№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Дизайн


 Конькова Юлия Сергеевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Н. П. Гарин,
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

ДИЗАЙН ДЛЯ УСЛОВИЙ СЕВЕРА: УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ


УДК: 62:7.05

О привлекательности Севера для развития туристского потенциала. Предлагается рассмотреть северную территорию как «полевую дизайн-лабораторию» для прогнозирования и апробации жизнедеятельности в экстремальных условиях. Обращение к методу дизайн-сценирования как новому подходу к поэтапному планированию туристской деятельности в экстремальных условиях позволит оптимизировать и развить взаимоотношения человека со средой, минимизировать негативное влияние.

Ключевые слова: туристский потенциал Севера, туристический комплекс, дизайн-сценарий, сценирование


Северная территория России является исключительно привлекательной областью для высокоширотного туризма. Особо притягательна Арктика огромным туристским потенциалом : самобытной культурой коренного населения, разнообразием ландшафтов и уникальностью природных явлений. Интерес к природному экстриму, неприступность данной территории не может не привлекать путешественников и туристов со всего мира.

По словам Б. Гройса, время, в которое мы сейчас живем, является, временем постромантического, то есть комфортабельного и одновременно тотального туризма [2]. С середины XXI века туристическая деятельность приобрела массовый характер, люди двигаются в поисках приключений, открытий, незабываемых впечатлений. По данным Всемирной туристской организации, эта отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 7%, для трети стран участников туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей [4].

Однако в России на сегодняшний день индустрия туризма развита крайне слабо. Она (индустрия) являет собой характер «точечных», стихийных, неорганизованных ареалов оживления. «В российскую Арктику сейчас ходят только 4 круиза с туристами, причем 3 из них организованы иностранными операторами» [9]. Такие туры, как правило, не учитывают особенностей природных процессов, экологической уязвимости территории, безопасности туристов и местного населения. В связи с чем назрела необходимость в развитой инфраструктуре, стратегическом планировании и комплексном управлении индустрией туризма на Севере.

Необходим системный подход к организации туристического комплекса, где будут задействованы все стороны его деятельности, такие как: безопасность среды от антропогенного воздействия, коммуникация систем, обратная связь элементов комплекса, их эффективное взаимодействие, координация эмоциональной насыщенности маршрута и т.д. К такому целостному видению мы пришли, предложив создать гипотетический экспериментальный плацдарм в экстремальной среде Арктики. Он послужит нам «полевой лабораторией», в условиях которой будет происходить дальнейшая апробация системы жизнеобеспечения человека.

«Индустрия туризма – индустрия производства и потребления мифов, историй, впечатлений» [8]. Значит для ее планирования только физических ресурсов недостаточно, необходим образ, миф, иллюзия.

В результате, появилась необходимость в поиске новых методов управления и прогнозирования. По мнению Ю. Громыко, сценирование предлагает учет и координацию точек зрения основных участников ситуации и постоянное доопределение конкретизируемого и уточняемого видения будущего [3]. Первый шаг включает в себя: анализ условий среды, мониторинг безопасного будущего направления движения, расчёт и возможность правильно сориентироваться в ситуации.

В качестве ключевого метода, организующего элементы туристической инфраструктуры, предлагается рассмотреть дизайн-сценирование. «Сценарий – это способ анализа сложной среды, в которой присутствуют множество значимых, к тому же влияющих друг на друга тенденций и событий»[1, с. 184]. Кроме того, планирование затрагивает организацию сложных взаимоотношений и взаимосвязей людей с материальной средой. Большое значение на стадии планирования туристической деятельности приобретает «ситуационное воображение» , творческий подход, умение взглянуть на объект проектирования глазами пользователя, понять их потребности и желания (принцип эмпатии). С помощью проектной деятельности дизайнер решает ряд сложнейших задач по синтезированию, связыванию воедино разрозненных проектных элементов. Средствами дизайна мы решаем проблемы прогнозирования и контроля туристической деятельности человека и его «мягкого», гармоничного вхождения на Север.

По словам В. Папанека, дизайн – самое совершенное орудие, которое на сегодняшний день есть у человека для придания формы его продукции, окружающей его среде и в более широком смысле – ему самому[5, с. 135]. Дизайнер в таком случае выступает в роли синтезиста, стратега, координатора. «Драматизация среды, динамизация ее фрагментов, постижение среды в движении, постоянных превращениях и метаморфозах» позволяют максимально насытить тур впечатлениями, структурировать деятельность и поведение человека на маршруте, продумать оптимальные возможности координации и управления ситуациями.

Следовательно, сценарий путешествия определяет формирование целостного художественного образа всего комплекса, а также предоставляет оптимальную дизайн-программу, включающую в себя туристское оснащение, безопасность человека, эмоционально-психологический комфорт (зоны отдыха) и средства коммуникации. Все, от идеи до апробации, подчинено общему художественному, проектному замыслу и находится под идейно-творческим руководством дизайн-сценария. По словам В. Сидоренко, сценирование как прогнозирование проектных ситуаций помогает представить возможное будущее в виде цепочки конкретных действий, развивающихся событий [7]. В таком случае очевидна зависимость всех элементов проектирования туристического комплекса: от целеполагания, выявления потребности в продукте или услуге до ситуативного моделирования, перспективного планирования, дальнейшей апробации разработок и координации деятельности (функционирования) туристического комплекса.

Таким образом, обращаясь к методу управления дизайн-сценированием, мы избегаем «внештатных ситуаций», получаем целостное, системное видение нашего будущего проекта еще на стадии целеполагания, постановки проблемы. Дизайн непосредственно задействован в процесс создания впечатления, провоцирующие субъекта на активные ответные действия. Положительный результат, контроль насыщенности эмоциональной составляющей ответной реакции данной связи будет зависеть напрямую от заложенной «программы», конкретного сценария.

Дизайнер выстраивает сложное взаимодействие экстремальной среды и человека через формирование предметного окружения, таким образом, являясь своего рода транслятором новой субкультуры, которая позволит сгладить существующие противоречия, а также послужит моделью мягкого и слаженного вхождения человека на Север. В таком случае, риск и экстремальность среды посредством дизайна становятся управляемыми.


Библиография

  1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ.; под ред. Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2003. – 544 с.
  2. Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости [Электронный ресурс] / Б. Гройс // Журнальный зал: литературным интернет-проектом. – URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/4/grois.html
  3. Громыко Ю. Территории российского Севера: модели и масштабы управленческих подходов [Электронный ресурс] / Ю. Громыко // Северная цивилизация. Становление, проблемы, перспективы: мат. I Конгресса. – 2004. – №3а. – URL: http://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2004/11/39
  4. Некипелов А. Д., Лаверов Н. П., Зорин И.В. Опыт системного взгляда на государственную политику Российской Федерации в области туризма [Электронный ресурс] / А.Д. Некипелов, Н.П. Лаверов, И.В. Зорин // Туристско-спортивный союз России.– 07. 03. 2006. – URL: http://www.tssr.ru/main/docs/programs/505
  5. Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. – М.: Издатель Д. Аронов, 2008. – 416 с.
  6. Раппапорт А. Художественные проблемы формирования предметно-пространственной среды. Москва, 1984 [Электронный ресурс] / А. Раппапорт. – URL: http://papardes.blogspot.com/2011/01/blog-post_4054.html
  7. Сидоренко В. Ф., Чевичелов Ю. П. Идея сценарного моделирования / В.Ф. Сидоренко, Ю. П. Чевичелов. // Труды ВНИИТЭ «Техническая эстетика». – Вып. 22. – М., 1979. – С. 137 – 148.
  8. Усенюк С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. … магистра дизайна: 530402 – Промышленный дизайн / С.Г. Усенюк. – Екатеринбург : УралГАХА, 2007.
  9. Арктический туризм набирает популярность [Электронный ресурс] // URL: http://turist.rbc.ru/article/30/05/2011/249061


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017