№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Дизайн


 Богомолов Александр Сергеевич

студент МГУТУ. 
Научны руководитель : преподаватель А.Р. Ахметянова,
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского,
филиал в г. Мелеуз, Республика Башкортостан

 Шпакова Виктория Владимировна

студент МГУТУ,
Научны руководитель : преподаватель А.Р. Ахметянова,
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского,
филиал в г. Мелеуз, Республика Башкортостан

 Ястребова Анастасия Сергеевна

студент МГУТУ.
Научны руководитель : преподаватель А.Р. Ахметянова,
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского,
филиал в г. Мелеуз, Республика Башкортостан

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ МУЗЕЙНО-ЭКСКУРСИОННОГО КОМПЛЕКСА «КАПОВА ПЕЩЕРА»


УДК: 721

В статье изложены основные этапы и особенности проектирования интерактивной детской площадки для музейно-экскурсионного комплекса «Капова пещера». Объект проектирования находится на территории всемирно известного памятника эпохи палеолита и содержит элементы, связанные с культурой наших далеких предков.

Ключевые слова: интерактивная площадка, проектирование детской площадки, эпоха палеолита, природные строительные материалы


УДК 721 А.С. Богомолов, В.В. Шпакова, А.С. Ястребова Научный руководитель: А.Р. Ахметянова Филиал «Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в г. Мелеуз, Республика Башкортостан, Россия

На территории заповедной зоны Башкорского национального парка «Шульган-Таш» находится музейно-экскурсионный комплекс «Капова пещера», который ежегодно посещают тысячи туристов. Пещера Капова является охраняемым памятником эпохи палеолита.

Путь в пещеру долгий и трудный, но работники музейно-экскурсионного комплекса стараются этот путь сделать как можно легче и интереснее. Ими создано множество мест рекреации для посетителей, установлены познавательные аншлаги и указатели, а также детская интерактивная площадка для самых маленьких туристов.

На сегодняшний день существует необходимость дизайн-оформления всех элементов наполнения придорожной территории пещеры «Шульган-Таш». Детская площадка, находящаяся очень близко к данному объекту, не является исключением.

Изначально концепция была навеяна загадочностью эпохи палеолита, ее неповторимой наивностью и простотой. Все дизайн-идеи не случайны и каким-либо образом связаны с тем временем наших далеких предков, их культурой.

Главные особенности, которые учитывались нами в процессе проектирования площадки – возраст ребенка, его потребности и увлечения. Так, для самых маленьких малышей не потребовалась большая площадь. Для захватывающих игр им вполне хватило песочницы и небольшой полянки. Начиная с 3 и до 6 лет, детям интересно покататься на качелях, скатиться с горки, поупражняться на простейших спортивных снарядах. После 12 лет ребенку уже нужна спортивная площадка. Все это было обстоятельно изучено в процессе проектирования детской интерактивной площадки.

При выборе места детской площадки нами учитывалось несколько важных моментов. Места, непригодные для площадки – низина, тень дома или северный склон, где весной позже всего тает снег, а после дождя почва долго остается влажной. При обустройстве игровой зоны учитывалось направление ветров. Для того чтобы площадка была функциональной и безопасной, нами рассчитывалось количество игровых элементов, их габариты и расстояние между ними. Горки, некоторые виды лестниц требуют места для забега перед ними. Такие конструкции как качели, качалки, карусели должны ограждаться зоной безопасности не менее двух метров. Таким образом, на установление качелей нужна площадь минимум 5 кв.м., а карусели потребуют не меньше 4 кв.м.

Главные требования к игровым элементам – безопасность и прочность. Игровое оборудование не должно иметь острых углов, торчащих болтов, кромок. Оно должно быть устойчивым, для чего опоры тех или иных сооружений заглубляются в землю, а иногда дополнительно бетонируются. Горка обязательно должна иметь округленный низ и высокие борты. Материалы, применяемые для постройки детской площадки, должны быть экологически чистыми, а собранная конструкция тщательно проверяться [1].

Перед обустройством детской площадки поверхность должна быть выровнена по максимуму. По европейским стандартам, для максимальной безопасности, под покрытие следует уложить подушку из песка и гравия толщиной 40-50 см [1]. Разумеется, что для игровой зоны не используется кирпич, бетон или плитка. Сыпучие материалы тоже не подойдут – гравий царапает руки и коленки, а песок может попасть в глаза. Для детских площадок подойдет специальный отсев, который не имеет острых граней и крупнее, чем песок. Идеальное покрытие – мягкий ковер из зеленой травы. Травосмесь, которую высевают, должна быть устойчива к вытаптыванию и густая, как для спортивных, так и универсальных газонов. Безопасность – прежде всего!

Основные этапы проектирования детской интерактивной площадки.

1. Сбор и анализ информации о проектируемом объекте:

-обмеры территории;
-определение с заказчиком основной концепции будущей площадки;
-изучение аналогов.

2. Концентрация идей по разработке детской площадки и выбор приоритетного варианта:

- разбивка территории детской площадки на зоны: игровую и интерактивную;
- разработка вариантов игровых элементов детской площадки;
- разработка вариантов интерактивных элементов детской площадки;
- выбор приоритетного варианта проекта детской площадки.

3. Детальная проработка приоритетного варианта проекта детской площадки:

- детальная проработка генплана;
- детальная проработка ситуационного плана;
- детальная проработка всех элементов детской площадки;
- выполнение необходимых перспективных видов детской площадки;
- выполнение шкалы высот элементов детской площадки.

В процессе работы над проектом детской площадки было разработано множество вариантов, но основной идеей оставалась организация пространства по всем нормам и стандартам относительно данного направления проектирования. Были детально изучены и соблюдены расстояния между объектами, высоты объектов, их экологичность и безопасность в процессе эксплуатации.

Территория детской игровой площадки была запроектирована таким образом: развивающая интерактивная зона (1/3 часть общей площади), игровая зона (2/3 части общей площади).

Рис.1. Информационный столбик "Следы древних животных"

Развивающая интерактивная зона представлена элементами: «Информационный столбик» в количестве 4 шт.; «Следы древних животных» (рис. 1); «Природные материалы» (рис. 2).

Рис.2. Информационный столбик "Природные материалы"

Игровая зона представлена элементами: горка «Мамонт» с игрой крестики-нолики (рис. 3); игровой комплекс с перекладинами и небольшим скалодромом; качели, качели-весы в количестве 2 шт.; шалаш; доска для рисования глиной; емкость со шлекером; карусель; мишени для метания в количестве 3 шт.; а также место отдыха родителей в виде очага с сиденьями, которое можно использовать как игровой элемент.

Рис.3. Горка "Мамонт"

Все элементы детской игровой площадки будут выполнены из массива дерева, а также других природных материалов: бечевка, канат, конский волос, известняк, ветви деревьев, камень натуральный, хвоя, листья и т.п.

Таким образом, в результате проектирования представлена разработка детской интерактивной площадки с заданной концепцией, которую мы назвали «Стоянка предков» (рис. 4, 5). Заказчик предполагал увидеть некие игровые и интерактивные элементы, которые бы помогали почувствовать связь современности и далёкой древности на маленьком игровом пространстве. Нами предложены к выполнению такие элементы детской площадки: «Следы древних животных»; «Природные материалы», горка «Мамонт» с игрой крестики-нолики; игровой комплекс с перекладинами и небольшим скалодромом; качели-весы в количестве 2 шт.; шалаш; доска для рисования глиной; емкость со шликером; карусель; мишени для метания в количестве 3 шт.; а также место отдыха родителей в виде очага с сиденьями, которое можно использовать как игровой элемент. «Информационный столбик» даёт разъяснение посетившему игровую площадку ребёнку и взрослому. «На заре истории, когда окно в цивилизацию прорубалось каменным топором, первые люди селились в пещерах, служивших им защитой от сурового климата и от хищников. На стенах своих мрачных жилищ древние художники оставили нам образы своего творчества, которое и в наши дни восхищает правдивостью и высоким полетом фантазии [2].

Рис.4. План детской площадки

Будущее нашего общества принадлежит детям. Для того чтобы будущее было мирным и благополучным и необходимо сегодня создавать все условия для развития и воспитания детей, чему способствуют детские игровые и интерактивные площадки.

Рис.5. Детская площадка "Стоянка предков"


Библиография

  1. Дормидонтова В.В. Проектирование в дизайне среды./ В.В. Дормидонтова, М.В. Тимофеева. – М.: МГУТУ, 2007.- 48 c.
  2. Рюмин А.В. История открытия палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) в рукописях и документах. [Документальное издание]./ А.В.Рюмин. – Уфа: Информреклама, 2009.- 212 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017