№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Коновалова Анна Владимировна

магистрант ЮФУ ИАрхИ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент Ю. В. Горгорова,
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет», Институт архитектуры и искусств,
г. Ростов-на-Дону, Россия

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ЮГЕ РОССИИ


УДК: 72.01

Любой торговый комплекс стремится привлечь потребителя как своей внешней формой, расположением и окружением, так и внутренним наполнением.

Ключевые слова: торговые комплексы, моллы, дизайн интерьера, архитектура торговых центров


Торговый центр (ТЦ) – это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, подобранных в соответствии с концепцией и осуществляющих свою деятельность в специально спланированном здании (или комплексе таковых), находящемся в профессиональном управлении и поддерживаемом в виде одной функциональной единицы.

Первоначально выделились районные (neighborhood), окружные (community) и региональные (regional) ТЦ. Позже добавились микрорайонный (convenience centers), суперрегиональный центр (super regional centers) и различные менее общепринятые типы центров.

Молл (англ. mall) – это: 1) наиболее распространенная планировка региональных и суперрегиональных торговых центров часто называется «торговым моллом» или просто «моллом». Собственно «молл» представляет собой крытый освещенный и кондиционируемый пассаж с расположенными с одной или обеих сторон магазинами и ресторанами, имеющими входы также со стороны парковок торгового центра; 2) торговый центр любого типа, например, «стрип-молл»; название, используемое в устной речи для описания торгового центра под открытым небом; 3) улица, закрытая для автомобильного движения, с магазинами по обеим ее сторонам (больше относится к понятию «стрит-ритейл», прим. эксперта).

Молл класса «А» (англ. A Mall) – термин, используемый для обозначения торговых центров самого высокого качества. Уровень качества обычно определяется на основании количества продаж на единицу площади. Моллы класса «А» генерируют в среднем более чем на 15% больше продаж, чем средний объем продаж по статистике международного совета торговых центров, и эти центры обычно привлекают не очень много клиентов, находящихся вне их торговой зоны. Моллы класса «А» также называют престижными моллами.

Молл класса «Б» (англ. B Mall) – термин, используемый для обозначения торговых центров второстепенного или среднего качества. Моллы класса «Б» генерируют среднее количество продаж на единицу площади, равное плюс-минус 15% от средней производительности продаж по статистике МСТЦ. Моллы категории «Б» также известны как средние моллы.

Молл класса «В» (англ. C Mall) – термин, используемый для обозначения торговых центров с качеством площадей ниже среднего. Моллы класса «В» в среднем производят продаж на единицу площади меньше, чем среднестатистические продажи на единицу площади по данным МСТЦ, т. е. менее 15%, но не являются совсем низкорентабельными или нежизнеспособными активами.

При рассмотрении дизайна торговых заведений мы имеем дело изначально с массовым дизайном, потому как предусмотреть индивидуальные параметры дизайна при таком большом количестве его «потребителей» практически не представляется возможным. Организация и дизайнерские решения современных торговых пространств создаются с расчетом на то, чтобы их посетители чувствовали себя максимально комфортно, с одной стороны, и приобщались к новому, неизведанному – с другой. Всякое торговое заведение стремится привлечь потребителя как своей внешней формой, расположением и окружением, так и внутренним наполнением.

Доминирующей формой для торговых центров со времени их тотального распространения стал ровный правильный параллелепипед, который, правда, считается агрессивным по отношению ко всему, что его окружает. Позже, с осознанием необходимости создания более привлекательного «фасада», появилось много проектов, использующих округлые, цилиндрические, сферические формы.

Продуманное внутреннее оформление ТЦ, взаиморасположение элементов пространства необходимо для создания соответствующей обстановки внутри магазина таким образом, чтобы она способствовала обдумыванию покупателем покупки. В основу правильного оформления среды внутри ТЦ ставится именно воздействие на конкретного человека, на его эмоциональное состояние для побуждения его к совершению покупки.

Дизайн ТЦ должен быть в целом неброским, чтобы не оттягивать на себя внимание. Оригинальные решения по оформлению торговых помещений принимают магазины – арендаторы. Как правило, материалы, которые применяются во внутренней отделке общих пространств торгового центра, не отличаются оригинальностью, являясь практичными, нейтральными. Переходы – как цветовые, так и фактурные – могут быть использованы для отделения друг от друга функциональных зон (отдыха и развлечений, приема пищи, торговой зоны).

Дизайн торговых центров предусматривает организацию мест отдыха посетителей: устанавливаются скамейки, диваны. Для того чтобы вызвать ощущение комфорта, имитируются природные оазисы с использованием водопадов, искусственных насаждений, водоемов, фонтанов и других подобных мотивов.

Чем российские торговые центры отличаются от европейских и американских? Одно из отличий — размеры. В России до кризиса все хотели строить огромные торговые центры. Инвесторы верили в то, что ставки аренды и ставки капитализации будут расти бесконечно. Кроме того, все хотели занять на рынке доминирующие позиции за счет размера своих объектов. Отсюда вывод, что в этом вопросе важны законодательные особенности. Например, во Франции действует закон, ограничивающий строительство крупных торговых центров. Чтобы возвести объект площадью более 5 тыс. квадратных метров, нужно получить специальное разрешение. Это делается для того, чтобы защитить малый бизнес. Аналогичные законы действуют и в других европейских странах, например в Польше. В России нет законов, ограничивающих строительство крупных центров.

Другое отличие российских торговых центров — их местоположение. В США и Европе в центре города располагаются либо универмаги, такие как Galerie Lafayette или Karstadt, либо небольшие бутики. А крупные торговые центры находятся за городом, как в США, или на окраине (в основном, это характерно для Европы). В России же крупные торговые центры обычно имеют развитую развлекательную составляющую (кинотеатр, детские центры, игровые зоны, рестораны и т. д.) и являются объектами повседневного посещения. И потому важное условие их успешности — центральное расположение и хорошая транспортная доступность.

Расположение крупных торговых центров за городом обусловлено тем, что в центре крупных городов Европы не осталось площадок под большие торговые проекты. И потому гигантские молы, в основном, строятся на окраинах и в пригороде.

Главным же отличием зарубежных проектов является дизайн. Торговый центр должен иметь какую-то свою «изюминку», например, уникальную архитектуру. Примером может быть горнолыжный спуск в торгово-развлекательном центре в Дубае.

Выделяют две модели торговых центров – европейскую и американскую. Основная масса европейских торговых центров, как правило, сосредоточена в пределах города, в местах наибольшего скопления покупателей, с хорошей пешеходной доступностью. Кроме того, для европейских торговых центров характерна концепция привлечения нескольких “якорных” арендаторов и возведение торговых галерей, построенных по классическому принципу. В США же более распространена концепция моллов за городом. В них посетители приезжают на автомобилях. Это легко объяснимо: основная масса населения США проживает в собственных домах в пригородах. Отсюда следует, что российские ТЦ в целом и юга России, в частности, более приближены к европейской модели.

В целом концепция дизайна торгового центра должна предусматривать ряд нюансов – перемещение покупателей, внешний и внутренний дизайн торговых залов, освещение, ландшафтный дизайн – и быть актуальной в течение долгого времени, так как торговый центр строится не на один десяток лет. Однако в торговых комплексах, расположенных в южных широтах РФ существует ряд проблем, непосредственно касающихся дизайна внутренних помещений ТЦ.

Так, например, в ТЦ «Континенталь», расположенном в историческом центре города Ростова-на-Дону, главной проблемой является навигация. В лабиринте из магазинов и переходов невозможно сориентироваться без подробной карты, а навигационные стенды и указатели не на много облегчают поиски.

Другой проблемой является однотипное решение атриумных пространств. За редким исключением (например, ледовый каток в ТК «МЕГА») в центральной части ТЦ просто размещается фуд-корт и оставляется место под презентации машин, архитектурных проектов, новых видов гаджетов либо небольших частных выставок (ТРК «Горизонт»).

Все это мало способствует улучшению качества дизайна торговых комплексов на юге России. Чтобы изменить ситуацию, по нашему мнению, необходимо сделать следующее:

- в атриумах сочетать комфортабельные места для отдыха с динамичным дизайном. Зоны рекреации дополнить броскими элементами дизайна, например, перфорированными ширмами с национальным орнаментом, фресками или художественными работами. Необходимый уют зоне рекреации придаст декоративный камин, мебель из натуральных материалов и живое озеление, а динамику – плазменные телевизоры;

- в ресторанном дворике разграничивать пространство на три отдельные зоны: место для отдыха, встреч или работы с ноутбуком, мягкая релакс-зона и открытая площадка, объединяющая кафе с помещением торгового центра;

- особое внимание уделять планировке ТЦ и навигации в нем;

- использовать приемы трансформации пространства. Сложная экономическая ситуация вынуждает владельцев торговых центров относиться к хрупкому балансу форма-функция внимательнее. Собственники стремятся создать привлекательный образ и динамичный продуманный дизайн, который бы позволял легко трансформировать пространство и увеличивал бы прибыль торгового центра;

- не забывать о дизайне витрин, ведь витрины магазинов – это самое мощное средство рекламы товара именно в том месте, где этот товар продается. Кроме того, образ торговых галерей в ТЦ формируется за счет именно витрин. Отсюда проблема – гармоничная организация пространства галереи, придание единого концептуального решения в рамках общего дизайна всего ТЦ без ущерба стилю арендаторов.

Из всего вышесказанного следует, что необходим поиск новых визуальных решений. К примеру, пока панорамное остекление являлось чем-то новым и диковинным, к нему проявлялся повышенный интерес. Но ввиду того, что ко всему происходит привыкание (хорошо, если не вырабатывается стойкое неприятие, что вполне характерно для восприятия всего нового и дерзкого), то и интерес резко начинает ослабевать. Привлечь формой и дизайном? Тогда они должны быть многовариантными, чтобы не пропадало чувство новизны. Даже простое изменение цвета может изменить форму объекта и наше восприятие очень сильно. Это будет сюрпризом: вроде бы все по-прежнему, но появилось что-то новое, что-то поменялось.

Неброские однотипные формы торговых центров, единственным украшением и привлекающим взор элементом которых служит крупная вывеска, постепенно будут отходить на второй план. Будущее за проектами, в равной степени обладающими заметной, оригинальной, концептуальной архитектурой, находящейся в смысловой и функциональной связи с оформлением и дизайном внутреннего пространства.


Библиография

  1. Антошвили М.Е. Оптимизация размещения городских центров культурно-бытового обслуживания: учеб. пособие / М.Е. Антошвили. – М.: МАРХИ, 1983.
  2. Архитектурное проектирование общественных зданий. – М.: Стройиздат, 1985
  3. Дубынин Н.В. Эволюция развития архитектуры многофункциональных комплексов в России / Н.В. Дубынин // Жилищное строительство. – 1996. – № №4, 6, 10. – 1997. – № 2.
  4. Лин М.Т. Современный подход к проектированию торговых центров в Великобритании / М.Т. Лин. – М.: ЦНТИ Госгражданстроя,1984. – Вып. 12.
  5. Лин. М.Т. Современные торговые пассажи за рубежом / М.Т. Лин. – М.: ЦНТИ Госгражданстроя, 1984. – Вып. 12.
  6. Максимов В.П. Климат и архитектура торговых центров / В.П. Максимов // Жилищное строительство. – 1990. – № 3.
  7. Образ современного торгового центра [Электронный ресурс].– Режим домтупа: http://www.tdyakimanka.ru/raznoe/220-mall.html
  8. Андерхилл П. Место действия – торговый центр / Пако Андерхилл; пер. Скворцова Н. – Изд. Альпина Паблишер, 2011.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017