№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Поросенкова Ксения Валерьевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры доцент М.В. Пучков,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ВНЕДРЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРУ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


УДК: 72.01

Внедрение нелинейных систем организации пространства в градостроительном проектировании и прогнозировании может рассматриваться на различных территориальных уровнях. Такая интеграция приводит к возникновению нового системного уровня потенциала территории. Создание импульсных узлов развития должно привести к неожиданным позитивным результатам дальнейшего преобразования среды.

Ключевые слова: нелинейная система, пороговое состояние, системный подход, ноосфера, устойчивое развитие, дигитальная архитектура,


Существует «Концепция влияния идей нелинейной науки на архитектурно-градостроительное мышление» И.А. Добрицыной. В рамках этой концепции рассматривается влияние идей нелинейной науки и самоорганизации на архитектурно-градостроительное мышление, на переход в архитектуре и градостроительстве от «решетки» к «фракталу». В контексте концепции автора «решетка» - это принципиально статичная модель, не обладающая качеством движения, эволюции, в то время как фрактал – воплощение идей эволюции, динамизма».

При проектировании градостроительных объектов на территории города Екатеринбурга, был проведен комплексный анализ, для выявления максимального потенциала. Все рассматриваемые участки дошли до крайней степени использования, заложенных проектировщиками, параметров. Объекты исчерпали себя, при этом они могут использоваться, однако, не давая территории шанса на демонстрацию больших возможностей.

Усугубление ситуации вызывает встраивание очередных объектов в «нездоровую» городскую ткань по тем же устаревшим принципам проектирования, не создается система новых ансамблей, инженерно-транспортных сетей. Непосильная нагрузка ложится на город как систему связей (потоков, отдельных составляющих единиц, в том числе людских) – инженерная, транспортная, экономическая, эстетическая, историко-культурная, психологическая и прочие.

Предлагается создать новый вектор развития отдельных городских территорий. Новую линию развития, новую контекстную модель – своеобразные импульсные узлы, точки роста для дальнейшего развития города. Неслучайно выбраны наиболее конфликтные, пограничные участки города Екатеринбурга, территории, оторванные мощными транспортными коридорами железнодорожных магистралей от центральной части, вследствие чего, ослабевает способность районов города к интеграции. В результате, объекты общегородского значения не в силах преодолеть искусственно созданную планировочную границу, оказываются ограниченными рамками и мощностями района.

Город, как организм подверженный законам эволюции, нуждается в постоянном росте и усложнении своей структуры, дабы иметь преимущество и шанс на выживание. Эта трансформация не обязательно связана с изменениями физических размеров, количественных показателей, здесь говорится о качественных преобразованиях городской среды, о поиске генетического кода, требующего перестройки.

Концепцией предлагается создание «городских заплаток» – мощных пешеходных пространств, наполненных различными общественными, развлекательными и обслуживающими функциями. В городскую ткань запускается максимально автономный нулевой организм, меняющий исчерпавший себя режим использования данной территории.

Здесь будут рассмотрены три объекта: реконструкция территории железнодорожного вокзала города Екатеринбурга; промышленный объект в границах улиц Стрелочников – Восточная; градостроительный комплекс в городе Екатеринбурге в границах улиц Восточная – Куйбышева – Библиотечная – парк Маяковского (рис.1).

Рис.1.  Концепция внедрения нелинейных ситем организации пространства в ситеме города Екатеринбурга

Проектируемая территория вокзала находится на северной границе центрального «утюга» города Екатеринбурга. Эта граница определена как малое транспортное кольцо. Пограничность территории усугублена железнодорожным разрывом городской ткани, что приводит к ухудшению способности интеграции инфраструктуры районов, людских и транспортных потоков. Территория оказывается зажатой срединным и малым транспортными кольцами, при этом ее целостность как градостроительного элемента нарушена устройством железнодорожного отвода.

Территория является потенциально мощным градостроительным элементом композиции планировки города Екатеринбурга. Территория имеет возможность стать импульсным узлом развития пространственной композиции города. Композиционный потенциал территории вокзала заключается в наличии транспортных связей (с условием их усиления), потоков общественного транспорта (междугородное автобусное сообщение, станция метро, городской электротранспорт, городские автобусы), людских потоков, функциональной насыщенности, памятников архитектуры (градостроительные ансамбли), мощных высотных доминант (существующих). Анализ проведен на основании ГП города Екатеринбурга.

Территория является мощным транспортным узлом города Екатеринбурга. Здесь сосредоточены узловые точки общественного городского и пригородного транспорта, объекты общественно-делового назначения, соответственно, здесь формируются пешеходные транзиты, требующие разведение потоков в нескольких уровнях (относительно уровня земли). Сооружены подземные переходы через перекресток улиц Свердлова-Челюскинцев, через ул. Стрелочников, объединенным с выходами метро. Активное пешеходное движение осуществляется через привокзальную площадь, что приводит к неудобству и небезопасности как водителей транспорта, так и самих пешеходов. Нарушено безопасное пешеходное движение на транспортном узле Космонавтов-Восточная-Челюскинцев-Мамина-Сибиряка.

Территория ограничена мощными общегородскими магистралями непрерывного движения на юге и на востоке – это ул. Европейская и проспект Космонавтов. Проспект Космонавтов образует меридианальную транспортную ось города. Запроектирован дублер проспекта Космонавтов, трассированный относительно улицы общегородского значения Свердлова, соединяющей южные, юго-западные, юго-восточные районы города Екатеринбурга с территорией вокзала.

На юге территория ограничена НМОЗ улицей Европейской и на севере улицей районного значения Завокзальной. Территория вокзала находится под влиянием системы транспортных развязок центральной, северо-западной, северо-восточной и северной частей города, следовательно, благополучное движение транспорта здесь определяет благополучие движения всего города.

Ландшафтная система территории вокзала подвержена разрушительному антропогенному влиянию. В процессе прокладки железнодорожного полотна, трассировки улично-дорожной сети, пробивки линий метро, при строительстве неизбежно был нарушен естественный ландшафт. Проектом предусмотрено создание новой ландшафтной системы– обширного парка вдоль улиц Челюскинцев-Европейская.

Территории вокзала относятся к общественно-деловой функциональной зоне. Развитие города Екатеринбурга предполагает увеличение железнодорожных грузовых и пассажирских потоков, как внутри страны, так и международных. В связи с этим можно говорить о столкновении множества интересов различных групп населения прибывающего в город и в нем проживающего, разделенных по социальным, национальным, религиозным и иным признакам. Это должно привести к усилению контроля и безопасности территории вокзала и близлежащих районов города. Необходимо также рассматривать нынешнее маргинальное состояние завокзальной территории складов и оптовых баз и внести предложения по ее «рекультивации», т.к. внесенные генеральным планом меры о назначении территории функций логистики не в состоянии кардинально изменить ситуацию.

Проектом реконструкции территории вокзала предлагается внести изменения в планировочную структуру. Для усиления мощности объект получает ориентацию на две противоположные городские магистрали – ул. Челюскинцев (существующая улица, в проекте трансформируемая в многоуровневую магистраль непрерывного движения) и ул. Завокзальная (существующая улица, получившая в проекте роль магистрали общегородского значения). Для поддержания визуальной композиционной оси север-юг и частичного снятия нагрузки с центральной части города осуществляется пробивка дублера проспекта Космонавтов, по которой предлагается пустить ветку скоростного трамвая на обособленном полотне. В результате возникает необходимость разработки двух площадей вокзала берегового типа. Над железнодорожным полотном сооружается многоуровневая конструкция с функциями общественного, торгового, служебно-технического обслуживания, сверху накрывается оболочкой, выполняющей функции шумозащиты.

Для разработки проекта градостроительного комплекса была выбрана территория в городе Екатеринбурге. Административные районы проектирования Октябрьский и Кировский. По границе этих соседствующих территорий проходит железная дорога со станцией Шарташ. Это место является важным транспортным узлом города, так как связывает большое и малое транспортные кольца. На территории Октябрьского района расположены объекты общегородского значения: Шарташский рынок и ЦПКиО им. Маяковского, к тому же здесь находится достаточно крупная промышленная зона. Немаловажно и историческое значение этого места, т.к. здесь изначально проходила граница старого города-крепости, и сейчас на перекрестке улиц Декабристов-Восточная находится памятник городских ворот. Основной целью проекта было связать два района мощной пешеходной эспланадой, дабы избавить людей от неудобств, вызванных перемещением на данной территории. К во всему прочему, в данное время ведется реконструкция ВТУЗгородка в границах улиц Вишневая – Библиотечная – Гагарина – Мира (Кировский район). Здесь предполагается строительство жилых микрорайонов, автовокзала и обновление транспортного каркаса.

Задачей было создать современное жилое образование, отвечающее требованиям транспорта, комфортности и эстетики. В проекте была предпринята попытка вложить современные идеи создания городского пространства. В становлении композиции главную роль играют интересы человека: транспорт, который на данный момент захватил всю территорию города, в проекте уходит в подземное пространство, конечно там где это возможно и даже необходимо – это жилые группы, территория для отдыха. Происходит расщепление транспортных и людских потоков.

Станция Шарташ оказывает серьезную поддержку в обеспечении транспортом больших пассажиропотоков – это и пригородные электрички, и городская электричка. Возможно, создав комфортные условия для отдыха, работы и жизнедеятельности людей на данной территории, можно будет разгрузить центр города и тем самым попытаться сохранить его исторический облик.

Пограничное, или пороговое, состояние представляет собой особый важнейший миг эволюционирования системы, когда система способна сделать скачок, то есть пройти точку бифуркации и творчески заново организоваться. Необходимо максимально использовать эти моменты и не доводить систему до полного краха и гибели.


Библиография

1. Добрицына И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А.  Добрицына . – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.

2. Колясников В.А. Теория градостроительства: современные направления и концепции: учеб. пособие /  В.А.  Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – 322с.: ил.

3. Колясников В.А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов: учеб. пособие /  В.А.  Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2010. – 406 с.: ил.

4. Габричевский А. Морфология искусства /  А.Габричевский. – М.: АГРАФ, 2002.

5. Рябушин А., Дворжак К. Прогностика в архитектуре и градостроительстве /  А.Рябушин,  К. Дворжак. – М.: Стройиздат, 1983.  –160 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017