Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (39) Сентябрь, 2012

Теория архитектуры

Акатьева Анна Олеговна

старший преподаватель,
ФГБОУ ВПО " Казанский государственный архитектурно-строительный университет",

Россия, Казань, e-mail: akatyeva@gmail.com

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В данной статье обосновано введение специального термина «архитектурная презентация» как современного понятия, обобщающего широкий спектр видов и средств представления архитектурного проекта, объекта или творчества архитектора (архитектурной компании). В статье также описаны основные ракурсы рассмотрения архитектурной презентации как объекта изучения и научного исследования.

Ключевые слова: архитектурная презентация, понятийный аппарат, проблемное поле, репрезентация, техники презентации, техники репрезентации

Введение

Представление архитектурного проекта заказчику или другим участникам архитектурной деятельности присутствует в архитектурной профессии на протяжении всей ее истории. О процессе представления архитектурного проекта заказчику или другим субъектам свидетельствуют множественные факты и упоминания в литературных источниках зарубежными и отечественными авторами, в том числе М. Витрувием, Ле Корбюзье, J. Ackerman, S. Kostov, B. Fletcher, А.В. Иконниковым, В.Л. Глазычевым, Г.К. Микульским, В.Л. Михайловым. Для определения процесса представления новой информации в архитектурной литературе на русском языке традиционно использовались такие термины как «представление», «демонстрация», «репрезентация», «выступление» и «защита проекта» [2; 3]. На современном этапе термин «представление архитектурного проекта»  уступает место новому расширенному понятию «архитектурная презентация» [1, С. 12-14]. Необходимость закрепления нового понятия обусловлена расширением спектра видов и способов представления информации архитектором на современном этапе, а также специализацией и обособлением процесса представления внутри архитектурной деятельности. Особенность понятия «архитектурная презентация» заключается в интегрировании широкого диапазона представляемых объектов (архитектурный проект, реализованное сооружение, метод и портфолио архитектора) и способов представления (публичная презентация, публикация на сайте, выступление на градостроительном совете) в архитектурной деятельности на современном этапе.

Термин «презентация»

Современный термин «презентация» связан с латинским словом «presentationem», означавшим «представление или дарение в настоящий момент». В английском языке термин «presentation» зафиксирован в ХIII века [10]. В современном английском языке термин «presentation» определяет «процесс представления чего либо», «манеру представления», «метод представления» и «формальное представление персоны» [11]. Поскольку наиболее активно развивающейся практической областью презентационной деятельности является «бизнес-презентация», то в современном социально-культурном контексте этот термин вызывает устойчивые ассоциации с понятиями «бизнес», «маркетинг», «продажи» и «реклама». Несмотря на довольно частое употребления слова «презентация» в русском языке, четкого определения в официальных словарях не существует. В популярных источниках презентация в широкой трактовке определяется «как общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного» [11].

 Термин «архитектурная презентация»

В архитектурную литературу понятие «презентация» стало входить во второй половине ХХ веке и использоваться для описания процесса представления архитектурных проектов [7;13]. В литературе по архитектуре термин «презентация» («presentation») используется в разных контекстах «как процесс коммуникации идеи архитектора, концепции и намерения» [7, С. 153; 2, С. 138-140] или как комплекс, формируемый для продажи архитектурного проекта – «selling package» [13, С. 2]. Попытка специального научного определения архитектурной презентации среди отечественных авторов представлена в научном исследовании С.Я. Ислеевой. Автор определяет архитектурную презентацию как «совокупность графических, объемно-пространственных и речевых способов представления информации о проекте для потребителя» [1, С. 12].

Автором данной статьи предложено следующее определение: архитектурная презентация – специальная область архитектурной деятельности по подготовке и представлению целевой аудитории информации об архитектурном проекте, объекте или творчестве архитектора (архитектурной компании) в графической, объемной или вербальной форме (рис. 1).

Рис. 1. Система взаимоотношений понятий в области архитектурной презентации

Презентация и репрезентация.

Наряду с термином «презентация», в архитектурной литературе используется термин «репрезентация». В случаях, когда авторы описывают техники представления архитектурного проекта и виды демонстрационных материалов используется термин «architectural representation techniques» [7, 13]. Репрезентационная техника (representation techniques) – это способы и техники отображения информации об объекте (материализации архитектурного замысла) посредством эскизов, моделей, проекций и изображений, в то время как презентационная техника (presentation skills) – способ донесения информации до адресата. В отечественной литературе термин «репрезентация» используется редко, однако, стоящее за ним понятие – разработка презентационных материалов (графического и объемного представления) – детально исследовано в области проектного поиска и моделирования, в том числе авторами А.В. Степановым, К.В. Кудряшовым, А.Д. Куликовым, Н.Ф. Метленковым. Так, разработка архитектурных макетов относится к области объемного моделирования. Макет рассматривается как «творческий прием и как средство воспроизведения композиции», «средство выражения архитектурного замысла», «предметный носитель образа», а «макетирование как творческий процесс поиска архитектурной композиции». В рамках плоскостного или графического моделирования рассматривается архитектурная графика «как средство выражения проектных замыслов» [2, С. 196-197].

Наличие двух понятий «презентации» и «репрезентации» позволяет, в случае необходимости, провести грань между процессом выражения архитектурного замысла и процессом коммуникации. Репрезентация является материальным отражением содержания архитектурного замысла, а презентация выступает как творческий акт представления новой, творчески переработанной информации об архитектурном замысле и коммуникации архитектора с другими участниками архитектурно-строительного процесса реализации архитектурного замысла. В данном исследовании понятие  «репрезентация»  рассмотрено как составляющая часть презентации, так как, чтобы донести замысел до адресата, архитектор должен предварительно этот замысел сформировать и зафиксировать.

Архитектурная презентация как объект изучения

Научный интерес к рассмотрению архитектурной презентации как элемента профессиональной коммуникации и рекламы архитектора сформировался в конце ХХ века и обусловлен процессами трансформации архитектурной практики и, в особенности, повышением роли коммуникативных процессов в профессиональной деятельности. С точки зрения теории коммуникации, архитектурная презентация представляет собой частный случай коммуникации и может быть описана при помощи следующего алгоритма: источник информации кодирует сообщение и транслирует его получателю. К.В. Кудряшов в своей работе «Архитектурная графика» пишет о важности компьютерной и ручной архитектурной графики в архитектурной профессии в качестве средства коммуникации. В частности, автор пишет, что «архитектору нужно учитывать, кому и с какими задачами адресовано любое графическое изображение, каждый чертеж, эскиз, рисунок [2, С. 137]. С развитием в XX веке теории информации и коммуникации, профессиональное взаимодействие архитектора с другими участниками проектно-строительного процесса стало рассматриваться с новых позиций – как целостная развивающаяся система. Архитектурная презентация является частью социального взаимодействия, которая тесно связана с вопросами психологии восприятия и особенностями поведения в условиях конкретной социально-исторической среды, поэтому она выступает на современном этапе как сложный теоретический вопрос, требующий изучения.

Архитектурная презентация является многокомпонентным объектом исследования, который включает в себя: информацию, оформленную в презентационное сообщение, презентующего (субъекта презентации), адресата и контекст, в рамках которого происходит представление.

Как объект исследования архитектурная презентация рассматривается авторами научных работ с разных позиций. C теоретических позиций лингвистики архитектурная презентация представляет собой универсальный код. Исходный смысл, закладываемый архитектором в архитектурную презентацию, может быть закодирован в различные формы: устная речь (нарратив), текст, объемная модель или графика. При этом сам творческий процесс кодирования идеи в сообщения относится к сфере изучения психологии творчества, проектного метода и особенностям профессионального языка архитектуры. В этом ракурсе архитектурная презентация и формируемые в процессе ее подготовки презентационные материалы неразрывно связаны с авторским замыслом и являются способом его фиксации и определяют последующие возможности его расшифровки и понимания.

Далее, архитектурная презентация исследуется с теоретических позиций философии и социологии как феномен современной культуры, текст в культуре. Культурологическая традиция рассмотрения текста в широком смысле подразумевает его двоякость: он проецируется в культуру и сам несет ее влияние. В современном информационном обществе, в котором генерируется большое количество информации, такое короткое, но емкое «высказывание» как  «архитектурная презентация»  представляет особый интерес для рассмотрения у многих современных исследователей, в том числе это отражено в работах западных авторов: L. Ferrelly, L. Illoniemi, T. Porter, P. Lessau [7; 8; 9; 13]. Ввиду развития средств массового распространения информации (СМИ, Интернет), «тексты» многократно копируются и распространяются в глобальном пространстве, становясь массово доступными и приобретая определенную культурную ценность. Мастерски выполненная архитектурная презентация выступает как произведение современных изобразительных и медийных искусств. Особенно ярко это проявлено в художественном представлении архитектурного замысла или объекта при помощи архитектурной графики (Я. Чернихов, И. Леонидов, М.Я. Гинзбург, Ядегар Ассиси, П. Клее), архитектурной фотографии (Б. Эббот, У. Эванс, А.Родченко, Б. Игнатович) и видеопрезентации (видеопрезентация работ архитектора Kikutaki, архитектурные презентации фирм BIC, REX).

Одним из перспективных направлений изучения архитектурной презентации является изучение архитектурной презентации как элемента архитектурной практики и образования. В проектной практике архитектурная презентация является специфической формой деятельности архитектора, связанной с процессом творческого поиска и проектирования (методы плоскостного, объемного и компьютерного моделирования), процессом профессиональной коммуникации архитектора с другими участниками проектно-строительного комплекса (заказчиком, девелопером, инвестором, согласующими органами, потребителями, общественностью, администрацией) и процессом маркетинга архитектора или архитектурной фирмы, рассмотренных в работах авторов E. Burden, M.V. Knackstedt, D. Koren, B. Richardson, А.В. Крашенинникова и Н.В. Токарева. Результаты критического анализа проектной деятельности и взаимного влияния архитектуры и социума также представляют разновидности архитектурной презентации, когда авторы презентуют публике информацию в компактной и доступной для понимания форме в виде публикаций, книг, статей и публичных презентаций. Архитектурная презентация также является неотъемлемым компонентом архитектурного образования и процесса повышения квалификации (рис. 2). В архитектурном образовании презентация является частью учебного проектирования и специальных курсов. Студенты презентуют архитектурный проект преподавателям и сокурсникам на разных этапах учебного проектирования в виде графических презентаций (клаузур, планшетных экспозиций), объемных моделей (макетов), компьютерных презентаций, пояснительных записок и устных докладов. Кроме того, архитектурная презентация является частью формирования имиджа молодого архитектора и реализуется в виде подготовки резюме, портфолио, участия в конкурсах, научно-практических конференциях и проектных семинарах.

Рис. 2. Презентация дипломного проекта студента университета штата Мериленд, США,
2009 г.

 

Заключение

Таким образом, выявлено, что на современном этапе понятие  «архитектурная презентация»  объединяет процесс представления и коммуникации архитектурного проекта, связанные с ним специфические способы отражения архитектурного замысла и деятельность архитектора, направленную на продвижение и рекламу. Введение и исследование данного понятия важно ввиду практической и теоретической значимости процессов коммуникации в современной архитектурной практике, развивающейся в контексте информационного общества. Архитектурная презентация выступает на современном этапе как объект теоретического осмысления и практического применения в деловой коммерческой деятельности архитектора; является частью процесса формирования имиджа архитектора, реализации аналитической деятельности, проектного процесса, творческого метода архитектора, процедуры утверждения и экспертизы архитектурного проекта, профессионального обучения и повышения квалификации.

Библиография

1. Ислеева С. Я. Архитектурная фотография как инструмент творческой деятельности архитектора : дис. … канд. архитектуры : 18.00.01 / С. Я. Ислеева.– Самара, 2009. – 153 с.

2. Кудряшев В. К. Архитектурная графика / В. К. Кудряшев. – М.: Архитектура-С., 2006. – 312 с.: ил.

3. Объемно-пространственная композиция: учебник для студентов вузов/ А. В. Степанов [и др.] ; под ред. А. В. Степанова – М. : Архитектура-С, 2004. – 254 с.

4. Anqeli P. Making people respond : design for marketing & communication / P. Anqeli. – New York : Madison Square Press, 1996.

5. Booth W. D. Design/build marketing : strategies and procedures for the small and mid-size contractor / W. D. Booth. – New York : Van Nostrand Reinhold, 1992.

6. Burden E. Design presentation : techniques for marketing and project proposals / Е. Burden. – New York : McGraw-Hill, 1992.

7. Farrelly L. Basics Architecture: Representational Techniques / L. Farrelly. – Lausanne : Ava Publishers, 2008. – 184 р.

8. Iloniemi L. Is it all about image?: how PR works in architecture / L. Iloniemi. – Chichester, England ; Hoboken, NJ : Wiley-Academy, 2004.

9. Laseau P. Graphical Thinking for Architects / Р. Laseau. – Third Edition. – New York : Jon Willey & Sons, 2001. – 246 p.

10. Rattebury K. This is not architecture : media constructions / К. Rattebury. – London ; New York : Routledge, 2002. – 224 р.

11. Presentation [Электронный ресурс] // Online etymology dictionary. – Режим доступа : http://www.etymonline.com/index.php?term=presentation 

12. Presentation [Электронный ресурс] // Wikipedia – the free encyclopedia. – Режим доступа : http://en.wikipedia.org/wiki/Presentation 

13. Porter T. Selling architectural ideas / Т. Porter. – New York : Routledge, 2000. – 48 р.

Ссылка для цитирования статьи

Акатьева А.О. АРХИТЕКТУРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ [Электронный ресурс] / А.О. Акатьева //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №3(39). – URL: http://archvuz.ru/2012_3/15 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 28.09.2012
Просмотров: 101