№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Аминева Ольга Анатольевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.В. Лемегов,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: trefl1-7@rambler.ru

РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Ключевые слова: промышленные территории, городское пространство, реконструкция, реновация, перепрофилирование


В условиях спада экономики, основной задачей становится социально-экономическое развитие городов. Упадок градообразующего предприятия, неиспользуемые промышленные площадки, отсутствие в промышленной и исторической зоне ансамблевости также негативно влияют как на образные характеристики, так и на экономическую конкурентоспособность города. Кроме того, экономическая политика в настоящее время требует более эффективного использования территорий и сохранение благоприятной экологии. Эти требования поставили перед предприятиями, старыми заводами, размещаемыми в городской среде, необходимость обоснования их дальнейшего существования, реконструкции и развития.

Решение перечисленных задач может быть связано с дальнейшим изменением целевого назначения заводов, сохранением и использованием архитектурного наследия, с повышением эстетической роли промышленных территорий в формировании облика бывших промышленных городов. Трансформация данных районов влечет за собой улучшение качества общегородского пространства, и следовательно – повышение уровня жизни горожан.

На примере отечественного и зарубежного опыта можно выделить несколько направлений реновации промышленных зданий и их территорий:

  • в селитебные комплексы;
  • в «творческие кластеры» – центры современного искусства;
  • в бизнес-парки, деловые центры;
  • в рекреационные зоны и парки;

Оптимальными примерами создания селитебных комплексов являются район «Kop van Zuid» в Роттердаме и комплекс Газгольдеров в Вене.

«Kop van Zuid» (Нидерланды) – бывшая территория грузового порта в центре города (125 га), неиспользуемые пространства, которые пострадали во время бомбардировки 14 мая 1940 года (рис. 1). Создан проект преобразования данной территории в городской жилой квартал на 5000 квартир с культурными учреждениями и инфраструктурой (рис. 2). Концепцией реновации территории стала комплексная разработка всей территории: центр города смещается к реке Маас, изоляция близлежащих районов исчезнет. Новый проект центра Роттердама понимается как часть процесса трансформации всего города [3].

Рис.1.“Kop van Zuid”, 1940 год. Источник: https://beeldbank.rws.nl
Рис. 2.“Kop van Zuid”, современное состояние.
Источник:
http://www.grotescheur.nl/wp6/2011/12/stadsrechten-rotterdam-1340/

Комплекс Газгольдеров (Австрия) – 4 здания-резервуара для хранения газа (рис. 3), охраняемые как памятники архитектуры (62 м – внутренний диаметр и 72 метра высотой, 90000 м3 внутреннего пространства).

Проблемой является несоответствие сложившейся функционально-планировочной структуры прибрежных промышленных территорий потребностям города. Был создан проект преобразования зданий в жилье и торгово-деловые помещения (рис. 4). Внутренние сооружения были демонтированы, башни перекрыты новыми куполами, повторяющими старинные очертания. Газгольдеры соединил между собой торговый пассаж, в нижних этажах разместились паркинги, а новой «начинкой» башен стали жилые и общественные помещения. Функционируют концертный зал на 2000 – 3000 человек, кинотеатр, муниципальный архив, студенческое общежитие и т. д. Жилой фонд составляет около 800 квартир [4].

Рис. 3, 4. Комплекс Газгольдеров, Вена, Австрия
Источник:
http://22sobaki.dreamwidth.org/194747.html

Примерами создания культурных и музейных центров являются центр дизайна «ArtPlay» (Москва) и проект преобразования промышленного комплекса ВИЗ (Екатеринбург).

Проблема взаимодействия исторической среды и современного пространства относилась и к территории фабрики «Красная Роза» в Москве (рис. 5), поэтому данное пространство было преобразовано в центр дизайна «ArtPlay» (рис. 6). В настоящее время в «ArtPlay» расположились более 300 дизайн студий, предлагающих своим клиентам спектр товаров и услуг в сфере строительства и ремонта, а также галереи, мастерские художников, кафе, бары, книжные магазины, музыкальный клуб, школа дизайна, кинотеатр и детская художественная студия [5].

Рис. 5. Фабрика «Красная Роза», Москва. Источник: http://company.yandex.ru/about/dom/history/ 
Рис. 6. Проект центра дизайна «ArtPlay». Источник:
http://archi.ru/projects

По стратегическому плану развития Екатеринбурга до 2025 года за пределы города планируется вынести около тридцати заводов, в их число входит и Верх-Исетский металлургический завод (рис. 7), состоящий из 65 зданий. Исходя из этого были созданы проекты реорганизации территории в музейный и культурно-развлекательный комплекс (рис. 8). Авторы проекта реновации территории предлагают построить многофункциональный деловой и научный комплекс, в который войдут: торгово-развлекательный центр, научно-производственный комплекс с демонстрационными залами, соединенный переходами с апартаментами научных сотрудников комплекса; вдоль реки располагается спортивно-досуговый центр.

Рис. 7. Верх-Исетский металлургический завод, современное состояние.
Источник: http://www.tunnel.ru/view/post:480906  
Рис. 8. Проект музейного комплекса. Источник: http://itsmycity.ru/blog/post/id/1724

Направление реновации промышленных зданий и их территорий в бизнес-парки и деловые центры представлены на примерах фабрики по выпуску свинцовых труб в Мельбурне, Автомобильный завод АМО, Москва.

Проблема взаимодействия промышленной исторической среды и современного пространства привела к решению о реновации фабрики по выпуску свинцовых труб, Мельбурн, Австралия. Создан новый деловой центр – это высотное офисное здание торгового центра, с включением культурно-развлекательного сектора. Внутри него стоит памятник истории – кирпичная башня (рис. 9,10) – единственная сохранившаяся постройка бывшей фабрики. Часть прошлого, городской истории бережно сохраняется под стеклянным конусом, который стал деталью интерьера нового торгового центра [4].

Рис. 9. Деловой центр, Мельбурн, Австралия.          Рис. 10. Интерьер делового центра
Источник:
http://www.modernecture.ru/aziya_i_avstraliya:vysotnyi_centr_melmzburna

Необходимость благоустройства городской набережной и реорганизации больших промышленных территорий Автомобильного завода АМО в Москве (рис. 11) стало причиной создания проекта Технопарка Нагатино i-Land (рис. 12). Главная концепция проекта – построить «город в городе». На его территории разместятся бизнес-центры, выставочный комплекс, конгресс-центр, гостиницы, апартаменты, фитнес-центр, магазины, рестораны и кафе, паркинги, вертолетная площадка, станция метро, водный причал, зеленые скверы. Всего будет возведено 35 зданий общей площадью около 1 млн. м2, объединенных общей инженерной и телекоммуникационной системой.

Рис. 11. Автомобильный завод АМО, Москва.
Источник:
http://swalker.org/zavodi/1344-zil-moskva.html  
Рис. 12. Проекта технопарка Нагатино i-Land. Источник: 
http://www.nagatino-iland.ru/

Наиболее ярким примером перепрофилирования территории в рекреационную зону стала заброшенная много лет назад железнодорожная ветка в Нью-Йорке (рис. 13). Железнодорожные пути бывших индустриальных зон находились в центральном районе города. Надземный парк High Line (рис. 14) наполнил эстакаду иным смыслом и стал объектом притяжения не только жителей окрестных районов, но и туристов. Парк привлекает инвестиции в новые культурные объекты, коммерческое и жилое строительство.

Рис. 13.Заброшенная железнодорожная ветка, Нью-Йорк.
Источник:
http://www.thehighline.org/about/neighborhood-info  
Рис. 14. Надземный парк High Line.
Источник:
http://www.rdh.ru/architecture/public-projects/1685-arhitekturnyj-marshrut-v-nju-jorke.html

Реабилитация городского пространства улучшает жизненное пространство населения, повышает комфортность промышленно-исторической городской среды для проживания и отдыха, развивает культурную и деловую активность, укрепляет экономическую базу, обеспечивает устойчивое развитие.


Библиография

  1. Демидова, Е.В. Понятие и опыт трансформации промышленных пространств в Российских и зарубежных городах [Электронный ресурс] / Е.В. Демидова. – URL: http://mmj.ru/index.php?id=45&article=999
  2. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. – СПб., 2002.
  3. Lubke, I. Проекты реконструкции городских кварталов на примере проектов “Kop van Zuid” в Роттердаме и “Unterneustadt” в Касселе [Электронный ресурс] / Ingrid Lubke // Архитектура и энтропия. – URL: http://cih.ru/k4.html
  4. Андреев, М. Реновация промышленных территорий и объектов [Электронный ресурс] / М. Андреев //Архитектурна графика. – URL: http://arch-grafika.ru/publ//renovacija_promyshlennykh_territorij_i_obektov/12-1-0-69 
  5. Редевелоперские проекты [Электронный ресурс] – URL: http://redeveloper.ru


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017