№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Проблемы профессионального образования


Иовлев Валерий Иванович

кандидат архитектуры, профессор,
зав.кафедрой Основ архитектурного проектирования
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА В ОСЛО


УДК: 72.007

Известия высших учебных заведений. Architecton. - 1995. - N 1-2. - С. 11-17: ил.

Оригинальность подготовки специалистов в Норвежской школе архитекторов связана с традициями средовой деятельности, психологией населения, социальным устройством - и проявляется в комплексности, индивидуальном подходе, преобладании последовательной схемы организации занятий над параллельной, системе контроля без оценок, развития метода крупномасштабного моделирования оььектов в натурных материалах

Ключевые слова: архитектурное образование, высшее образование, архитектурные школы, норвежская архитектурная школа


Рис. 1. Рекламный плакат выставки дипломных проектов

Впечатление от первого и поверхностного знакомства с архитектурной школой Норвегии можно выразить одной фразой: «Другая и непонятная система». Крошечные размеры этого высшего учебного заведения; малое число изучаемых предметов; отсутствие в обиходе слов «дисциплина», «аттестация», «рейтинг», «оценка», «отчисление»; просто отсутствие привычных нам оценок, экзаменов и зачетов; проведение занятий не поурочно, а в виде «тотальных сплошняков», аплодисменты преподавателям или студентам в конце занятия и многое другое побуждает к выяснению скрытых механизмов этой системы.

Они выявляются позднее и постепенно, по мере знакомства с обществом, людьми, средой. Психология норвежцев, их национальная идея, традиции лежат в основе функционирования многих социальных систем, в том числе и образования. Это принципы практического гуманизма (недирективное общение, трепетное отношение к личности, утверждение альтруистической природы человека), глубоко укоренившиеся идеи протестантства (простота, равенство всех перед богом и природой, отсутствие двойной морали), традиции народного коммунизма (идеалы открытого бесклассового общества и демократии).

Образование гуманное, централизованное на личности обучаемого, но не интенсивное. «Обучать, не мешая свободному развитию личности» – один из основных принципов такой педагогики. Оценки в баллах начинают внедряться, но с трудом. Дело не только в традициях, но и в неприятии самой идеи «разделения людей по разрядам», а также в понимании опасности травмирования развивающейся личности этой процедурой. К тому же педагоги обязательно принимают во внимание и культивируют идею и процедуру самооценки. Это больше по душе норвежцам, среди которых, по словам психологов, много «глубоких интровертов».

Однако вернемся к проблемам архитектурного образования. Наибольший интерес в системе подготовки норвежских архитекторов представляют пропедевтика (этап начальной подготовки), традиции организации постоянных выставок, «последовательная» схема обучения, комплексность, работа с материалом, и, наконец, процедура оценок и защита проектов.

Рис. 2. Трехмерное пространство. Работа студентки Г. Джейран

ПРОПЕДЕВТИКА

Профилирующей на первой ступени (1-2 курс) является комплексная дисциплина «форма и техника», которая включает (применительно к нашей терминологии) такие предметы как композиция, введение в проектирование, рисунок, скульптура, моделирование.

Процесс учебной работы над первым проектом включает следующие этапы: выполнение копии одной из живописных работ Пабло Пикассо, далее – создание композиции – коллаж по этой работе, представление и изображение композиций в виде ряда сечений плоскости картины (моделирование третьего измерения), выполнение трехмерного изображения композиции представляемого пространства.

Это упражнение, направленное на развитие пространственного мышления, получило название «от картины – к пространству».

Первый учебный год студенты заканчивают строительной практикой: выполняют в натуре малые архитектурные формы (беседки, игровые павильоны и другие парковые сооружения). Проекты по этим темам предварительно разрабатываются в учебном процессе всеми студентами, но только три из них отбираются для реализации в натуре.

ВЫСТАВКИ

Ежемесячные выставки творческих работ студентов и преподавателей с публикацией проспектов являются доброй традицией школы, подпитывающей дух единства и творческого братства преподавателей, сотрудников и студентов. Сценарий остается всегда неизменным, дружно и с удовольствием принимаемым публикой: вступительные слова организаторов и участников, отзывы зрителей, напитки и легкие закуски в день открытия; посещения городской общественности, журналистов и всех интересующихся, среди которых много пенсионеров; закрытие выставки через 1-2 недели с подведением итогов. Для участников это одновременно и маленький праздник, и необходимый в творческой биографии отчет, подведение итогов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СХЕМА ОБУЧЕНИЯ

Небольшие размеры школы (120 студентов на всех курсах) позволяют строить весь учебный план максимально гибко и мобильно. Это проявляется, прежде всего, в преобладании последовательной схемы обучения над параллельной. В нашей системе, как известно, преобладает параллельная.

Норвежскую систему можно назвать системой «тотальных сплошняков». Согласно ей, студент на каждом этапе «погружается» только в один основной предмет, интенсивно и в короткий срок осваивая программу. Например, на первом курсе занятия начинаются с трехнедельного цикла лекций и практики по истории архитектуры, затем следуют лекции по проектированию и композиции, после – этап изучения конструктивных структур, далее – проектирование. В этот же период одна рабочая неделя уделяется работе с компьютером – своего рода обязательный для всех «ликбез».

Надо отметить, что обязательных занятий по автоматизированному проектированию немного – всего одна неделя на первом и одна на втором курсах. Остальное время студент волен заниматься самостоятельно или в виде факультатива, начинающегося с третьего курса. Из 20 дипломников двое, как правило, выполняют чертежи с помощью компьютера.

Эта система позволяет избежать специальных сессий и экзаменов.

Рис. 3. Копия произведения П. Пикассо. Работа студентки Г. Джейран

КОМПЛЕКСНОСТЬ

Гибкое построение учебного процесса позволяет легко реализовать принцип комплексности. Похоже, что преподаватели архитектурной школы в Осло и не представляют другой системы. Ее легко проследить на примере совместной работы архитекторов и преподавателей художественных дисциплин, или архитекторов и инженеров конструкторов.

На первом-втором курсах по дисциплине «форма и техника» выполняются длительные художественно-проектные работы под руководством архитекторов. По мере выполнения работ возникает потребность получения знаний анатомии человека и умения изображать его. В соответствии с этим руководитель курса ставит перед коллегой-художником задачу провести одно-двухнедельный «интенсив» по рисунку, В процессе этих занятий студенты не только сознательно (т.к. потребность практически сформирована) осваивают рисунок, но и делают перерыв в проектной работе, «отключаются». После этого занятия над проектом возобновляются, но ненадолго. Через некоторое время следует «интенсив» по скульптуре и т.д.

Такая система приводит к тому, что в учебном плане минимум дисциплин, но практически все предметы комплексные (или интегрированные). Упомянутый предмет «форма и техника» фактически объединяет в одной программе такие существующие в нашей школе дисциплины как «основы проектирования», «композиция», «рисунок», «колористика», «скульптура». Примерно также осуществляется сотрудничество преподавателей – архитекторов и конструкторов. Последние работают в рамках дисциплины «строительная технология».

В постановке этого предмета ярко проявляется еще один прием, характерный для школы, – изучение конструктивных и эстетических качеств строительных материалов крупномасштабного моделирования.

РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ

Поражает масштаб: нередко выполняются модели в масштабе 1:1. Фактически это копии небольших произведений дизайна в натуральных материалах. Руководят работой инженеры-конструкторы. На выставке студентов младших курсов по предмету «строительная технология» можно видеть копии таких всемирно известных работ, как башня В.Татлина, «мобили» скульптора В. Калдера, мебель А. Аалто и Ч. Макинтоша, а также модели технических средств (аэропланов, кораблей) и их конструктивных структур. Диапазон широкий. Студенты-архитекторы выступают в роли дизайнеров, строителей, технологов.

Успешному проведению этой работы способствует хорошая материально-техническая база (наличие нескольких цехов по обработке разных материалов: дерева, металла, пластмассы), а также хорошая профессионально-техническая подготовка студентов, которую они получили за 13 лет обучения, предшествующего вузовскому.

Выполнение моделей не является самоцелью и сопровождается изучением сооружений, исследованием, испытанием и обработкой материалов, расчетом конструкций.

«ОЦЕНКА»

Как отмечалось, оценки в привычных для нас баллах не ставятся. Под «оценкой» понимается длительная процедура из ряда этапов: критика проекта преподавателями, обсуждение студентами группы, отзывы экспертов. Студент защищает каждый проект – и не только в конце, но и в процессе работы. Ежемесячные студийные занятия (Workshops) представляют собой 2-3 дня непрерывных дискуссий, критики, обсуждений, в процессе которых студенты, преподаватели и консультанты «работают» языком, фломастером и мелом. Это моменты наибольшего прироста знаний. Все вместе указанные процедуры и называются «оценкой». Если свести это к нашим понятиям, то можно сказать, что в Норвежской школе существует система «зачет-незачет».

Критерии оценки, а точнее ключевые понятия в обсуждениях проектов являются постоянными и демонстрируют эстетические ценности и предпочтения норвежцев в широком смысле. Простота и оригинальность – главные критерии. Может быть, поэтому многие проекты выпускников школы, на первый взгляд, выглядят простоватыми, односложными, особенно по цветовому решению. Но это только первое впечатление. При детальном рассмотрении всегда можно увидеть лаконично выраженную оригинальную пространственную идею. К тому же, современные постройки в г. Осло говорят не только о высоком уровне строительной технологии, но и о совершенстве архитектурных решений.

Рис. 4. Рисунки преподавателя Оддара Оксе

Рис. 5. Рельефная композиция. Студенческая работа Г. Джейран

Рис. 6. Модель памятника дизайна

Рис. 7. Крупномасштабная модель мобильного дома, выполненная норвежскими студентами на выставке в США

Постоянные обсуждения проектов, а также наличие факультативной дисциплины, риторики, способствуют тому, что к моменту защиты диплома выпускники архитектурной школы прекрасно говорят. Начало защит отмечается открытием выставки проектов в главном зале столицы. Торжественная речь ректора, цветы, поздравления, частные беседы публики с дипломниками делают этот день одним из наиболее ярких в жизни будущего архитектора. Выставка длится две недели. В это же время в архитектурной школе идет защита. Внешне она выглядит как прекрасно подготовленная лекция. Рассказ дополняется слайдами, демонстрируемыми попарно, – удобная и эффективная форма работы. Традиционных дискуссий, вопросов - ответов нет. Работу трех специально приглашенных из-за рубежа экспертов никто не видит. Однако в завершение всех процедур они выносят вердикт и, как правило, одного-двух дипломников из двадцати признают недостаточно квалифицированными и предлагают им повторить защиту через год. Остальные, опять же в торжественной обстановке, получают диплом и могут начинать, а чаще всего продолжать свою профессиональную деятельность уже в качестве специалистов высшей квалификации. Диплом является единственным документом для этого, т.к. система специального лицензирования в стране отсутствует.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017