№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Архитектурная практика


 Ларсен Берн

У ДОМА ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО ФОРМ


УДК: 728

Известия высших учебных заведений. Architecton. - 1995. - N 1-2. - С. 33-37: ил.

В двух коротких обзорных статьях освещаются особенности подхода норвежских архитекторов к "философии жилища" и проблеме традиций. Жилище как тип пространственной среды, имеющий различные индивидуальные проявления, существует как своего рода вызов стандартному архитектурному мышлению. Непрерывные изменения в эстетических ценностях, методах и технологии строительства, образе жизни создают неоднозначное отношение к традициям жилой среды. Постоянные разрывы с традициями прошлого и одновременное сохранение определенного формального и качественного их проявления становятся традицией современной архитектуры.

Ключевые слова: теория архитектуры, архитектура жилых зданий, философия жилища


В норвежских сказках король часто изображается стоящим на крыльце, приветствующим гостей и обозревающим королевство. Такой образ дома и его владельца легко понять, поскольку он принадлежит каждому. Мы можем не быть королями или королевами, но для нас дом является крепостью. Четыре стены защищают и создают уют, у каждого из обитателей есть свое место, и в то же время дом имеет связь с внешним миром. Жилище – это место, где происходят важнейшие жизненные процессы: сон, прием пищи, укрытие, рождение детей, общение. Здесь все принадлежит нам как владельцам. Образ нашей жизни оказывает прямое воздействие на все аспекты нашего существования. Бездомный человек теряет в жизни что-то наиболее важное.

Образ короля, стоящего на крыльце, символизирует владение: владение домом, землей, на которой он стоит. Такой образ владельца сформировался в доиндустриальное время, в период натурального хозяйства, но в мечтах он жив и по сей день. Как известно, наши дома в действительности имеют различные формы как в отношении способов владения, так и в отношении логики возведения, архитектоники и других важных аспектов. Кроме того, надо учесть постоянные изменения в экономических условиях строительства, в окружении, в композиции и эстетических ценностях, в методах современного производства, материалах и технологии.

На своей территории, своей «части вселенной», мы проводим лучшее время, и это – домашнее время. Наше личное и самое обычное отношение к архитектуре проявляется в оценке пространства дома. Так или иначе, но этот высший архитектурный стандарт имеет различные проявления. В этом и заключается величайший вызов нам как архитекторам, и мы принимаем его с энтузиазмом.

Рис.1. Рис. 1.  Жилой дом на улице Вибесгейт в Осло, 1986 г. Архитектор К. Малон и группа

Рис.2. Жилые домики для участников Олимпийских игр в Лиллехаммере, 1994 г. Бюро «Лунд Хагем Акитектер». А – Проект, Б – общий вид поселка, В – общий вид домиков

ЕДИНСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ

Рис. 3. Вставка в
жилой застройке
улицы Радхусгата в
Осло

«Архитектурная традиция» – этот неясный термин имеет неодинаковые проявления и трактовку в различных контекстах. Иногда кажется, что традиция способна оказывать магическое действие, автоматически превращая любую архитектуру в хорошую архитектуру. Но что мы должны реально понимать под этим термином?

Традиция часто обозначает то, чему мы должны следовать автоматически, не имея положительных или отрицательных оценок этого. Однако имеются хорошие и плохие традиции. Критерии оценки традиций определяются культурной средой и эрой, в которой мы живем. Современные традиции однажды порвали с традициями прошлого, и вечное повторение этого разрыва само стало новой традицией.

Постоянно говорится, что и мы ищем хорошие традиции. В проектировании новых зданий концепция хороших строительных традиций неизменно проявляется в адаптации к архитектурным элементам, которые первоначально широко использовались в организации архитектурного окружения, часто в не очень далеком прошлом. Эти архитектурные элементы в виде объемов зданий, деталей из разных материалов, цвета, пропорций, масштаба – могут составлять новые очертания, новые композиции среды. Это средства, благодаря которым новые здания легко вписываются в существующий ландшафт, не вступая в конфликт с окружением. Адаптация – ключевое определение этого явления, архитектурные достоинства существующих зданий только выигрывают от изменения, ибо стиль среды остается знакомым и понятным зрителю.

Однако каждая эпоха имеет собственные требования, которые определяют выбор и творческие возможности. До тех пор, пока витринное стекло было дорогостоящим и трудоемким в производстве, окна были маленьких размеров. Пока слоистый камень и кора служили в качестве основного кровельного материала, кровли устраивались с малым уклоном. Но и в дальнейшем длительное время окна выполнялись малых размеров, и керамическая черепица изготовлялась наподобие деревянной. Появление каминов было подобно революции в жилище; исчезли дымовые отверстия, стали устраиваться форточки. Эти важные изменения стали отправными точками в развитии новых архитектурных традиций.

Легко понять, как традиции, основанные на адаптации, способствуют сохранению архитектурных элементов, которые потеряли реальное назначение. Практика сохранения формы визуальных прототипов сильно влияет на оценку новых объектов. Архитектура может стать избитой фразой, клише, подобно детскому стереотипному рисунку дома. С другой стороны, если мы способны развивать архитектурные традиции, в которых сооружения прошлого рассматриваются как источники вдохновения, но не как образцы, мы способны создавать архитектуру своего нового времени. Если же мы копируем и изучаем только фасады, то не всегда можем открыть законы создания форм, которые рассматриваем. Например, если берутся за основу пропорции старинного деревянного дома, то необходимо помнить, что этот дом спроектирован с площадью 50-60 квадратных метров и представляет собой стандарт жилища для образа жизни, который уже не существует. Невозможно достичь эффекта путем простого механического увеличения измерений в два или три раза. Современные требования к изоляции стен и крыш требуют также изменения деталей конструкций с учетом того, что окна устраиваются с двойным и тройным остеклением, и соответственно рамы должны быть толще.

Итак, если мы перестанем мыслить только категориями адаптации и будем учитывать современные конкретные условия функционирования зданий, то не будем создавать постройки, которые просто копируют стили прошлого. Если взглянуть на наше историческое наследие пристальней, можно увидеть, что архитектура – явление более сложное, чем это обычно представляется в концепциях архитектурных традиций. Такая сложность абсолютно необходима и сегодня, если мы хотим избежать упадка, удерживаясь по разным причинам от устройства веранд, скользящих дверей, раздвижных перегородок, слоистых панелей, солнечных батарей и других полезных изобретений.

Рис. 4-6. Резиденция в Норкопинге, 1992 г. Архитектор Ф. Сверре. Жилой дом в районе Холмеколен, Осло. Северный жилой комплекс в Хопете, общий вид, 1990 г. Архитекторы
К.Э. Дал, Н. Мьяланд

Фото и перевод с английского подготовил В. Иовлев.
Журнал «Byggeekunst» (№ 4, 1994, стр. 255)


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017