№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Шкаев Иван Андреевич

магистрант ВоГТУ
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор И.К. Белоярская,
ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный технический университет", 
г. Вологда, Россия

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТНИКА ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА УСАДЬБЫ МАРТЬЯНА САЗОНОВА В ДЕРЕВНЕ ОСТАШОВО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


До начала XX века жилое строительство на Руси было сплошь деревянным. За тысячелетие существования нашего государства выработано огромное количество типов объемно-пространственной структуры, планировочной композиции, конструктивной основы деревянного домостроения и, наконец, декоративного убранства. К началу XXI века уникальное достояние катастрофически быстро исчезает. Загородный дом – «терем» крестьянина Мартьяна Сазонова, выполненный по проекту архитектора Петра Ропета - это не только «жемчужина» русской архитектуры, но и памятник мировой культуры.

Ключевые слова: деревянное зодчество, неорусский стиль, усадьбы, И.П. Ропет (архитектор)


Деревянное зодчество – одно из наиболее значительных выдающихся проявлений художе-ственной и строительной культуры русского народа, одарившей историю мировой архитек-туры памятниками непереходящей художественной ценности (рис. 1).

Усадьба местного уроженца Мартьяна Сазоновича Сазонова, составившего состояние на строительных подрядах в Петербурге, была построена для его второй жены Екатерины Алексеевны Добровольской в кон. XIX - нач. XX вв. На окружающей усадьбу территории существовало несколько прудов, был разбит фруктовый сад, к дому вела липовая аллея. Среди местных жителей до сих пор сохранились рассказы о богатом внутреннем убранстве здания с изразцовыми печами, разноцветными витражами и деколью. Усадьба расположена в нескольких сотнях метров восточнее д. Осташево. Планировка территории, сильно заросшей молодым лесом, практически не читается. Только неподалеку от дома (на северо-запад) просматриваются остатки нескольких небольших прудиков. Двухэтажный деревянный дом – незаурядный, чрезвычайно редкий в Костромской области пример постройки, в архитектуре которой усложненная, несимметричная объемно-пространственная композиция развитого модерна сочетаются с насыщенным и разнообразным эклектичным резным декором, интерпретирующим формы русского стиля. Здание сложено из оцилиндрованных бревен, перевязанных в обло, поставлено на кирпичный цоколь и обшито снаружи калеванным тесом. Основой его объемно пространственного решения является прямоугольный в плане сруб, вытянутый по оси восток-запад. Особенно выразительно дом выглядит с юго-западной стороны. Западный его фасад выделен в центре крупным ризалитом, над которым эффектно возвышается своеобразная светелка-теремок с балко-ном. Балкон светелки имеет двускатное покрытие на резных столбиках, дополненное изящным килевидным аттиком с резным навершием [2, С.144-156].

Настоящее имя архитектора, внука солдата и сына мастера Петергофской бумажной фабрики – Иван Николаевич Петров. Он родился в Петергофе в 1844г. Рано оставшись сиротой, в знак признательности приняв отчество воспитавшего его дяди – Павлович, он стал Иваном Павловичем Ропетом. В 1860 г. Ропет поступил в Академию художеств и в 1871 г. закончил ее с золотой медалью «первого достоинства» и «для дальнейшего усовершенствования на 6 лет был назначен пенсионером… с тем, чтобы два года были проведены в России, а остальное время за границей для усовершенствования в искусстве и изучении древних и новых памятников архитектуры».

После окончания Академии творчество настолько захватило Ропета, что отъезд его за границу задержался на семь лет. За эти годы молодой архитектор спроектировал для Политехнической выставки в Москве (1872), павильон ботаники и садоводства, а также сельскую школу, торговый дом Башмакова (1872) и доходный дом Человеколюбивого общества в Петербурге (1878, первая премия; оба не осуществлены), дом русского посольства в Японии (1875), баню-теремок (1877) в Абрамцеве – подмосковном имении С.И. Мамонтова, павильоны русского отдела Всемирной выставки в Париже (1878), ряд деревянных загородных домов, дач, школ, часовен, мостов. Эти работы принесли Ропету известность, утвердив за ним репутацию одного из ведущих мастеров «русского стиля» [1, с.85-93] (рис. 2,3).

«Русский стиль», который чаще назывался «неорусский», противопоставивший себя официальному стилю арх. К. Тона и получивший поддержку русского общества на выставках 1870 и 1872 гг. в Петербурге и в Москве, в 1878 г. вышел на мировую арену, где его ждало безусловное признание. Едва ли хоть одна статья об архитектурной части выставки обошла внимание постройки Ропета. Иностранные обозреватели единодушно сходились в мнении, что павильоны русского отдела оригинальны, талантливы, делают честь России. «Русский стиль» конца XIXв., позже получил более точное название «неорусский стиль», реже «песевдорусский стиль» способствовал выходу в свет в 1875г. увража «Мотивы русской архитектуры», изданного В.А. Гартманом. В нем был найден проект И.П. Ропета (рис. 2). Проанализировав проект загородной дачи и существующую усадьбу Мартьяна Сазонова, сравнив декорирование и стилистические особенности, можно констатировать тот факт, что дом очевидно был построен по проекту Ропета, но с большими изменениями. Особенно ярким элементом является башенка, которая в настоящий момент демонтирована. Декор бочки можно сравнить с сохранившейся постройкой Ропета И.П. баней-теремком в Абрамцево.

Местные жители рассказывают о том, что Мартьян Сазонов был краснодеревщиком и имел дела в Петербурге. Быть может там им был приобретен проект. По другой версии он выиграл его в карты.

Непременно нужно сказать о романтичности хозяина – терем был построен специально для его молодой жены. Это нетипичный объект для костромских лесов, загородная столичная дача, можно также отметить и высочайший уровень плотницкого мастерства, которое отображает искусное владение материалом.

При привязке на местности проектное решение было несколько изменено, но в целом образ здания сохранился. Выдержана до конца и чистота стиля. Разудалая роскошь резного декора в сочетании с живописностью объемного решения не помешали сохранить сочетание живописности и практичности традиционного рубленного дома, с рационализмом решения просторных светлых комнат русской избы.

Современное состояние аварийное и нуждается в срочных реставрационных работах. Редкая постройка, так удачно вписавшаяся в ныне глухие места, должна быть сохранена для потомков.


Библиография

  1. Кириченко Е.И. Архитектор Ропет И.П./ Е.И. Кириченко // Архитектурное наследство. – М., 1972. – №20. – С. 85-93
  2. Памятники архитектуры Костромской области: Каталог. Выпуск VI Чухлома, Чухломский район / В.М. Рудченко, Г.К. Смирнов, П.Н. Шармин, Е.Г. Щеболева. – Кострома, 2004. – 215с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017