№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Дизайн


 Сандер Наталия Алексеевна

студент КГУ.
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А. В. Репринцев,
Курский государственный университет,
г. Курск, Россия

ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ДИЗАЙН-ПРОДУКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


УДК: 747.012

Статья содержит анализ книг для развития когнитивных способностей детей младшего дошкольного возраста. Автор выделяет особенности таких книг с точки зрения дизайнера-графика.

Ключевые слова: дизайн-графика, книжная графика, развивающие книги для дошкольников


Вопросы раннего развития детей активно изучают педагоги и психологи, в помощь молодым родителям выпускается огромное количество литературы, появляются новые методики развития когнитивных способностей детей раннего дошкольного возраста. Однако, с точки зрения дизайнера-графика, область дизайн-проектирования детских развивающих пособий мало изучена. Между тем, грамотно и органично построенный макет пособия может в полной мере раскрыть развивающие возможности; кроме того, область воздействия значительно расширяется за счет эстетического воспитания ребенка.

Ранним развитием в настоящее время считают интенсивное развитие когнитивных способностей ребенка от 0 до 2-3 лет, при котором вокруг ребенка создают среду, способствующую этому развитию. Раннее развитие – не попытка «посадить» ребенка за парту и заставить заниматься, а обучение через игру, через разглядывание и изучение интересных предметов.

Развивающая книга для ребенка младшего дошкольного возраста, с точки зрения дизайнера-графика, это не столько книга, сколько арт-объект. Современный рынок развивающих книг для детей младшего дошкольного возраста в России представлен, в основном, иностранными брендами, такими как Bright Stars, Tiny love, Taf toys, Kis kids, Lamaze, Yookidoo, R&P и др. Из российских брендов можно отметить Эгмонт.

Классифицировать книги с развивающими элементами для детей младшего дошкольного возраста можно по нескольким признакам. Во-первых, по содержанию (по теме) издания. Сюжетом детской развивающей книги может быть литературное произведение (сказка, стихотворение, рассказ). Примером такой книги может служить «Красная шапочка» (R&P) – это объемная книжка-игрушка с шуршащими элементами, раскладывающаяся в красочный объект-дом с персонажами сказки в виде кукол на пальцы. Книга рекомендована для детей двух-трех лет, так как предполагает игры по ролям. Другой тип книги для детей младшего дошкольного возраста – это книга, объединяющая в себе объекты одного вида (автомобили, животные, фрукты, овощи и т.д.). Оригинальным примером подобной книги является деревянная книжка-пазл фирмы R&P «Фигуры», на каждой странице которой ребенок находит новую геометрическую фигуру (книга рекомендована для детей от трех лет, так как предполагает изучение и запоминание названий геометрических фигур). Так как развивающая книга для ребенка младшего дошкольного возраста не является непосредственно книгой для чтения, то становится возможным появление книги без сюжета, страницы которой объединены лишь за счет графики одного стиля. К примеру, развивающая книга от компании Taf toys состоит из 6 страниц, не связанных между собой сюжетом, на которых находятся объемные изображения – лица, зверушки, зеркало, колечки, цветочки.

Во-вторых, книги с развивающими элементами для детей младшего дошкольного возраста можно классифицировать по материалам: книги могут быть изготовлены из натуральных материалов (деревянные, текстильные, картонные/бумажные) – например, текстильная мягкая книжка «Под деревом» Tiny love; из искусственных материалов (полиэтилен, пластмасса, синтетические ткани) – например, книга для ванной «Мамы и малыши» от фирмы Эгмонт; комбинированные – например, мягкие книги для изучения форм Kis kids сочетают в себе текстиль и пластмассовые элементы. Также страницы книги могут быть с наполнителем (например, страницы книг-брызгалок для ванной наполняются водой) или без наполнителя.

Третьим критерием, по которому возможно классифицировать книги с развивающими элементами для детей младшего дошкольного возраста, является конструкция и форма. Классическая форма книги – книга со страницами – не самая распространенная среди книг для самых маленьких, это связано, прежде всего, со спецификой целевой аудитории (маленький возраст потенциальных «читателей»), но подобные книги все же есть. Развивающая текстильная книга с прорезывателями «Три друга» от компании Bright stars – пример книги со страничками. Чаще встречаются книги с конструкцией книжки-раскладушки. Например, развивающая книга с клипсами от Taf toys. Это двухсторонняя книжка-раскладушка со вставками различных по фактуре тканей, рекомендованная для детей от 0 до 3 лет, крепится с помощью клипс к кроватке или коляске. Одними из самых необычных по форме и конструкции книгами можно назвать книжки-игрушки, которые мало отличаются по внешнему облику от игрушек. Книжки-игрушки от R&P («Черепаха», «Осьминог», «Кит», «Краб») помогут ребенку познакомиться с миром животных, крепятся к кроватке с помощью кольца, странички находятся в нижней части игрушки.

Функциональность – специфический признак книги с развивающими элементами для детей младшего дошкольного возраста. По функциональности можно разделить книги на 3 вида: книга для чтения, книжка-игрушка (книжка-пищалка, книжка-брызгалка, книжка-прорезыватель, книжка-пазл), книга – предмет обихода (книжка-подушка, книжка для ванной, книжка-бортик в кроватку). Последний вид относится к книгам для самой младшей возрастной группы – детей до года. Яркий пример – развивающая книжка-пазл от Lamaze, как заявляет производитель, предназначена для детей от рождения до года. Книга состоит из четырех текстильных страничек, соединенных между собой по принципу книжки-раскладушки. Странички двухсторонние, одна сторона выкрашена в абстрактные монохромные орнаменты, другая представляет собой разные природные ландшафты. Книжка крепится в виде бортика в кроватку или коляску.

С развитием новых технологий и всеобщей компьютеризацией изменились и развивающие книги для детей младшего дошкольного возраста: они разделились на интерактивные (музыкальные, голосовые) и неинтерактивные. Интерактивные книги выпускают для детей самых различных возрастных групп. Интерактивная книга «Ми-Ми» от Quaps создана, чтобы развивать когнитивные способности детей от года до трех лет. На 7 страницах с красочными картинками находятся 6 музыкальных кнопок, воспроизводящих 6 различных мелодий.

Еще одним немаловажным критерием, по которому можно классифицировать развивающие книги, является то развивающее воздействие, которое они оказывают. По развивающему воздействию книги делятся на те, которые развивают сенсорику, моторику и когнитивные способности. Производители заявляют об этих их возможностях, однако исследования, доказывающие такие заявления, не проводились. Безусловно только то, что родители, занимающиеся со своими детьми с помощью подобных книг, видят результаты своих занятий.

Как показывает этот обзор, развивающая книга для ребенка от 0 до 3 лет – это объект для игры, рассматривания, исследования с помощью всех доступных ребенку способов. Многие книги нельзя назвать книгами в классическом смысле словами, так как они не имеют связанного сюжета, иногда на страницах книг нет слов вообще или и страниц самих нет. Книги для детей младшего дошкольного возраста, с точки зрения графического дизайнера, это все же арт-объекты, их конструкции часто представляют собой игрушки, подушки и т.д. Поэтому их можно использовать в быту, и ребенок не будет видеть в них специфический объект для занятий, сможет использовать их в любое удобное для него время. Именно так и должны проходить занятия с детьми младшего дошкольного возраста, по мнению авторитетных авторов (Масару Ибуки, например). Следовательно, развивающие книги для детей младшего дошкольного возраста можно считать хорошим пособием для развития когнитивных способностей, прежде всего памяти, воображения и внимания.

Список использованных источников:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. 2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.; Л., 1935. 3. Курилова Е. Развиваем память / Е. Курилова // Журнал. Беременность. Мама и Малыш. Объединенное издание с 2008 г.– №12, 2004. 4. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 1965. – №2. 5. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? / К. Ньюарк // Квентин Ньюарк; пер. с англ. И. В. Павловой.– М.: АСТ, Астрель, 2005. 6. Пиаже Ж. Теория стадий / Ж. Пиаже. –М., 1994 7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М., 1994. 8. www.razvivalki.ru 9. www.jili-bili.ru 10. http://www.vseodetishkax.ru


Библиография

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.; Л., 1935.
  3. Курилова Е. Развиваем память / Е. Курилова // Журнал. Беременность. Мама и Малыш. Объединенное издание с 2008 г.– №12, 2004.
  4. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопросы психологии. – 1965. – №2.
  5. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? / К. Ньюарк // Квентин Ньюарк; пер. с англ. И. В. Павловой.– М.: АСТ, Астрель, 2005.
  6. Пиаже Ж. Теория стадий / Ж. Пиаже. – М., 1994
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. – М., 1994.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017