Архитектон: известия вузов. №3 (39) Сентябрь, 2012
Теория архитектуры
Бутыревская Ирина Николаевна
аспирант.
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Л.Н. Орлова,
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»,
Россия, Нижний Новгород, e-mail: i.b.1402@mail.ru
ТИПОЛОГИЯ МАСШТАБОВ ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ СВЕТОВОГО АНСАМБЛЯ
УДК: 72..017
Шифр научной специальности: 85.110.56
Аннотация
Ключевые слова: светоурбанистическое проектирование, световой план города, светоцветовое зонирование, световой ансамбль
Теоретическая модель светопространственной структуры вечерней среды города [1] основана на концепции формирования системы искусственных световых ансамблей, разработанной авторами на основе типологии архитектурного проектирования. Концепция представляет собой теоретическую и методологическую основу комплексного решения вопросов функционально-художественного освещения городских территорий и ансамблей. Итогом разработки концепции стало создание типологии освещения архитектурного ансамбля, разработка методологии комплексного проектирования освещения городских территорий, создание структурной классификации городских пространств и формирование теоретической модели светопространственной структуры городской среды.
Концепция формирования системы световых ансамблей должна осуществляться в соответствии с разными условиями зрительного восприятия объекта, а именно: от удаленности наблюдающего субъекта от освещаемого объекта, положения субъекта в пространстве по отношению к земле (рост пешехода и т.п.), скорости перемещения в пространстве, целевой установки зрительного поиска субъекта и условий адаптации глаза. Этот комплекс условий охарактеризован тремя категориями масштаба восприятия светового ансамбля: ландшафтного, ансамблевого, камерного, прорабатываемых на разных стадиях светоурбанистического проектирования [2].
«Ландшафтный» масштаб (рис. 1а) характерен для восприятии крупных градостроительных образований (город, район, застройка набережной и т.п.) со значительных расстояний, с высоко расположенных точек и видовых площадок или с магистралей при движении в транспорте, когда отсутствуют непосредственные контакты человека с объектом наблюдения.
Силуэт города является доминирующим элементом в градостроительной композиции. Основное значение в световом решении имеют крупномасштабные панорамы с общими силуэтными очертаниями или глубокие световые перспективы магистралей. При создании световых панорам, силуэта, перспектив предпочтительны крупные светоритмические членения с читаемыми световыми доминантами и адаптационными паузами, контрастные, лаконичные, укрупненные соотношения светоцветовых и объемно-пространственных элементов композиции. Большое композиционное значение имеет тьма, обостряющая светоцветовые контрасты, темное небо, темные деревья, крыши и провалы между застройкой, темная земля. Осветительные установки, формирующие видовые светопанорамы и световые перспективы, обычно не видны или не становятся их существенными элементами, за исключением крупногабаритных установок световой рекламы на крышах и венчающих элементах зданий и сооружений.
«Ландшафтный» масштаб в основных своих чертах должен прогнозироваться на стадии разработки генплана города и в проектах планировки крупных градостроительных образований вместе с решением светопланировочных задач структурно-иерархической дифференциации и светоцветового зонирования. При этом освещением прорисовываются крупномасштабные формы, из которых складывается светоцветовой образ вечернего города. В создание такого образа входит: зримое представление о «границах» между планировочными зонами, о перепадах рельефа и состояниях городского ландшафта в виде светопанорам застройки, об «узлах» сопряжения путей и зон и фокусирующих пунктах движения (например, освещение транспортных развязок), о «районах» с общим, распознаваемым характером (например, исторический центр с одним характером освещения и современная периферийная застройка с другой светоцветовой «атмосферой»), об «ориентирах» в виде освещенных доминантных сооружений и ландшафтных элементов. Эти светокомпозиционные мероприятия могут быть одновременно нацелены на создание одной или нескольких систем ориентации в городе и его районах. На эту архитектурную основу может быть наложена система крупномасштабной световой информации, включаемой в сеть городских ориентиров.
«Ансамблевый» масштаб (рис. 1б) вечерней среды формируется в соответствующих разделах проектов планировки, застройки или реконструкции архитектурных и ландшафтных комплексов, а также в виде самостоятельных проектов освещения существующих ансамблей, когда с помощью прогнозируемых светокомпозиционных параметров создается система освещения участков территорий и фасадов выбираемых объектов. Решаемые задачи идентичны решениям «ландшафтного» масштаба, но с детальной проработкой конкретных образных решений – «разверток» освещаемой застройки, освещения композиционно важных узлов, фрагментов и элементов основных систем освещения. Наиболее важное значение приобретает прогнозирование светопространственных параметров среды. В «ансамблевом» масштабе выбором соответствующих приемов и средств освещения являются следующие характеристики световой среды:
- художественно-композиционные, например, раскрытость – замкнутость, монохромность – полихромность, cомасштабность – немасштабность, целостность – дробность, статичность – динамичность;
- эмоционально-ассоциативные, например, торжественность – обыденность, солнечность – пасмурность, мажорность – минорность, праздничность – будничность и т.д.);
- социально-функциональные, например, уникальность – типичность, монофункциональность – полифункциональность, традиционность – авангардность и т.д.
«Ансамблевому» масштабу свойственно восприятие архитектурных комплексов со средних дистанций от 100 до 500 метров, при движении с относительно небольшой скоростью на автомобиле, велосипеде или пешком.
Для данного масштаба характерно создание световых доминант, несущих основную художественную нагрузку в каждом ансамбле, и системы световых акцентов при обозначении более слабым освещением массы фоновой застройки, обеспечение композиционных связей комплекса с окружением. Не менее важна световая «прорисовка» силуэта и выделение освещением входных зон, зрительное выявление их и общей структуры с помощью планировочных осей, эффективная проработка светом многоплановости как меры глубины пространства и важнейшего приема композиции, а также трехмерности объемных архитектурных форм объектов, использование раскрытий видовых перспектив, построенных на эффекте неожиданности, контраста или подготовленных логикой развития световой композиции при подходе к освещаемому комплексу.
Архитектурными комплексами, соответствующими «ансамблевому» масштабу восприятия, является застройка общественных центров, площадей и улиц, а также ландшафтные композиции той же городской или районной категории (парки, сады, бульвары, набережные и др.). Осветительные установки в таких ситуациях воспринимаются вполне конкретно и могут быть полноценными ритмическими, пластическими и стилевыми элементами ансамбля.
«Камерный», или «интерьерный», масштаб (рис. 1в) формируется в процессе одно - (стадия «рабочий проект») или двухстадийного (стадии «проект» и «рабочая документация») светообъемного проектирования архитектурных и ландшафтных объектов, когда на основе творческого поиска методом графического, компьютерного или иного светомоделирования создается световой образ объектов, уточняются приемы и средства освещения, по результатам светомоделирования анализируется яркостная и цветовая композиция, на основе которой выполняется светотехнический расчет осветительных установок и дизайнерская разработка элементов.
«Камерный» масштаб – это масштаб восприятия пешехода, перемещающегося в соизмеримом с ним «интерьерном» пространстве (двора, жилой группы, торгового центра, местной улицы или площади), непосредственно контактирующего, целенаправленно или непроизвольно, с архитектурной средой и людьми, которые являются активным компонентом среды, а темное природное окружение и небо играют соподчиненную роль. Внимание человека обращено на ближнюю зону в поле центрального зрения, заполненную, в основном, фасадными поверхностями и воспринимаемую фрагментарно, в деталях и различных ракурсах.
Поэтому приемы создания желаемого масштаба освещаемой среды основаны на разнообразии впечатлений и акцентов, наблюдаемых на сравнительно коротких расстояниях, на выявлении или иллюзорном формировании пластических, фактурных, текстурных и колористических качеств окружения, на детальной разработке преимущественно нюансных светоцветовых сочетаний, а также на дизайне элементов осветительных установок.
Из всех художественных компонентов композиционной структуры – доминант, акцентов и фона – при формировании «камерного» масштаба относительно более важное значение, чем в двух предыдущих случаях, приобретают фон и акценты в поле центрального зрения, создаваемые материальным окружением и «планшетом» земли. «Фон» – основная масса образующих архитектурное пространство поверхностей, которая создает в целом усредненное представление о его объемах, колорите, материалах. Эти элементы составляют «интерьер» площади, улицы, двора, т.е. среду, окружение более ярких компонентов композиции – акцентов и доминант [3]. Акценты – части композиции и элементы, выделяющиеся среди других деталей за счет особого решения отдельных изобразительных характеристик.
Световые акценты обычно создаются распространенным приемом локальной подсветки. Нередко даже не заслуживающие по своей композиционной роли в ансамбле детали фона объективно становятся световыми акцентами при случайной засветке фрагментов среды уличными светильниками или архитектурной локальной подсветке фасада, когда высокая яркость пятен на стенах превращает их в акцентные элементы. Поэтому таким важным и специфическим именно для вечерней световой композиции приемом является светотехническое распределение световых пятен по яркости [4], размерам и форме на элементах фасада соответственно их светокомпозиционной значимости путем расчета и выбора световых приборов.
Таким образом, представленная методология позволяет сформировать зрительное восприятие города и его объектов применительно к целям светоурбанистического проектирования.
Рис.1. Категории восприятия масштаба светового ансамбля: а – ландшафтный, б – ансамблевый, в – камерный
Библиография
1. Бутыревская И. Н. Концепция светоурбанистического моделирования градостроительных световых ансамблей / И. Н. Бутыревская Л. Н. Орлова // Приволжский научный журнал. – 2011. – № 3 . – С. 151-154.
2. Щепетков Н. И. Световой дизайн города : учеб. пособие / Н. И. Щепетков. – М.: Архитектура-С, 2006. – 320 с. : ил.
3. СП 52.13330.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.– М., 2011.
4. Бутыревская И. Н. Формирование основных типов светопространств как объектов стветоурбанистического проектирования / И. Н. Бутыревская Л. Н. Орлова // Приволжский научный журнал. – 2012. – № 1 . – С. 127-132.
Ссылка для цитирования статьи
Бутыревская И.Н. ТИПОЛОГИЯ МАСШТАБОВ ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТОВ СВЕТОВОГО АНСАМБЛЯ [Электронный ресурс] /И.Н. Бутыревская //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №3(39). – URL: http://archvuz.ru/2012_3/5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная