№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 39 - Приложение Октябрь 2012

Теория архитектуры


 Скотт Чарльз

профессиональный член Американского института архитекторов,
редактор журнала «Архитектус»

ВЫЗОВ АРХИТЕКТУРЕ


УДК: 72.01

Известия высших учебных заведений. Architecton. - 1994. - N 1. - С. 64-71: ил.

Архитектуре сегодня брошен вызов как внешними дисциплинами и видами деятельности, так и внутренними, связанными с появлением новых концепций в среде профессионалов. Одним из представителей, стремящихся изменить существующие парадигмы в архитектурном проектировании, является Франк Гери. Его новая постройка - музей искусств университета в Миннесоте - является вызовом архитектурным канонам и существующему контексту среды. Этот вызов связан с использованием архитектуры как своего рода "прерывателя" информации в процессе ее передачи от обьекта к субьекту.

Ключевые слова: новая архитектура, язык архитектуры, архитектурное мышление


Архитектуре сегодня брошен вызов различными дисциплинами и видами деятельности. Этот вызов заключается в обвинении архитектуры двадцатого века в благодушии и стремлении к комфортной позиции, не связанной с изучением неизвестного, в культивировании традиций вместо поисков лучшего и нового. Архитекторы вдруг обнаруживают, что само их существование стоит под вопросом, что продолжается разрушение их профессионального статуса другими профессиями и видами деятельности. Архитектуре брошен вызов также и изнутри: самими архитекторами, начинающими интересоваться новыми подходами к профессии. Часто вызов означает «перемещение», изменение контролируемых параметров и ценностей [1]. Такое перемещение, однако, может быть использовано как инструмент изменения известных взглядов, как способ направления существующего профессионального мышления на поиск новых путей. Это связано с попыткой «устраниться от обыденного... и заставить воспринимающего произведение формировать свое мышление, поведение и устанавливать новые пути» [2].

Рис.1. Френк Гери. Западный вид музея искусств – над обрывом р. Миссисиппи

Развитие идей этого специфического вызова архитектуре можно усмотреть в деконструктивистских работах французского философа Жака Дерриды. Он исследовал понятие «разрыва» как основу контекста диалектических связей знаковых систем Соссюра. Он приложил усилия для утверждения идеи, что «разрыв» – это нарушение передачи информации от означающего (субъекта)  –  к означаемому  (объекту), которое рассматривается внутри самого знака.

Очевидно, что цель Дерриды – создать минимум гарантий сохранения существующих диалектических связей в знаковых системах, отказаться от тождественности и однозначности [3]. Разрушение однозначной связи между субъектом и объектом знакового процесса заставляет субъекта соотноситься с подобными себе, создавая цепь источников знаков – информации. Это, в конечном счете, выливается в «утверждение вечного незаполненного значения, которое существует при отсутствии объектов обозначения» [4].

Утверждение «бесчувственного» значения, существующего в цепи обозначающих субъектов, может рассматриваться как нарушение, шум или беспорядок, который продолжает разрушать архитектурный статускво, разрывает диалог между собеседниками, обменивающимися знаками, между «обозначающим» и «обозначаемым». Разрыв традиционной субъект-объективной дихотомии [5] часто заставляет собеседников пытаться исключить эти нарушения. Если при частичном исключении шума нарушение сохраняется, попытки достичь ясности сохраняются до тех пор, пока она, даже если отличающаяся от первоначальной, не наступает. Так или иначе, идет постоянная борьба с шумами, являющимися следствием разрыва связи. Несомненно, «собеседники» должны объединяться в попытках исключения шумов или адаптации к ним. При этом надо учитывать, что искажение, которое появляется в архитектурно-градостроительном тексте, создает новый контекст, исключающий некоторые предыдущие формулировки [6].

Рис. 2. Френк Гери. Детали северо-западной части музея искусств вейсмана

Появление шума или разрыва исключает возможность разделения «того же самого» и «другого» в архитектуре. Рассматривая это применительно к архитектуре и другим сферам деятельности, можно заключить, что «основная диалектическая проблема – это не проблема «другого», которое является только вариацией «того же самого», а проблема третьего. Можно назвать это третье «персонификация шума» – prosopopeia of the noise [7]. Изучая архитектуру и то, как она относится к данному вызову, необходимо обратить внимание на положение о «третьем» – third man Серреса, которое проливает свет на ряд проблем современной архитектуры. Перемещение осуществляется путем исключения шума, или возможного использования его в качестве катализатора в начальный период установления связи, утверждения тождественности в архитектуре. Посредством перемещения в системах значений и осознания тождественности архитектуры можно наметить новые перспективы ее развития [8]. Архитектура «разрыва и перемещения» бросает вызов привычным системам и традиционному архитектурному мышлению. Говоря о новой архитектуре, необходимо отметить, что существует опасность распространения стиля, устанавливаемого заказчиком – consumerism – скорее, чем будет воспринят вызов существующему благодушию. «Можно запроектировать нечто, что может быть названо перемещением, сдвигом, но это может оказаться только экспрессией, манерным искажением существующего стабильного языка. Возможно не только перемещение значений в постоянном языке, но и, напротив, будущая стабилизация его нормативных условий» [9].

Рис. 3. Френк Гери. Входной навес музея

Архитектор Фрэнк Гери попытался бросить вызов существующим образам в архитектурном проектировании. Запроектированный им музей искусств университета в Миннесоте появился как протест против канонов среды университета. Расположенный в многозначном контексте, окруженный традиционными университетскими постройками, двухуровневой системой путей для пешеходов и местного транспорта, музей примыкает к крутому утесу речного обрыва Миссисипи.

Здание музея противоречит существующим канонам своей конфигурацией, массивностью, материалами, противопоставлением форм экстерьера, обшитых металлом, и пространств интерьера. Основные здания университета были запроектированы в 1817-1826 годах под руководством Томаса Джефферсона. Музей примыкает к существующим зданиям университета в плане и расположен на участке, смежном с центральным осевым ядром. Он отличается от окружающих зданий прежде всего своей массивностью и формой, основанной на противопоставлении объемов. Металлическая обшивка способствует тому, что здание воспринимается как уникальное явление в застройке университета. Оно контрастирует с окружением, выполненным из кирпича и камня. Эти материалы являются основными в оформлении экстерьера всего комплекса.

Рис. 4. Традиционная архитектура Университета в Миннесоте

Попытки использования архитектуры в качестве «прерывателя информации», в качестве «третьей субстанции» с целью направить архитектурное сознание навстречу новому языку, который отражает новый образ мышления, являются вызовом традиционным канонам в Америке. Представляется, что эти попытки или будут способствовать формированию нового архитектурного языка, или, напротив, обеспечат стабилизацию существующего архитектурного мышления.

Перевел с английского В. И. Иовлев

 


Библиография

  1. Tigerman, Stanley, The Architecture of E., Rizzoli International Pubilications Inc. 1988, p. 90
  2. Culler, Jonathan, On Deconstruction. Cornell University Press Ithaca, New York 1982, p.9
  3. Wood, David, Difference and the Problem of Strategy, Derrida and Difference Parousia Press, University of Warwick 1985, p.67
  4. Harland, Richard, Superstructuralism. Methuen & Co. London 1987, p.135
  5. Serres, Michel, Hermes. The John Hopkins University Press, Baltimore, Maryland 1982, pp. 71-83.
  6. Scott, Charles, Einheit: Grafting and Unity through Diversity, Avant Garde: Journal of Theory and Criticism in Architecture and the Arts, The School of Architecture and Planning, University of Colorado at Denver. Winter 1991, p. 69
  7. Serres, Miichel, Hermes, p. 67
  8. Giamatti, A. Bartlett, Exile and Change in Renaissance Literature. Yale University 1984, p. 13
  9. Eisenman, Peter, En Terror Firma: In Trails of Grotextes, Architectus, St. Payl, Minnesota, Fall /Winter 1992, p. 8


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017