№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Дизайн


 Херсонская Елена Львовна

кандидат искусствоведения,
Московский государственный университет печати

МОДА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. ЧЕЛОВЕК И СТИЛЬ. (Часть II)


УДК: 746.41

Известия высших учебных заведений. Architecton. - 1994. - N 3-4. - С. 81-87: ил.

В статье отражена точка зрения на моду как широкое развивающиеся понятие, связанное не только с представлениями об одежде, внешности, красоте. История моды иллюстрирует связь этого явления с наиболее острыми проблемами жизни - прежде всего - с поиском путей развития человека, среды, общества

Ключевые слова: мода, стиль в одежде, философия моды, история костюма


VIII

Лицо - зеркало души

По прошествии столетия можно особенно оценить гениальный (даже при девальвации этого слова) роман Оскара Уйльда «Портрет Дориана Грея», где на лице героя (правда, на его портрете) отпечатываются все пороки, но не только лицо, а и весь облик человека отражает его внутреннюю сущность. Слишком часто употребляется и уже затаскано выражение А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда...» И в самом деле одежда – значительная составная часть внешности.

IX

Правильно подобранная одежда -
для женщины лучшая диета.
Лаура Бьюджотти, модельер

Работу модельера не случайно сравнивают с работой скульптора, имеющего дело с пластикой человеческого тела. Модельер словно лепит его, корректируя природные недостатки.

Армани говорил, что широкие плечи скрадывают фигуру с широкими бедрами. Так называемый «гепьер» знаменитого Ферре, ставшего стилистом фирмы Диора, – лиф из кожи, своего рода корсет, зрительно уменьшающий бюст и придающий фигуре не только женственность, но и соблазнительность. Считается, что диагональные линии скрадывают недостатки фигуры.

X

Тело, ограниченное, ставшее преходящим, есть выражение души.
О. Шпенглер

Одежда изменяет облик человека, следовательно, она дает ему возможность не только быть зримым, но еще и «не быть», а казаться. И если «лицо – зеркало души», то анатомическое строение тела – тоже зеркало, выдающее особенности человека, возможно, и определяемые им. Однако лицо видимо, и потому приучено что-то выражать, изображать, в чем-то притворяться, лгать. Ведь и у Дориана Грея пороки запечатлевались на портрете. Есть суждение: руки больше выдают характер и свойства человека, чем лицо, они менее видимы, но все же видимы. Красноречивее ноги. Очевидно, если бы все ходили босыми, легче было бы определить «кто есть кто». Но ноги замаскированы обувью. Тело честнее лица, оно сокрыто, и скрывает его одежда Именно она позволяет представляться тем, кем хотелось бы человеку быть. От этого и зависит его восприятие одежды и, конечно, моды.

XI

К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай
деспот меж людей.
А.С.Пушкин

Никто не избегает «отношений» с модой. Одни ее придерживаются, к ней стремятся. Другие вынуждены по своему положению, службе, роду занятий с ней считаться. Третьим, желающим соблюсти свое достоинство, хочешь не хочешь, а приходится придерживаться каких-то элементарных велений (не пойдешь в длинной юбке до щиколотки, если «модны» до колен) и в какой-то степени к ним приноравливаться. Две крайности: кто-то бросает вызов, занимается эпатажем, а кто-то делает ее богом дня. В последние времена – и чем дальше, тем больше – слово «мода» становится все чаще звучащим и обретающим все более широкую вместимость.

XII

Язык создает человека
М. Хайдеггер

Кстати, о слове или словах. Изменение слов – мода на те или иные слова, сложившиеся, вновь родившиеся, измененные, означает и отражает многое: философские понятия, представления, обиход, нравственность, политику, экономику и т.п. Но в целом и главном - уровень культуры. Ограниченный набор слов, одних и тех же (и в мире моды: «элегантность», «женственность» – каждый год и ко всему), небрежность к языку, искажение слов, грамматических норм и т.п. – все это свидетельствует о состоянии общества, отношениях между его членами, культуре. Достаточно одного примера: распространение чуть ли не вошедшего, к сожалению, у нас в повседневный обиход нецензурного языка – «мата», употребление блатных слов или жаргонных словечек и выражений, вроде: «тусовка», «чернуха», «порнуха», «бабки», «тачка», «крутой парень», «крутой мужик», «стоять на бровях», «вешать лапшу на уши» и т.п., звучащих даже по радио и телевидению в серьезных передачах серьезных людей или печатаемых на страницах газет и журналов.

XIII

Латынь из моды вышла ныне…
А.С. Пушкин

Мода на какой-либо иностранный язык, внедрение его в свой собственный характеризуют интерес или пристрастие к данной стране. В XIX веке в России самыми сильными были русско-французские связи, наибольшей популярностью пользовался французский язык, об этом писали А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой.

В десятилетия перед «грозой» 1941 года во всех учебных заведениях СССР учили исключительно немецкий язык, что, очевидно, также связано с историческими событиями.

XIV

Господствует еще смешенъе языков:
Французского с нижегородским?
А.С. Грибоедов

Сейчас изучают более всего английский, ставший языком международного общения, и всяческие его словечки входят в наш обиход Chop, а не лавка, «Картофельные чипсы», выпускаемые в исконно русском городе Орле, или ресторан «Girls» посреди древнего Пскова Оно, конечно, и на Западе есть какой-нибудь ресторан «Beriozka», но в отличие от «Girls», он на самом деле русский – с соответствующими блюдами и музыкальными номерами. Не говоря о том, что подавляющая часть людей не понимает смысла этих слов и прочесть-то их не может, когда они написаны латинским шрифтом. Уже И. Ильф и Е. Петров просмеяли вывеску парикмахерской «Холя ногтей и ондуласьон на дому».

XV

Слов модных полный лексикон,
Уж не пародия ли он?
А.С. Пушкин

За словами скрываются и более значимые явления, подчас совсем чуждые месту и времени. В быту мода на напитки, еду, поведение, движения. И, вероятно, не только потому, что раньше были у нас под запретом стриптиз, обнажение, сексуальные сцены; драки и перестрелки заполнили кадры кинофильмов, подмостки театров. Появляются они где надо и где не надо. И – увы! – во многих случаях без знания предмета и потому часто повторяют «зады», образцы, давно отошедшие «там» в прошлое, как «ультра-модная» косметика и одежда, вырванные случайно, безрассудно и наугад из другой системы и нелепые в контексте нашей улицы и нашего быта. Не демонстрируют ли это в полной мере и многие наши художники – «вторичные» абстракционисты, «поп- и оп-артисты, перформансы» и т.п.? Но слово «мода» применяется и к более серьезным предметам.

XVI

Мода на милосердие.
В.Набоков
Какой писатель нынче в моде?
А.С.Пушкин

Можно прочесть и услышать такие выражения как «мода на фрейдизм» или на другие философские теории, понятия. Мода в политике. Мода на жанры, манеры в живописи, группы, направления в искусстве – в театре, кино, музыке. Мода ездить на тот или иной курорт. Мода посещать казино. Мода на определенное сексуальное поведение. Мода на темы разговоров. Мода на обстановку в квартире и т.п. К сожалению, и мода в нравственности, и даже в религии. Сейчас у нас «мода» - ходить в церковь, крестить детей. В общем, мода – во всем. Собственно – мода в стиле жизни.

XVII

Недаром кокетство не в моде и
почитается признаком дурного тона.
Из письма Пушкина к жене (октябрь 1833 г.)

«Мода» – прежде всего культура и поведение, стиль жизни». Именно такое расширительное название носил спектакль английского театра моды. Например, стиль жизни больших современных городов характеризуется возникновением новых мыслей, быстрых изменений в повседневности, концентрированных ритмов. Схематично и грубо стиль скорее всего можно определить как структурное единство образной системы, органичность и целостность соответствующих проявлений, идейных и мировоззренческих норм.

XVIII

Земля, столь щедрая, сколь прекрасная,
Единила в те счастливые дни
Плоды вечной осени
С цветами вечной весны.
Жан Грессе

Это ты формируешь ансамбль
Легкой меблировки там.
Твоя тонкость, твоя грация
Украшенья диктует нам.

***

Эти хрупкие моды дети,
Фарфоры, пагоды эти,
Эти столь нежные лаки
Божественных рук паки
Творенья глаз, удовольствия ради
Веселья маго шутники,
Духом юным твоим рожденные
Драгоценности мебели той,
Из Китая тобой привезенные,
Место это украсить собой.

***

Кто за натурою следует пристально
Вовек тот будет копилист
И просто жалкий подражатель
И лишь витает тут создатель
Порядков новых созидатель
Смеющихся метаморфоз
В раскрытии иных миров.

***

Искусство – кокетка прелестная.
Выдумками развлечений известная.
Эли-Катирэн Фрерон
Из французской поэзии XVIII в. (перевод автора)

«Стиль – единство во всем: от архитектуры до женского каблука» (по выражению историка искусств Б.Р. Виппера). Так, стиль рококо, родившийся и процветавший во Франции во второй четверти XVIII века, отличался единством во всем.

Рококо преодолел тяжеловесность форм архитектуры предшествовавшего ему стиля барокко. Легкие колонны, легкие крыши. Конструктивное ядро замаскировано. Нет ясной геометрии плана, членений, исчезают карнизы. Все ассиметрично и противоречит архитектонике. Преобладающая форма – неопределенный овал. Монументальная скульптура отсутствует, скульптура превращается в часть изобилующего декора. Мебель входит в общий архитектурный проект. Ее изготовлением, как и работой бронзовщиков, часовщиков, ювелиров, руководит архитектор. Каждый предмет индивидуален, но созвучен пространству. Легкий консольный столик опирается на игривый завиток, соответствующий общему декору, и словно витает в воздухе. Только в этом радостном ансамбле в полной мере смотрятся картины художников рококо и первого из них – Франсуа Буше с его благоуханным колоритом – «розы, плавающие в молоке» (Б.Р. Виппер), шаловливыми сценами и ребячливыми героинями, будто сделанными из столь любимого тогда, хрупкого и нежного фарфора, пришедшего из Китая. Модна chi-noiserie «китайщина». В фарфоровых вазах курятся благовония. Позолоченные гнутые кресла обиты белой тканью в розочках.

Именно этому интерьеру соответствуют и разыгрывающиеся здесь театральные представления, пасторали, балет и тихо звучащая утонченная, изящная музыка Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперена. Именно этому интерьеру, этой среде сродни пудреные парики на каркасах из серебряной проволоки, блеклые и вянущие краски, изысканные шелка одежд, веера, масса отделок и украшений, цветов, живых и рукотворных букетов и гирлянд, лент, оборок, рюшей, кружев, сложнейших шляп с перьями. И легкие движения, и оттенки, неповторимые «чуть-чуть», и женственная внешность мужчин все в тех же пудреных париках с заплетенной косичкой, в тех же шелках и кружевах, так же как и дамы, любующихся собой в многочисленных зеркалах. XVIII век называли «веком зеркала».

В нереальной, колеблющейся, отражающей поверхности зеркал все двоится, множится, мерцает, мельчится. Человек теряет ощущение пространства. Будто исчезают стены. Иллюзия становится реальностью, а реальность иллюзией. Жизнь обращается в некий маскарад. В поведении выдающихся людей этого времени – Вольтера, Фридриха II присутствуют элементы дурачества, вздорности.

Вольтер называет эту эпоху «siecle de petitesses» – «век мелочей». Но именно в это время создавались новые идеи эпохи Просвещения. Наряду с самовлюбленностью, в «век зеркал» появился и интерес к самоанализу, зародились наука психология, жанр романа, именно на это время приходится расцвет мемуарной литературы. Но и тут есть о чем спорить.

Стиль рококо, разумеется, выражал высшее проявление особенностей времени, но не универсальное. Можно ли охарактеризовать жизнь всех слоев общества в других странах в то же время?!

Конечно, стиль в искусстве – сложное понятие. Именно на нем строятся важнейшие теории искусства с конца XIX века А. Ригля, Г. Вельфлина и др.

Рассуждения о стиле в искусстве и даже перечень различных учений и теорий, с ним связанных, завели бы слишком далеко и потребовали бы специального и особого исследования.

XIX

Стиль  это сам человек.
Ж. Бюффон, писатель, естествоиспытатель (XVIII в.)

Неизбежно употребление термина «стиль» в общепринятом смысле при рассуждении о моде.

Стиль «шанель» назван по имени знаменитой Коко Шанель – одной из значительнейших фигур в культуре и искусстве XX столетия – основательницы одной из главных парижских фирм моды, существующей и сейчас и сохраняющей верность ее стилю. Стиль «шанель» – демократичность, функциональность, удобство, эстетичность, четкие и всем доступные правила: при бедрах в объеме шире 90 см женщинам не следует носить брюки, макияж в немолодом возрасте только подчеркнет недостатки и пр.; все должно соответствовать основе – костюму «шанель». Он уместен для любого случая и подходит для любой комплекции. Преобладают вертикальные линии, стройнящие фигуру, их подчеркивает характерная и обязательная отделка – окантовка везде: на карманах, по низу, на рукавах, на воротнике. Она помогает сделать костюм нарядным, ибо может быть любого характера и фактуры: узорной, кожаной, золотой, скромной и пышной. Украшением служат и драгоценные пуговицы и бижутерия, очень изобильная, если речь идет о церемонии, празденстве. Нарядность зависит и от блузки, одетой под костюм, обыденной или предназначенной для особого случая. С плиссеровкой, вышивкой, кружевами, жабо или очень любимым Шанель бантом. Костюмы Шанель лишены бортов и воротника, что облегчает их изготовление, могут быть сделаны из любой ткани или трикотажа, юбка из другой ткани, конечно, подходящей, в силу чего костюм более доступен.

Другой пример – устойчивый «джинсовый стиль», произошедший от рабочей одежды первых золотоискателей и пионеров, осваивавших в середине прошлого века просторы нового американского континента. В 60-е годы нашего века он утвердился во всем мире. Классическая ткань блу-джинс – синего цвета, хотя и превалирует, но дает начало новым аналогичным тканям. К ним относится и выстиранный джинс (у нас называемый – «варенка»), как бы изношенный, потертый, линялый. Кроме того, джинса других цветов: хаки, коричневых – используются и кожа, вельвет. «Джинсовый стиль» подразумевает и соответствующие головные уборы, обувь, сумки, не говоря о платьях, юбках, пальто и, конечно, куртках, а главное - всевозможных брюках, включая шорты.

Само происхождение джинса располагает к удобному, строгому, лаконичному покрою и решениям вроде военной униформы или так называемого костюма «сафари» (англ. safari - охота в заповеднике Африки), или в духе «кантри» – фермерской одежды. Всякого рода строчка, карманы, погончики, ремешки, застежки, молнии и другие металлические детали: кольца, пряжки, используемые в качестве декоративных элементов.

«Джинсовый стиль» в последние годы претерпевает изменения. Модельер Джанфранко Джакометти провозглашает: «Джинс серийный кончен. Сейчас джинс популярен в ином качестве со многими творческими изменениями: джинс набивной с разноцветными беспорядочными пятнами, напоминающий о палитре художника, или черный с белыми профилировками, кантами, тесьмой. Интересно, что украшения по контрасту с общим стилем могут быть и совсем из иного, казалось бы, чужого ряда: пуговички-жемчужинки, такие же подвески, аппликации, вышивка серебряными нитками с блестящими камушками или просто традиционная по шитью – вроде глади – и рисункам: розочкам, цветочкам.

Джинсовый стиль в силу своего удобства, практичности стал в своем роде классикой и постоянной принадлежностью моды, в особенности молодежной. Он нравится не только приверженцам всех и всяческих молодежных вкусов, направлений: «хиппи», «панкам», «рокерам», «металлистам», но и взрослым людям разного рода занятий. Разумеется, что и поведение человека в такой одежде становится соответствующим. В «джинсовом стиле» есть и некая особая элегантность. Справедливо его называют «одеждой века». Понятие «стиль» в моде выступает в качестве представления об образе, самоощущении, вкусе, норме, единстве соотношений различных элементов внешности: прически, косметики, одежды, поведения, разговора, жестов и т.п.

XX

А сама-то величава, Выступает, будто пава...
А.С. Пушкин

Нельзя не признать прямой зависимости между одеждой и, скажем, движениями, походкой.

В Древней Греции с ее культом физических упражнений драпировки ионических хитонов для легкости движения, ходьбы подтыкались за пояс, их можно было поднять на голову.

Длинная одежда способствует плавности движений. Так, традиционная русская национальная одежда – сарафан до полу – способствовала возникновению соответствующих неспешных танцев, ритмов и т.п., а с ними и представлений об обычаях, характере жизни, законах, правилах поведения – общего стиля жизни, хотя в каждой местности существовал свой сарафан: на Севере, в Новгороде или Пскове. В течение долгого времени сарафан на Руси оставался устойчивой формой одежды.

В Латвии и Эстонии в каждой области был свой костюм, особого цвета и покроя, рисунка. Их разнообразие, яркость, пестрота служат украшением и сегодняшних праздников, где по одежде можно узнать, откуда те или другие песни. Национальная мода врожденно устойчива. Идущая из веков, она обладает качествами, которые следует использовать и сейчас, претворяя их по-своему, трактуя по-современному.

Древние этнические мотивы разного рода были весьма популярны в середине XIX века.

В Шотландии, например, до сих пор широко используются старинные узоры рыбацких свитеров.

Болгарские модели на международном показе 1982 г. отличались значительным влиянием фольклора.

В детской моде Европы 1989 г. на тяжелом шерстяном трикотаже предлагались традиционные исландские узоры.

Большим успехом на зарубежных дефиле прошлых лет среди предложений русской моды пользовались и, более того, служили примером для подражания традиционные рисунки павлопосадских платков в качестве украшений и аппликаций.

В Средней Азии, в Таджикистане, и сейчас еще мужчины носят халаты, подпоясанные платками, и тюбетейки. Польский модельер Леокадия Темпская, восхитившись «цветовой гаммой и оригинальным орнаментом вышивки» тюбетейки, взяла ее за основу, обвязала каймой из черной шерсти и «получилась изумительная шапочка».

XXI

«Le bijoux doiventetie sauvages»*
(no поводу моих африканских бус)...
Анна Ахматова

Национальными традициями неведомых экзотических культур, особенно Африки, чрезвычайно увлекались в Европе в первые десятилетия XX века. Многие самые значительные художники Парижа в то время подражали африканским идолам: П. Пикассо, К. Бранкузи, А.Модильяни, которого цитирует Ахматова Этот интерес продолжает существовать и сейчас. Использование форм и мотивов, казалось, чуждых культур сохраняется, а в известные моменты, быть может, даже усиливается. Несколько лет назад необычная выставка в Лувре «Маги земли» имела всемирный резонанс На ней экспонировались образцы искусства и культуры народов континентов, находящихся на первобытной стадии.

В последние годы модельеров особенно привлекают костюмы Африки и Азии. Платья и юбки собственно не шитые, а скрепляющиеся из квадратных кусков ткани с ярким рисунком (юбка-«саронг») или прямоугольных (платье -джаллаба). В такой одежде важна роль пояса, на котором держится вся конструкция. Пояс должен непременно служить и украшением. Из бархата, дорогой ткани, парчи, вышитый с золотыми вставками, пряжками, камнями – он словно бы фокус всего наряда. Вероятно, отсюда и произошла европейская мода на пышные, причудливые, драгоценные пояса 1991-93 годов.

В английской и шотландской моде в неком смешении стилей и рисунков используются традиции национальных костюмов не только своих ближних Оркнейских, но и дальних Карибских островов, а также индийских – сари. Но если связи с культурой Индии – бывшей британской колонией – привычны для Англии, то появление мотивов, навеянных сари, в прославленном парижском Доме моды Кристиана Диора столь же экзотично, как и китайских узоров. Диор вдохновлялся и традиционными шотландскими тартанами – клетчатыми юбками. Впрочем, примеров множество.

Ферре в начале своей деятельности специально ездил в Индию для изучения там искусства цвета А в его коллекции в январе 1989 г. на дефиле в Риме появились гитаны, цыганки, мотивы, навеянные каирскими кабаре: обнажения. Прозвучала тема гарема в мифических лифчиках, корсажах, всевозможных штанах из прозрачной ткани, органди. Ланчетти демонстрировал казакины на восточных панталонах. Кьяра Вони показала коллекцию под названием «Из Индии в Африку». В итальянской моде 1990 года фигурировали примитивные рисунки в африканском вкусе.

В Пражском этнографическом музее состоялись Дни внеевропейского костюма, во время которых сопоставлялась национальная одежда народов Южной Америки с моделями, сделанными под ее влиянием, – и по тканям и по фасонам.

Чем же обусловлены отличия, особенности национальных костюмов, увлечения или приверженность к ним в моде?

XXII

Творчество художника и симпатии публики одинаково произвольны.,
свободны и, по-видимому, так же капризны, как ветер.
Тем не менее, подобно вольному ветру они находятся в зависимости
от определенных условий и подчинены неизменным законам,
весьма важно найти ключ к пониманию тех или других.
Ипполит Тэн

Французский философ XIX в. Ипполит Тэн до сих пор привлекает внимание и вызывает немалые споры философов, ученых, искусствоведов своей оригинальной теорией. Он пытался объяснить исторические события, художественные явления воздействием природы и, даже более узко, спецификой климата, почвы, требующей соответствующих способов ее обработки. Именно географические, следовательно, и этнографические особенности данного места, природная среда определяют все, в том числе культуру и характер искусства. Тэн так и назвал свое сочинение «Природа и возникновение художественного произведения».

Творения человека следуют тем же закономерностям, что и природа. Тэн сравнивает их с растениями. И одежду, которой уделяет немалое внимание (еще один философ!) и довольно подробно описывает, Тэн также связывает со средой, уровнем культуры и, конечно, природой.

Как ни относиться к Тэну, его «Философии искусства» (название его капитального труда), но нельзя не признать разнообразные и многосторонние связи моды с природой вообще и естеством человека, в частности.


* "Бижутерия должна быть дикарской" – фр.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017