№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Сагалаев Алексей Вячеславович

магистрант ЮФУ ИАрхИ.
Научные руководители:
кандидат архитектуры, профессор В.П. Козлов;
кандидат архитектуры, доцент Ю.В. Горгорова.
ФГОУ ВПО "Южный Федеральный Университет", Институт Архитектуры и Искусств, 
г. Ростов-на-Дону, Россия

ЭВОЛЮЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ОЗЕЛЕНЕНИЯ


В данной статье рассматривается эволюция вертикального озеленения, а именно его разновидности и способы организации, применение в интерьерах и экстерьерах зданий.

Ключевые слова: экодизайн, вертикальное озеленение, гидропоника, интерьер, экология, экстерьер


Одним из первых «заказчиков зеленой архитектуры» был вавилонский царь Навуходоносор, который приказал построить висячие сады для своей возлюбленной Амитис (сады Семирамиды). В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника – на нём толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными вёдрами, подавая воду в сады. В большей или меньшей такие способы озеленения применялись в Греции и Риме.

В истории России одним из первых примеров был «верховой сад» Московского Кремля. Сад был заложен в 1623 году садовником Назаром Ивановым. По утверждению известного историка И. Забелина, Верхний Сад был обнесен каменной оградой с частыми проемами и имел "62 сажени в длину и 8 саженей в ширину", что составляло около 2600 м2. Из проемов, украшенных резными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. Вода в искусственном водоеме с "водяными взводами" (фонтанами), размещенными на крыше, подавалась специальным механизмом, находившимся в существующей и поныне Водовзводной башне Кремля. Для устройства висячих садов на каменные своды укладывали свинцовые бруски. Их запаивали, а сверху насыпали растительный грунт "на аршин с четвертью" и высаживали плодовые деревья и кустарники. Просуществовали "верховые" сады почти 150 лет, пока на их месте не был построен Кремлевский дворец. В том же XVII веке в Москве славились "красные", то есть красивые, сады бояр Голицыных и Ордин-Нащокиных, расположенные на уровне верхних этажей жилых домов. Позднее, уже в XVIII веке, висячие сады появились при жилых помещениях Зимнего дворца в Санкт-Петербурге (архитектор Б. Растрелли).

В середине XIX века в связи с появлением новых строительных материалов и конструкций началось "массовое" строительство в Европе. Настоящей сенсацией стала демонстрация в Париже на Всемирной выставке 1867 года модели сада на крыше дома известного немецкого строителя и изобретателя Карла Рабитца. Публикуя фотографии сада, газеты писали: «Мы ждем, когда архитекторы начнут применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте сады найдут практическое применение в современном и будущем строительстве».

В дальнейшем садами украсились крыши не только домов в Европе, но и первых доходных и частных домов в Москве и Петербурге. В 1908 году сад с фонтаном и розарием был "разбит" на крыше Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком, архитектор И. Иванов-Шиц). Знаменитым стал и первый московский "небоскреб" (архитектор Э. Р. Нирнзее) – сохранившийся поныне десятиэтажный жилой дом в Большом Гнездниковском переулке. На его плоской крыше размещался павильон, окруженный растениями в кадках и ящиках. В начале ХХ века большой известностью пользовались теоретические труды, проекты и постройки виднейших архитекторов и градостроителей, в частности, американца Ф. Л. Райта и француза Ле Корбюзье, не представлявшего себе города будущего без крыш-садов. Сад на крыше провозглашался Ле Корбюзье одной из "отправных точек современной архитектуры". Райт проектирует и строит в Чикаго в 1914 году большой ресторан с открытыми крышами. Ле Корбюзье принадлежит огромное количество осуществленных проектов – от озеленения крыш небольших вилл до целого города Чандигарх в Индии. В 30-е годы ХХ века в Лондоне архитектор Р. Хэнкок сооружает крупный комплекс на крыше шестиэтажного дома – сад "Дерри энд Томз". Он и поныне существует на этой крыше. По другую сторону Атлантики, в США, уже на рубеже XIX и ХХ веков с той или иной целью использовались крыши многих гостиниц Нью-Йорка. В 1940-е годы появились скверы на крышах подземных гаражей в Сан-Франциско, а через десять лет висячий сад размером с целую площадь был разбит на крыше подземной автостоянки в городе Портсмуте. Лишь в конце 1990-х годов в России и Белоруссии были разработаны специальные рекомендации по проектированию крыш-садов, а в 2001 году в Москве вышло "Пособие по озеленению и благоустройству эксплуатируемых крыш жилых и общественных зданий, подземных и полуподземных гаражей ", разработанное коллективом проектировщиков ОАО «Моспроект» во главе с В. Л. Машинским.

Общепризнанное первенство в создании крыш-садов, по мнению специалистов, в настоящее время принадлежит Германии. В этой стране одно из обязательных условий при проектировании новых зданий – озеленение крыши, в том числе, имеющей значительный уклон. Введены даже налоги для домовладельцев, не использующих крыши под сады. В швейцарских городах до 25% плоских крыш занимают газоны. В Японии действует предписание разбивать сады на всех плоских кровлях площадь которых превышает 100 м2.

Современным первопроходцем и основоположником, который запатентовал и ввел новый способ озеленения, стал Питер Бланка. Он предложил перенести зеленый покров с горизонтальной плоскости на вертикальную – технологию, известную как «Вертикальные сады» (Vertical Garden System), что позволит озеленять большие площади фасадов, а позже включать «зеленые стены» непосредственно в интерьере зданий. Самым грандиозным проектом вертикального озеленения Питера Бланка на сегодняшний день является оформление стен музея современного искусства Quai Branly в Париже. На стене общей площадью в 800 м2 разместилось более 170 видов и 15000 растений. Сад Quai Branly удивительно меняет свой внешний вид в зависимости от угла зрения.

 Рис.1. Виды и основные процессы функционирования

Основной способ функционирования вертикального сада основан на достижениях гидропоники (от греч. hydor – вода и pónos – работа) – технология выращивания растений без почвы на водных питательных растворах. Существуют 6 основных типов гидропонных систем : глубоководная культура (Deep Water Culture – DWC), периодическое затопление (Ebb / Flow), капельный полив (реверсионный / не-реверсионный) – Drip System (recovery / non-recovery), питательный слой (Nutrient Film Technique – NFT), аэропоника (Aeroponic), фитильная (Wick). Есть много модификаций на основе базовых систем, но все гидропонные методы – разновидность или комбинация этих шести типов.

Технологические особенности (почва, орошение, свет)

Основной проблемой создания растительных стен стал поиск несущей плодородной основы, которая не будет осыпаться под действием гравитационных сил, ветра и дождя. Патрик Бланк использует полимерный войлок с микрокапиллярной структурой, который проводит питательные вещества и воду от ирригационной системы. Этот метод устройства садов запатентован, поэтому другие дизайнеры применяют похожий по своим свойствам природный материал — мох-сфагнум. Мох-сфагнум традиционно используется для разведения тропических растений, например, орхидей. В настоящий момент множество растений выращивается и продается именно в сфагнуме. Причем распространенное удобрение — торф, является именно перегнившим сфагнумом. Сухой мох способен впитать в себя воды в 20 раз больше собственной массы.

Благодаря капиллярным свойствам полимерного войлока, который был предложен Питером Бланком, а также свойствам мха-сфагнума, жидкость свободно спускается по стене под действием гравитации, а излишки воды выводятся и подаются с помощью насоса наверх стены. Таким образом, плодородный слой впитывает влаги ровно столько, сколько требуется для роста растений.

Прямые солнечные лучи могут обеспечить более 100 000 люкс, в то время как средний уровень освещенности в офисе и доме составляет около 300-500 люкс. Поэтому требуется, как правило, использования искусственного освещения. Подходящими источниками света являются металлогалогенные лампы. Это дает существенную длину волн. Через компьютерное моделирование производится расчет необходимого количество света и его местоположение в помещении.

Использование определенных видов растений

Изначально для посадки вертикальных садов были выбраны горные растения Таиланда и Малайзии. Более двух тысяч видов тропических растений способны укореняться на скалистых склонах в условиях недостаточного освещения, малого количества минеральных веществ и недостатка влаги, поэтому их можно использовать для посадки на городских стенах, где условия сходны с горными. Выбор растений, произрастающих в горных районах, является хорошим решением для создания растительных вертикальных стен. Такие растения хорошо переносят ветры, имеют развитую корневую систему, требуют минимального количества воды для орошения и минеральных удобрений, являются низкорослыми. Эти растения великолепно адаптированы для высотной посадки.

Для высадки вертикальных стен, находящихся на улице, в российских условиях имеет смысл экспериментировать с альпийскими горными растениями. Кроме огромного разнообразия альпийских низкорослых трав, для посадки можно использовать многочисленные виды «снеговых растений», которые растут на больших высотах при низких температурах. Красивым решением будут эксперименты с разнообразными лишайниками, которые имеют различные цвета и формы. Примером креативного использования лишайников на стенах может быть Музей современного искусства Quai Branly в Париже.Также для озеленения в России интерес представляют горные растения Алтая и Кавказа. Однако, чем выше встречается растение на горных склонах России, тем более тусклой и скудной зеленью они обладают.

Рис.2. Вертикальное озеленение в экстерьерах 

Использование вертикального озеленения в экстерьерах – довольно хлопотное и затратное дело по сравнению с зелеными кровлями, которые уже давно используются в Европе и постепенно будут переходить и, надеемся, приживаться в России. Примером может послужить использование модулей Эмилио Ллобато (рис.3). 

Рис. 3. Модули Эмилио Ллобато

Тестирования этой системы показали (Национальный французский исследовательский центр (CNRS)),что при ее использовании на 200 зданиях более 2,6 миллионов кубических метров воздуха в год были обеззаражены и 400 тысяч людей смогли дышать свежим воздухом. 

 Рис.4. Вертикальное озеленение в интерьерах 

Формирования «зеленых стен» в интерьере, скорее, является необычным и авангардным явлением, нежели сложным и дорогостоящим, т.к. создание и поддержание необходимых условий гораздо легче обеспечить в интерьере чем в экстерьере.

Современные тенденци

Конкурс "Вызов 2030" (the 2030 challenge),который прошел в 2011 году в котором специалисты архитектуры и дизайна должны были показать своё видение вклада города в борьбу с изменением климата планеты (путём снижения выбросов парниковых газов).

Рис.5

Рис.6.  Компания Romses Architects с проектом «Harvest green, Канада

Выграла конкурс канадская компания Romses Architects с проектом «Harvest green»: овощи и прочая зелень, фрукты и рыба, курицы-несушки, козы и овцы — все вместе под крышей футуристического здания, способного превратить какую-нибудь заброшенную промзону в островок фермерских технологий будущего. Общая мысль не нова: взять больше урожая с меньшей площади, да ещё прямо в городской черте. Harvest green project не только обладает"всеми модными "зелёными" технологиями, какие только можно внедрить в высотке, но и сам будет производить экологически чистые продукты.

Целью данной работы стало описание эволюции и вариативности применения вертикального озеленения в дизайне и архитектуре, его экологической составляющей, его значимости для развития экотехнологий и внедрения их в современную жизнь общества. В этом случае именно дизайн и архитектура будут являться самыми эффективными и быстрыми проводниками новых экоидей. Поэтому можно с увереностью говорить о том, что в недалеком будущем наличие вертикального озеленения и др. экоразработок, как в архитектуре, так и в дизайне, будет таким же обычным явлением, как наличие электропроводки и других коммуникаций, без которых мы не представляем себе нашу жизнь.

 


Библиография

  1. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / К.  Фремптон. – М.: Стройиздат, 1990
  2. Пфайффер Б. Райт. 1867–1959: Архитектура демократии. – М.: АртРодник, 2006
  3. Коэн Жан Луи ЛЕ КОРБЮЗЬЕ / Коэн Жан Луи. – М.: АртРодник,2008.
  4. Улейская П.И. Вертикальное озеленение /  П.И.  Улейская. – М., 2001
  5. Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна / Т.Д. Шиканян.  – М., 2006
  6. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность.  – М.: Прогресс-Традиция, 2001


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017