№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Теория архитектуры


Иовлев Валерий Иванович

кандидат архитектуры, профессор,
зав.кафедрой Основ архитектурного проектирования
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

КАК НАЧИНАЛСЯ «АРХИТЕКТОН»


УДК: 72

Журнал «Архитектон: известия вузов» создавался в 1992 году в сложный период кризиса проектно-художественной культуры. Концепция журнала предполагала заполнение информационного вакуума в этой сфере, отражение культурного контекста архитектурно-художественной деятельности, освещение современного мирового опыта в архитектуре, дизайне, искусстве, обсуждении проблем оразования.

Ключевые слова: архитектурно-художественная культура, концепция журнала, международные контакты


Лихой 1992-й год. Разгар перестройки… Закрываются издательства, прекращают существование типографии, умирают многие журналы, в том числе главный рупор советской архитектурной общественности – «Архитектура СССР».

И это время (не парадоксально ли!) стало периодом рождения нового журнала «Архитектон: известия вузов». Это явление символизировало очередной прорыв нашей школы, на этот раз – в информационное пространство архитектурно-художественной культуры. Пустота, возникшая в этом пространстве, стала стремительно заполняться смесью не только разнообразных и новых, но и даже разрушительных для российской культуры идей и концепций.

Концепция

Проектно-художественная культура того времени находилась в глубоком кризисе. Система профессиональных архитектурно-художественных ценностей испытывала мощное влияние нарастающей рыночной стихии. В этой непростой ситуации новый журнал, как отражалось в концепции, призван был создавать устойчивое социокультурное пространство, обеспечивающее ориентацию архитекторов, дизайнеров, художников на сохранение и развитие профессиональных ценностей. Изначально – это журнал академический, его основной задачей стало отражение развивающегося, меняющегося культурного контекста профессии, и на основе этого выстраивание информационного поля и системы ценностей и критериев, профессиональной, научной и учебной деятельности. Здоровый академизм предполагалось сочетать с поиском и экспериментом. Не зря рубрикация издания замышлялась как некая гибкая система динамических акцентов внутри разделов: «Факт», «Стиль», «Миф», «Фон», «Транс».

Таким образом, основными положениями концепции журнала стали идеи активного участия в расширении соцкультурного и информационного пространства профессии, отслеживание исторического и авангардного контекста архитектурно-художественной деятельности, освещение проблем развития методологии и методики подготовки архитекторов, дизайнеров, художников.

Реализация

Фактически, это первый на Урале специальный журнал в сфере архитектуры и градостроительства, дизайна и искусства. Соответственно, его предназначение – стать трибуной для провозглашения новых идей и развития региональных традиций. Тем более, что журнал стал очередной вехой в реализации стратегического плана развития нашей школы, намеченной в программах основателей вуза Н.С. Алферова, А.Э. Коротковского, Г.С. Заикина.

Редакционный совет журнала (А.А. Стариков, В.А. Блинов, В.Г. Десятов, А.А.Барабанов, Н.Н. Ляпцев) ставил задачу сделать его содержательным и интересным как для вузовской общественности, так и для практиков. В то же время сохранить академический характер.

Было трудно. Проблемы того времени были бесконечными: начиная с формирования портфеля (ряд ученых, разочаровавшихся в архитектурной и искусствоведческой науке, забросили перо), заканчивая получением бумаги для типографии. При этом необходимо учесть, что бремя финансовых затрат, в основном, лежало на нашем вузе. Это создавало свои дополнительные сложности, которые приходилось решать ректору вуза А.А. Старикову. Однако благодаря общим усилиям, особенно внесли заметный вклад литературный редактор Т.Е. Блинова, художник Ю.Н. Филоненко, редактор Е.В. Ромашова, журнал увидел свет вовремя, к очередному юбилею вуза, к всероссийской конференции и смотру дипломных проектов.

Этому способствовала и активная поддержка столичных мэтров: А.В. Иконникова и А.П. Кудрявцева, выразившаяся не только в моральном, но и в содержательном плане (в виде научных статей). Журнал горячо приветствовали зарубежные коллеги: Ч. Скотт (главный редактор журнала «Architectus», США), Б. Ларсен (главный редактор журнала «Biggekunst», Норвегия), редакция журнала L’architecture d’aujourdhui (Франция). Ч. Скотт в первый же номер прислал свою статью. Вклад в формирование дальнейших номеров внесла редакционная группа (П. Гершензон, Л. Салмин, Н. Уцеховская), которая придала журналу яркую культурологическую направленность элитарного плана, подготовив интересные материалы, в частности, статьи о творчестве мастеров архитектуры.

В ходе расширения контактов с зарубежными коллегами укрепились связи с норвежским журналом «Biggekunst». Теоретик мировой величины Кр. Норберг-Шульц и Б. Ларсен одобрили общую направленность нашего издания, в то же время, посоветовали сместить акценты в сторону отражения социально-профессиональных и общечеловеческих ценностей. Свои предложения норвежские коллеги подкрепили конкретными материалами, которые были опубликованы мною в «Архитектоне» (1995 г. № 1,2). Верные начальной договорённости, норвежцы до сих пор бесплатно присылалют номера журнала «Biggekunst» в нашу библиотеку.

Итак, «Архитектон» встал на ноги в смуте и неразберихе 90-х, выстоял вопреки бесконечным трудностям и, согласно заставке первого исторического номера, продолжает свой славный полет в информационном пространстве профессии. Счастливого полёта, «Архитектон»!


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017