№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Галиакбарова Екатерина Ринатовна

студент НТАИ.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Л.И. Козлова,
г. Нижний Тагил, Россия

 Любич Екатерина Васильевна

Студент НТАИ.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Л.И. Козлова,
г. Нижний Тагил, Россия

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ АРХИТЕКТОРА ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА СОЛТЫСА


УДК: 72.03

Статья посвящена исследованию проектов архитектора Владимира Ивановича Солтыса и определению роли зодчего в формировании застройки микрорайонов города Нижний Тагил. Приводится краткая биография архитектора, рассматриваются периоды его творческой деятельности. Поставлен акцент на проектах детальной планировки Выйского, Центрального, Краснокаменского, Гальянского и Дзержинского районов в городе Нижний Тагил; объектах жилищного, культурно-бытового назначения. Особое внимание уделено значению творческого наследия В. И. Солтыса в структуре современного города.

Ключевые слова: архитектура Нижнего Тагила, В.И. Солтыс (архитектор)


Много ярких имен блистает, прославляя Урал, Нижний Тагил. Прежде всего это заводчики Демидовы, изобретатели первого российского паровоза отец и сын Черепановы, первого велосипеда Артамонов. Достойное место в этом ряду занимает творчество известного уральского архитектора Владимира Ивановича Солтыса (1934-1998 гг.), новаторские архитектурные и градостроительные идеи которого были реализованы в Нижнем Тагиле.

В. И. Солтыс родился 1 января 1934 года в селе Красноселка Джулинского района Винницкой области.

Солтыс всю свою трудовую деятельность посвятил городу Нижнеий Тагил, оставив в дальнейшем яркий след в архитектурно-планировочном наследии города. Окончив в 1957 году Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова и получив диплом с отличием по специальности «Архитектура», Владимир Иванович начал трудовую деятельность в Нижнетагильском отделении проектного института «Свердловскгражданпроект» в должности архитектора.

Новый взгляд на формообразование, использование асимметрии, перефразирование конструктивистского начала в решении фасадов зданий, позволило Солтысу обратить на себя внимание как на архитектора, обладающего большими творческими возможностями, и в 1961 году Владимир Иванович был принят в члены Союза архитекторов СССР.

В 1960-е годы начался новый период в архитектуре – борьба с «излишествами». Архитектурные проекты по мере их согласования теряли детали и превращались в безликий объем. Наступила эпоха «коробочной архитектуры». К этому периоду относится реконструкция здания треста «Тагилстрой», выполненная под руководством В. И. Солтыса (рис.1). Здесь можно отметить великолепные пропорции, частоту ритмов фасада.

Рис. 1. Трест «Тагилстрой» в городе Нижний Тагил

Мастерски архитектор выполнил проект проходной «Уралвагонзавода» (рис.2). Геометрически выстроенный портал входа, украшенный пилонами, макетами орденов, которыми награжден завод, пропорции конструктивных элементов – все это свидетельствует о индивидуальном почерке, самобытности молодого дарования.

Рис. 2. Проходная Уральского вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил

Вступив в должность главного архитектора города Нижний Тагил в 1969 г., В. И. Солтыс очень остро поднимает вопросы комфортности пребывания человека в искусственно созданной среде. В это время под его руководством появляются проекты детальной планировки так называемых «спальных» районов: прежде всего Гальянского селитебного района на 40 тысяч жителей, микрорайона на Пихтовых горах на 20 тыс. жителей, в которых в полном объеме решены вопросы социальной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, впервые за многие-многие десятилетия возродилось и было реализовано понятие «пешеходная улица» (рис.3).

Рис. 3. Планировочное решение микрорайона №5 Красногвардейского жилого района, город Нижний Тагил

По предложению Владимира Ивановича в те застойные годы в проектной практике Нижнего Тагила произошел плавный переход от массовой строчный застройки к периметральной. Взметнувшиеся ввысь жилые дома создают четкие линии кварталов. Дома-гиганты соседствуют с живописными, тонущими в зелени улицами старой застройки. Окруженный лесистыми склонами Уральского хребта, Тагильским и Муринскими прудами, парками, Гальяно-Горбуновский массив, размещенный в экологически чистом районе, создает выразительный силуэт нового Тагила. Сформировавшийся еще в 1970-е годы Дзержинский район начал активно застраиваться. Новым районам и улицам давались поэтичные названия. Одной из вновь создаваемых главных магистралей Вагонки стала улица Зари, с восточной стороны которой вырос самый крупный жилой массив – «Пихтовые горы». В работе над проектом застройки района Солтыс исходил из принципа «защитного проектирования», сохраняя естественную природную среду. Так дома выросли среди елей и сосен.

Анализируя проекты детальной планировки новых районов В.И. Солтыса, можно отметить, что градостроительные качества застройки Нижнего Тагила поднимаются на новую ступень. Использовался рациональный, экономичный подход и передовые строительные технологии, архитектура стала более открытый, комфортный, город со временем становился городом для человека.

Практически все общественные здания, запроектированные зодчим, стали своеобразными доминантами, этаким композиционным и градостроительным явлением в архитектуре Нижнего Тагила.

В 1975 году распахнул двери Нижнетагильский цирк на 1800 мест, в основу которого был положен типовой проект (рис. 4). Однако тагильские архитекторы В. И. Солтыс, А. И. Обухов, В. И. Соломеин, художники В. М. и Л. П. Ушаковы, В. П. Полев, Л. И. Перевалов, М. В. Дистергефт и В. И. Стеканов сумели придать ему своеобразие и очарование. В это время, когда отрицался всякий декор на фасадах, Солтыс настоял, чтобы на фасадах цирка появились декоративно-пластические рельефные композиции: веселые клоуны и ловкие жонглеры, изящные наездницы на лошадях, а дрессированные медведи встречают зрителей ещё при входе и словно начинают захватывающее представление. Композицию здания завершает «корона» из железобетонных лепестков, расположенных на куполе, которая выполнена на Нижнетагильском заводе железобетонных конструкций, и это тоже заслуга Владимира Ивановича.

Рис. 4. Нижнетагильский цирк на 1800 мест

В 1985 году недалеко от Театральной площади, в самом центре города, выросло новое административное здание – Дом политпросвещения, ныне Общественно-политический центр (рис. 5).

Рис. 5. Нижнетагильский дом политического просвещения

Существующий Дом политпросвещения имел малое количество аудиторий, в нем отсутствовали большие залы для проведения лекционных занятий, поэтому было принято решение создать проект нового здания, отвечающего современным требованиям архитектурной планировки и дающего возможность заниматься в нем одновременно полуторам тысячам слушателям. Это для своего времени культовое здание, построенное по проекту тагильских архитекторов В. И. Солтыса, А. И. Обухова и С. И. Шейченко, обращает на себя внимание не масштабами, а своим обликом, в котором выразились основные архитектурные идеи времени: общий ассиметричный план, контрастное сопоставление различных объемов, плоскостей и фактуры материалов. Главный фасад решен плоским и лаконичным, с ровными и выразительными линиями, что хорошо согласуется с главенствующим характером большой транспортной магистрали – проспектом Ленина; гармонично сочетание плоской стены и ленточного остекления, есть четкость форм и объемов, удачно использование в отделке внешней части сооружения разнообразных строительных материалов: каменной штукатурки, мрамора, гранита, известняка-ракушечника.

Соразмерное росту человека здание, тактично вписалось в старую застройку и природную среду, став последним строением, вошедшим в общественно-культурный ансамбль центра города. Перед зданием, вдоль проспекта Ленина, тянется небольшой сквер с голубыми елями и лиственницами, серебристыми тополями, пленяющими своими красками в разное время года. На скалистом берегу городского пруда в середине 1980-х годов выросло еще одно торжественное здание – Городской дворец творчества юных (рис. 6). Предназначенный для детей, он и решен как большой сказочный корабль: с «капитанской рубкой» – башней для обсерваторских исследований, с летними смотровыми площадками на «палубе» - крыше, с пандусами - «трапами» и большими аквариумами в интерьере здания. С корабля открывается прекрасный вид на «море» – Нижнетагильский пруд с его живописными берегами. Такой необычный и яркий по образу дворец для детей большого индустриального города был создан по специально разработанному проекту Московского проектного института учебных заведений при участии тагильского архитектора В. И. Солтыса.

Рис. 6. Городской дворец творчества юных в Нижнем Тагиле

Работая над проектом Дворца, Солтыс проявил себя как архитектор, владеющий приемами, которые имеют свое материальное воплощение в пластике объема, в композиционных принципах построения структуры, в аскетичной расчлененности плоскости.

Бережное отношение к прошлому, пожалуй, главный принцип архитектора. Строительство нового в уже сложившимся архитектурном пространстве – дело ответственное, деликатное и непростое. Желание придать городскому пейзажу динамичность привело к рождению идеи поставить в его центральной части высотные доминанты, создав тем самым своеобразное «высотное кольцо Тагила». Так, в 1980 - 1990-е годы появились многоэтажные дома в районе железнодорожного вокзала и пешеходного моста через реку Тагил, улиц Островского, Первомайской и Карла Маркса. Основными средствами выразительности застройки стали соотношение архитектурных масс, силуэт, масштабность. Новостройки, не мешая старой застройке, одновременно придают городу обновленный силуэт. В ряде домов предусмотрены подземные гаражи, учреждения для отдыха, спорта, офисные помещения (рис. 7).

Рис. 7. Высотный дом на улице Карла Маркса, город Нижний Тагил

Многогранность таланта Владимира Ивановича нашла свое воплощение и в монументальном искусстве. Аскетизм, рубленые формы, нахождение наиболее точных средств выразительности характерны для памятника горнякам Высокогорского рудоуправления, погибших в годы Великой Отечественной войны (1965 г.), монумента металлургам, павшим в годы Великой Отечественной войны (1975 г.), монумента в честь 30-летия Победы над фашистской Германией на братской могиле в поселке Руш (1975 г.).

Рис. 8. Мемориальный комплекс, посвященный 30-летию Победы над фашизмом (1975 г.)

Творческая деятельность Владимира Ивановича нашла свое отражение в работе, представленной на открытом конкурсе «О создании герба города Нижнего Тагила». Герб, утвержденный 24 июля 1973 г. Решением городского исполкома, навсегда оставил память о талантливом архитекторе (рис. 9).

Рис. 9. Герб города Нижний Тагил

Воплощенные в архитектурных формах, идеи и надежды Владимира Ивановича Солтыса – пример одного из важных этапов архитектуры советского периода, безусловно, представляют собой большую ценность. Почти четыре десятилетия В. И. Солтыс проектировал для родного города, более 20 проектов нашли свое воплощение в жизнь, чтобы всегда звучала музыка в камне.


Библиография

  1. Стригалев А. А., Целиков А. И. Нижний Тагил / А.А. Стригалев, А.И. Целиков. – М.: 1959. – 74 с.
  2. Ковалевич В. К. Нижний Тагил / В.К. Ковалевич, Ю.В. Петров, С.К. Быстров и др. . – 4-е изд. перераб. – Свердловск, 1977. – 160 с.
  3. Семенов И. Г., Малеева Л. П. и др. – Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил / И.Г.Семенов, Л.П. Малеева и др. – Екатеринбург, 1995. – 175 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017