамотно размещенные мобильные системы озеленения способны выполнять утилитарную, эстетическую и санитарно-гигиеническую роли, а также разнообразить городскую среду, сделав ее индивидуальной и композиционно привлекательной.


Библиография

1. Горохов В.А. Городское зеленое строительство: учеб. пособие для вузов /  В.А. Горохов. – М.: Стройиздат, 2003. – 416 с.: ил.

2. Лунц Л.Б. Городское зеленое строительство. учебник для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб / Л.Б. Лунц. – М., Стройиздат, 1974, 275 с.

3. Теодоронский B.C. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры : уч-к для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Теодоронскии, Е.Д. Сабо, В.А.Фролова ; под ред. В.С.Теодоронского. — М.: Академия, 2006. — 352 с.

4. Вертикальное озеленение фасадов зданий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.remontpozitif.ru/publ/idei_dlja_sada_i_dachi/vertikalnoe_ozel...

5. Экопарковки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gg-gazon.ru/romb/

6. Howeler&Yoon, эко-коконы Бостана. [Электронный ресурс] /geekcivilization.com. – Режим доступа: http://www.geekcivilization.com/innovation-of-the-scientific-concept-of-...

7.  Воробьев В. Эко-дома. ПГАС [Электронный ресурс] / В. Воробьев // domik.net. – Режим доступа: http://www.domik.net/novosti/dnepropetrovsk-ukraincev-zaseljat-v-nory-n9...

8. Павильон P.S. 1 2008 – "Общественная ферма 1" [Электронный ресурс] / archi.ru. — Режим доступа: http://archi.ru/foreign/guide/object_current.html?oid=3898&fl=2&sl=3

9. Vincent Callebaut Architects , Сад-амфибия Physalia. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.archiportal.crimea.ua/novosti/631.html

10. Датская студия n55. Проект шагающего эко-дом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kr-pro.livejournal.com/24326.html

11. Дай Хайфэй (Dai Haifei). Egg House. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bypas.ru/150311a8.html

12. Мобильная система городского озеленения «Сфера» Екатерины Грачевой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usaaa.ru/news/archive/news2010/bakalavry-id

13. Озеленение крыш зданий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zagranhouse.ru/article/2009/07/22/7/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017