№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Теория архитектуры


 Есаулов Георгий Васильевич

доктор архитектуры, профессор, главный ученый секретарь,  
Российская академия архитектуры и строительных наук

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ


УДК: 72

Известия высших учебных заведений. Architecton. - 2001. - Спец. вып. - С. 48-52

Все большее значение в формировании пространственной среды жизнедеятельности человека приобретает сочетание естественной и искусственной среды. Поиск форм их взаимодействия, форм самой архитектуры связан с решениями целого спектра экологических проблем. Среди них выделяются направления поиска форм антропософской архитектуры - экологические дома, активное включение форм живой природы в архитектуру хай-тека и глобальное движение за сохранение исторической архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, экология, зрительное восприятие, пространственная среда, экологические дома


Современный процесс проектирования пространственной среды, включающий целый ряд этапов архитектурной и инженерно-строительной деятельности, направлен на формирование комфортных условий проживания людей, обеспечение равновесия природной и искусственной среды, создание условий для деятельности, которая сегодня определяется как устойчивое развитие.

Наибольшее количество информации о формируемых пространствах обитания мы получаем посредством глаз, и именно зрительные образы становятся исходной позицией в осознании архитектурно-пространственных качеств среды. Несмотря на многочисленные попытки выявить, открыть или сформулировать алгоритм прекрасного в архитектуре, поверить «алгеброй гармонию», однозначных ответов на вечные вопросы о рецептах красоты не получено. Тому есть основания. Попытки же объяснить те или иные особенности восприятия архитектурной среды представителями самых разных областей знания и профессий наглядно убеждают в том, что деградация пространственной среды или, наоборот, ее гармоничность оказывают реальное, вполне осязаемое воздействие на биологическую природу человека. «Все наше поведение есть не что иное, как процесс уравновешивания организма со средой» [1, С. 317]. Утрата биологического равновесия, следуя П.Л. Капице [2, С. 118-119], в процессе визуального восприятия пространственной среды в условиях роста урбанизации становится фактором современной городской жизни.

Выделение основных параметров архитектурно-градостроительной среды, влияющих на процесс визуального восприятия [3], с учетом механизма автоматии саккад [4], дает возможность предложить экологические параметры, соблюдение которых представляется целесообразным в процессе проектирования объектов пространственной среды.

При этом рассматривается не процесс создания архитектурных образов, а как пишет А.В. Иконников: «Реальному преобразованию действительности предшествует замысел, образ еще не существующего объекта, направляющий действительность – «образ-процесс», по выражению К. Горанова. Реализованный в материальной форме, он превращается в факт социальной реальности, образ-произведение, а в сознании тех, кто воспринимает произведение, возникает новое состояние образа-системы – образ-восприятие» [5, С. 101]. В данном анализе речь идет лишь о первичных физиологических импульсах, способствующих гармоничной передаче информации или, наоборот, усложняющих процесс восприятия. С этой точки зрения, применение механизма саккадического сканирования при оценке характеристик среды, особенно произведений искусства архитектуры, носит весьма предварительный характер. Ибо «оценка искусств будет всякий раз стоять в прямой зависимости от того психологического понимания, с которым мы к искусству подойдем» [1, С. 309].

Восприятие визуальной среды представляет собой процесс смены «видовых кадров», картин, по-разному и в разных аспектах рассматриваемый исследователями [6, 7, 8]. «Поток зрительных впечатлений», на формирование которого оказывает определенное влияние проектировщик, организуя сценарий смены видовых кадров и картин, представляет единое целое. Вместе с тем, поток – это фактически сочетание плавной смены кадров и дискретных разрывов с... резким, скачкообразным, внезапным изменением впечатлений [8, С. 98].

Частота смены зрительных кадров, по Е.Л. Беляевой, зависит от пространственного расположения архитектурных объемов, а также от скорости передвижения наблюдателя – пешеходной или транспортной [8, С. 98] и определяется как интенсивность восприятия [8, с. 118]. Видовой кадр представляет собой относительно целостное единство элементов. Согласно теории В.А. Филина, восприятие объектов происходит посредством саккадическогго сканирования [4]. Таким образом, сложение целостной картины видового кадра экстерьера среды или интерьера внутреннего пространства происходит через мгновенную передачу импульсов, в основе которых выделение глазом значимых элементов и их фиксация. В этом случае существенными становятся размеры и частота размещения значимых элементов («выраженных» формой, силуэтом, цветом, фактурой и т.д.). Совпадение частоты расположения элементов с частотой саккадического сканирования обеспечивает гармоничную, с точки зрения физиологии восприятия, передачу информации. В то же время, частота повторения и размеры модульных элементов (окон, ребер на фасадах, жалюзи; плиток мощения и облицовки стен) могут создать ситуацию однообразия информации и «отсутствия» значимых элементов. В таком случае процесс восприятия первичной информации затрудняется и возникает ощущение дискомфорта и перенапряжения [4]. Подобная картина наблюдается, согласно физиологам, при рассматривании протяженных однородных поверхностей.

Очевидно, что влияние однородных поверхностей и «агрессивных полей» модульных решеток имеет значение при фасадном восприятии и «фиксированных» – ориентированных под прямым углом траекториях и «маршрутах» восприятия.

Подводя итог, характеризующий экологические аспекты восприятия [3], еще раз обозначим, что же оказывает существенное влияние на процесс восприятия и может рассматриваться при определении экологических параметров. Это частота и размеры модульных элементов, их повторяемость, однородные поля, фиксированные точки и «маршруты», фрагментарность зрительного восприятия в пространственной среде экстерьера и интерьера. Вероятно, фрагментарность восприятия как характеристика, определяющая структуру видового кадра, может оказывать двоякое влияние на характер процесса. Протяженная поверхность в определенных ракурсах может восприниматься в обрамлении форм как фрагмент визуальной картины и, наоборот, поле структурной решетки может превращаться во фрагмент монотонной протяженной поверхности.

Изложенное свидетельствует о важности проведения визуального анализа на этапах предпроектных исследований и принятия проектного решения. Суть его видится в следующем. Примерная модель проектирования, состоящая из традиционной схемы, может быть дополнена стадией визуально-экологического анализа, которая дает возможность моделировать сценарий восприятия пространства с фиксацией неблагоприятных точек и маршрутов путем наложения на изображения, полученные на макетоскопе (или виртуальной модели, фотоснимках), «саккадической сетки», масштабно соответствующей угловым параметрам сканирования глазом человека зрительной информации.

Стадия визуально-экологического анализа может повторяться и быть завершающей процедурой в принятии окончательного варианта того или иного архитектурно-планировочного решения. «Саккадическая сетка» строится посредством использования угловых параметров 6° при частоте 2 саккады в секунду (большая часть в горизонтальной плоскости) [4].

Наложение сетки на изображения осуществляется с учетом расстояния зрителя-реципиента до объекта. Зависимость между величиной расстояния до зрителя и расположением значимых элементов может быть примерно определена простейшим способом по формуле:

l = 2at

для «сканирования» в горизонтальной плоскости,
где l – расстояние между «значимыми элементами», a – расстояние до объекта, α – угол сканирования;

h = 2аt

для «сканирования» в вертикальной плоскости,
где h – расстояние между «значимыми» элементами в вертикальной плоскости, а – расстояние до объекта, β – угол сканирования в вертикальной плоскости.

Более точные рекомендации по определению размеров расстояний между значимыми элементами могут быть получены при использовании в качестве исходной величины - телесного угла работы глаза (от 1,5 до 15 градусов) по формулам, описывающим охват телесным углом поля воспринимаемой пространственной картины или фрагмента видового кадра.

В результате проведенных экспериментальных проверок предлагается проводить визуальный анализ как ряд последовательных операций. Первая – это экспертный просмотр планировочных схем архитектурно-градостроительных объектов и выбор маршрута движения потенциального или реального зрителя. Затем фотофиксация или моделирование на макетоскопе или компьютере возможных видовых кадров (отличающихся наличием «гомогенных» и агрессивных полей или концентрацией модульных элементов). При помощи наложения масштабных шаблонов «саккадической сетки» на выделенные фрагменты среды (видовые кадры) определяются участки возможного неблагоприятного воздействия.

Такой своего рода тест-контроль дает возможность выявить возможные «негативные картины» – кадры и откорректировать композиционные решения архитектурно-градостроительных объектов в процессе реконструкции (на стадии предпроектных исследований, проектирования) и нового строительства (проектирования).

Тест могут, и, наверное, это наиболее целесообразный путь, проводить сами разработчики. На основании проведенного исследования предлагается предварительно выделить следующие экологические параметры пространственной среды: соответствие в зонах фиксации зрения геометрии структуры «видового кадра» («картины») параметрам «саккадической сетки»; соответствие в зонах фиксации зрения размеров однородных полей (поверхности) возможностям «саккадического» сканирования. Особое значение это имеет для интерьерных пространств.

Представляется, что поиск путей гармонизации форм искусственной среды посредством использования знаний о физиологической природе работы глаза человека может стать одним из инструментов, способствующих расширению наших возможностей в предвидении результатов архитектурной проектной деятельности, основой которой остается мастерство и талант зодчего.

Все большее значение в формировании пространственной среды жизнедеятельности человека приобретает сочетание естественной и искусственной среды. Поиск форм их взаимодействия, форм самой архитектуры неразрывно связан с решениями целого спектра экологических проблем, среди которых выделяются направления поиска форм антропософской архитектуры – экологические дома, активное включение форм живой природы в архитектуру хай-тека (например, постройки малайзийского архитектора К. Янга) и глобальное движение за сохранение исторической архитектуры.


Библиография

1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский.  – Ростов-на-Дону, 1998. С. 309.

2. Капица А.Л. Эксперимент. Теория. Практика / А.Л. Капица. – М.: Наука, 1987.

3. Есаулов Г.В. Экологические аспекты зрительного восприятия архитектурно-градостроительной среды / Г.В.  Есаулов // Известия вузов. Строительство.  – 2000. – №7-8.  – С. 116-120.

4. Филин В.А. Видеоэкология / В.А. Филин. – М.: Видеоэкология, 1997.

5. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре / А.В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1986.

6. Линч К. Образ города. / К. Линч; пер. с англ. –  М.: Стройиздат, 1982.

7. Климов Э.М. Наглядное моделирование восприятия архитектурной среды в движении / Э.М. Климов. – М., 1981.

8. Беляева Е.А. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / Е.А. Беляева. –  М.: Стройиздат, 1977.

9. Кириллова А.И. Масштаб в архитектуре XXI века / А.И. Кириллова.  – М., 1997.

10. Короев Ю.И. Методика визуального анализа городской среды /  Ю.И. Короев // Архитектурная наука в МАрхИ.  – М., 1997. – С. 28-30.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017