№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Дизайн


Лоншакова Марина Михайловна

аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Г. М. Бренькова,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: lons_smm@mail.ru  

ПРОПЕДЕВТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО И ОСНОВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ


В статье рассматриваются влияние законов и средств композиции на формирование объектов художественного проектирования в различных видах дизайна. Ключевые слова: пропедевтика, композиционное моделирование, законы и средства композиции, художественное проектирование, принципы взаимосвязей, проектная культура.

Ключевые слова: пропедевтика, композиционное моделирование, законы и средства композиции, художественное проектирование, проектная культура


Идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира», принадлежала ещё В. Гропиусу и подвергалась в дальнейшем обстоятельному изучению. Становление теории универсальности пропедевтики происходило в течение всего ХХ века. Её изучение послужило поводом для переосмысления принципиальных взаимосвязей пропедевтики и основ художественного проектирования, влияния композиционных категорий на формирование объекта проектирования с позиции современных требований к решению проектных задач. Анализ и систематизация продуктивных моделей взаимовлияния цикла данных дисциплин позволяет говорить о пропедевтике как базовой основе в системе подготовки специалистов в области дизайна.

Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) занимает особое место на начальном этапе обучения. Являясь своеобразным профильным предметом – «введение в науку» – она способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством, через моделирование форм. По своей сути – это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Цели и задачи пропедевтики – активизировать творческий потенциал проектировщика, развивая его образно-эмоциональное восприятие, культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. «Композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [1]. Развивая и обучая на начальных ступенях образования и прививая композиционное мышление, в дальнейшем творческом проектировании она воздействует на проектировщика на уровне подсознания, обеспечивая проектную культуру объектов.

Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре: «Пропедевтика – художественное проектирование» (Таб.1).

Таблица 1.
Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования

Определить действие законов композиции и средств гармонизации художественной формы и их использование при формировании объектов проектирования.

Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами» [2].

Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне – главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.

Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брендинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне органичная взаимосвязь деталей технического изделия выражает целостность конструктивного строения и функциональное назначение изделия, обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – общая организация пространства, создающая его целесообразность, эстетичность и целостность.

Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов. В промышленном дизайне – надёжность конструкции изделия. В дизайне среды это гармоничная сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость.

Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды позволяет достигать стилевого единства множества компонентов.

Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, делая его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры также решают эргономические задачи, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д.

Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.

С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.

В этой связи можно рассмотреть методику преподавания пропедевтического цикла дисциплин на кафедре Д и ИИ ИНЭКА в г. Набережные Челны, предлагающую ряд взаимосвязанных, последовательно вытекающих одно из другого композиционных упражнений и претендующих на эффективный и целостный охват знаний и навыков при подготовке к работе в системе художественного проектирования.

Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии (рис. 1) несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминату, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология.

Рис.1. Композиция из точек и линий. Динамика. выявление доминанты

Рис.2. Линейные композиции. Динамика, статика, симметрия, асимметрия, плоскостная композиционная структура

Статичные и динамичные, симметричные и асимметричные, линейный орнамент (рис. 2) построение плоскостной композиционной структуры и активным выявлением композиционного центра, помогают усвоить композиционные категории, свойственные всем видам дизайна. Формообразование в промышленном дизайне отражают проектные упражнения (рис. 3) через моделирование биоформы и трансформацию её в средство транспорта. Принцип стилизации животного в знак и комбинаторная композиция (рис. 4а), растровая композиция (рис. 4в).

 а) Моделирование объёмных биоформ методом врезки; б) Батискаф «Осьминог»;   в) Вездеход «Муха»

Рис.3. Проектное упражнение из области промышленного дизайна. Моделирование средства транспорта на основе биоформы, объёмная структура. Целостность формы

Рис.4. Стилизация: а) Биоформы «Слон» в знак, комбинаторная композиция; б) Картины И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» в плоскостную композицию. Взаимосвязь пропедевтики с изобразительным искусством (реалистической живописью); в) Растр

Стилизация известной картины И. Е. Репина до плоскостной композиции (рис. 4б) близка к супрематизму К. Малевича, который до геометрии упрощал средства выразительности предметного мира, и помогает студенту лучше усвоить законы и средства, которые одинаково работают, как в абстрактной, так и в реалистичной композиции. Проектировщику же необходимо создавать стилистическое единство системы объектов, и данное упражнение на начальном этапе обучения помогает формировать его умение отсекать всё лишнее и делать жёсткий отбор.

а) Тепло;                       б)  Холод;                           а) Нюанс;                        б) Контраст

Рис.5. Тождественные колористические композиции с выявлением композиционного центра

а) Сангвиник;             б) Халерик;                    в) Флегматик;                 г) Меланхолик
Рис.6. Абстрактно – ассоциативные плоскостные композиции на тему: «Типы характеров»

 

Плоскостные колористические композиции (рис. 5, 6), предваряют основы проектирования в графическом дизайне, развивают образно – аналитическое мышление и творческую фантазию через понятия «художественный образ», «метафора» и «целостность». Они способствуют приобретению знаний и навыков организации плоскости, помогающих в дальнейшем связать их с проектным методом [3] разработки основных элементов графического дизайна. Упражнения на преобразование плоскостной композиции в объёмную и в объёмно-пространственную с элементами проектирования в различных видах дизайна (рис. 7) предназначены для изучения понятий масштаба и масштабности.

Рис.7. Упражнения на преобразование плоскостной композиции в объёмную и в объёмно-пространственную с элементами проектирования в различных видах дизайна: а) объёмное решение композиции; б) предмет быта; в) интерьер; г) архитектурная среда

Проектное упражнение на моделирование объёмно-пространственной структуры в дизайне архитектурной среды построены на основе пропедевтических композиций. Формообразования набора предметов мебели в определённом стилистическом направлении (рис. 8) предваряют проектирование в промышленном дизайне.

Рис. 8. Упражнения на моделирование объёмно - пространственной  структуры в дизайне

Предложенная методика встроена в систему художественно-проектного образования и работает на ступенях: школа – колледж – ВУЗ. На стадии построения абстрактных композиций, задания едины для всех видов художественного проектирования, на стадии объёмного формообразования – разделяется по специализациям.

Итак, виды художественного проектирования имеют единую базовую основу – пропедевтику, несущую в себе законы композиции, определяющие принципы образования формы и средства композиции, гармонизирующие форму. Их значение, особенности использования и влияния на процесс и объект проектирования весомо во всех видах художественного проектирования, так как на начальном этапе обучения формируется проектное мышление и культура специалиста. Обладая универсальными категориями, развивая творческое мышление творческой личности, пропедевтика, обновляясь и дополняясь новыми возможностями, органично встраивается в сложившуюся и постоянно развивающуюся систему современного художественного проектирования.

На иллюстрациях изображены работы студентов кафедры «Дизайн и искусство интерьера» ИНЭКА г. Набережные Челны, выполненные в период от 2005 по 2011 гг. Рук. доцент кафедры Лоншакова М. М.


Библиография

  1. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А. Розенблюм. – М.: Искусство, 1974. – 119 с.
  2. Сомов Ю. С. Композиция в технике/ Ю. С. Сомов. – М.: Машиностроение, 1987. – 287 с.: ил.
  3. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ: метод. мат. (серия Дизайн-образование) – М.: ВНИИТЭ, 1992


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017