№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Черноусова Екатерина Анатольевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.В. Лемегов,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: chernousova1@mail.ru

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРИРЕЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


В статье рассматривается проблема формирования понятия "приречная территория", определяется ряд проблем, касающихся формирования и реконструкции приречной территории современного города. Выделяются характерные для большинства городов этапы исторического развития приречных территорий. Рассматриваются наиболее выразительные существующие приёмы определения границ с целью оценки полноты и масштабности проблемы реконструкции приречных территорий как части градостроительной деятельности.

Ключевые слова: приречные территории, градостроительство, реконструкция приречных территорий, градостроительные подсистемы


Исторически сложилось так, что большинство городов имели свое начало и дальнейшее формирование по берегам рек (рис. 1). Река является одним из важнейших природных градоформирующих факторов в планировочной структуре города.

Рис. 1. Исторические планы городов, сформировавшихся на речных акваториях:
Москва, Санкт – Петербург, Екатеринбург

Все крупные и крупнейшие города имеют множество проблем – социально-экономических, функциональных, архитектурно-планировочных, инженерно-транспортных, экологических и т. д. В значительной мере проблемы сфокусированы в зоне влияния реки, которую можно обозначить как приречную территорию.

Существующие определения приречных территорий не в полной мере отражают смысловое содержание понятия:

  • Приречная территория – это зона влияния реки [2].
  •  Приречная территория – это планировочная зона города, являющаяся буфером между городом и рекой, в основную функцию которой (приречной территории) входит обеспечение взаимодействия природного и антропогенного каркасов городской территории [3].
  • Приречная территория – уникальная градостроительная подсистема, находящаяся в структуре урбанизированной среды города, прилегающая к природной составляющей – реке [2].

Законодательная база не дает понятия «приречная территория». Существуют определения береговой линии, береговой полосы, водоохраной зоны, закрепленные документально:

  • Береговая линия – граница между сушей и водой вокруг водоема [7].
  • Береговая полоса – полоса земли шириной 20 метров от края воды в глубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях [8].
  • Водоохранная зона – территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [7].

Приречные территории – не до конца освоенная область градостроительства. До сих пор не существует четко сформулированного, отражающего содержание и закрепленного документально понятия приречных территорий. По вопросам определения границ приречных территорий был осуществлен ряд разработок различными исследователями, но все они не захватывают обширную область проблем этого вопроса.

Определим проблемы, касающиеся приречных территорий. В современном градостроительном развитии и формировании городов прослеживается тенденция к уплотнению их центральной части. В крупнейших городах существует дефицит природной составляющей среды в условиях, когда застроенные территории во много раз превосходят по площади открытые зеленые пространства. Количественный рост искусственной среды оказывает влияние на все составляющие окружающей среды: воздушный и водный бассейны, почвы, растительный и животный мир. Ухудшение экологической обстановки отражается на всех сторонах жизни городского населения.

Река – это экологическая ось города, в связи с чем по ее берегам целесообразно устраивать озеленение, и чем больше город, тем больше данных включений. Так как река зачастую является местом, на котором образован центр города, как современный, административный, так и исторический, следует учитывать историко-культурный потенциал приречной территории. Эстетическое значение реки было и остается решающим фактором для формирования системы визуальных доминант, образования ансамблевой застройки, открытых панорамных видов, усиления восприятия архитектуры набережных, обогащающих силуэт города.

На основании сказанного, а также учитывая мировой опыт освоения и развития приречных территорий, следует обращать внимание на то, что формирование приречных территорий должно учитывать такие факторы, как прирост населения, климатические аспекты, экология; возможное расширение функций города и увеличение их разнообразия вдоль береговой линии; увеличение транспортных потоков. Все эти факторы говорят об актуальности и экстренности принятия решений по вопросам сохранения и реконструкции приречных территорий.

Для приречных территорий большинства городов характерны следующие этапы исторического развития (рис. 2):

1 этап – «река-защита». Первые образующиеся города были городами-крепостями, где река выполняла функцию естественной защиты при нападении.

2 этап – «река – логистическая ось». Развитие торговых отношений; город становится открытым, роль реки как транспортной артерии и ресурса для производственных мощностей.

3 этап – взаимоотношение реки и города. С появлением понятия «экология города» усилилась потребность защиты природы от вредного влияния городов, восстановления рек и приречных территорий после промышленного использования.

Рис. 2. Этапы исторического развития приречных территорий

Многие исследователи в своих трудах предлагали различные приемы определения границ приречных территорий.

1. В исследований О.Е. Садковской [3] границы приречной территории определяются функциональными, экологическими и композиционными уровнями взаимодействия города и реки. Как результат такого градостроительного зонирования автор предлагает установить регламент на приречную территорию. Автор проводит анализ приречных территорий юга России, выстраивает исследовательскую модель факторов взаимодействия и выделяет 4 модели организации приречной территории: бассейновая, функциональная, планировочная и объемно-композиционная (рис. 3).

Рис. 3. Модель факторов взаимодействия

Рис. 4. Схемы планировочной организации приречных территорий: равнинной реки, предгорной реки и горной реки

Объемно-композиционная модель построена по принципу организации поверхностного стока. На основе этой модели разработаны схемы планировочной организации приречных территорий: равнинной, предгорной и горной рек (рис. 4). Результатом исследовательской работы являются принципы формирования ячеек искусственного ландшафта на приречных территориях, способного к самоочищению и обладающего высокими эстетическими свойствами.

2. В работе Н.Э. Оселко [2]  предлагается создание «обобщенной модели» приречной территории – как инструмента градостроительной деятельности. Автор предлагает деление приречной территории на зоны: пятичастное «поперечное» деление на зоны (рис. 5) от верхнего течения до нижнего в пределах городской черты. Границы между зонами могут быть проведены с учетом ряда факторов: по степени насыщенности планировочной структуры; по разнообразию архитектурно-пространственного контекста среды; по составу, количеству и степени чередования функциональных зон.

Рис. 5. Пятичастное «поперечное» деление приречной территории на зоны. 1 – центральная зона, 2 – буферная зона, 3 – переферийная зона

Трехчастное «фронтальное» деление на полосы (рис. 6) осуществляется в направлении от реки к границам приречной территории и позволяет проследить размещение как отдельных объектов, так и целых участков застройки.

Рис. 6. Трехчастное фронтальное деление приречной территории на полосы. 1 – прибрежная, 2 – глубинная, 3 – дальняя

Таким образом, в результате совмещения зон и полос создается модульная система (сетка) – обобщенная модель, состоящая из более мелких членений – структурных элементов, которые укрупняются в направлении от центральной зоны к периферийной и от прибрежной полосы к дальней (рис. 7). Для зон предлагается определять режимы и регламенты.

Рис. 7. Структура обобщенной модели приречной территории. 1-1, 1-2, 1-3, 2-1, 2-2, 2-3, 3-1, 3-2, 3-3 – структурные элементы модели

Структурирование приречной территории в обобщенную модель позволит создать инструмент градо-экологического регулирования, трансформации и структурно-планировочного развития территории.

Вопрос формирования приречной территории – это важнейшая часть градостроительной деятельности. Из изложенного следует, что понятие приречная территория нуждается в уточнении с целью определения основных принципов и подходов к формированию и реконструкции данных территорий.


Библиография

  1. Маташова, М.А. Эколого-градостроительная оптимизация приречных территорий : на примере г. Хабаровска : дис.... канд. архитектуры / М.А. Маташова. – СПб., 2011.
  2. Оселко, Н.Э. Планировочное развитие приречной территории крупнейшего столичного города.: автореф. дис. ... канд. архитектуры / Н.Э. Оселко. – М., 2001.
  3. Садковская, О.Е. Архитектурно-планировочная организация ландшафтов зарегулированных рек малых и средних городов юга России / О.Е. Садковская // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Политематическая сер. 2010. Вып. 1 (10). – URL:  http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sadkovskaya-2010_1(10).pdf
  4. Семенцов, С.В. Градо-экологические принципы развития прибрежных зон: автореф. дис. ... канд. архитектуры /  С.В. Семенцов. – СПб., 2009.
  5. Федосеева, О.С. Методы комплексного анализа приречных территорий для многонаселенного города (на примере города Москвы) / О.С. Федосеева // Научный журнал КубГАУ. – 2012.  –№ 85 (01).
  6. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ
  7. Водный кодекс Российской Федерации от 12.04.2006 №74-ФЗ
  8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ, ст. 10


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017