№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Виноградова Дарья Дмитриевна

cтудент.
Научный руководитель: доцент С.В. Бахарева,
Южно-Уральский институт управления и экономики,
Челябинск, Россия, e-mail: silka-73@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ СТИЛЕВОГО ЕДИНСТВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА


Ключевые слова: архитектурв Челябинска, архитектурные стили, городская среда


Развитие Челябинска как архитектурного комплекса неразрывно связано с историей России. Строительство Транссибирской магистрали, индустриализация, программа строительства малометражного жилья оставили свой неизгладимый след в архитектурном облике города. Роль города в истории России менялась не раз. Челябинск был городом-крепостью, форпостом, торговым и промышленным городом, что стало причиной эклектичности, единства и целостности в восприятии городской среды.

Актуальность данной работы состоит в необходимости определения современных тенденций развития архитектуры Челябинска путем изучения истории развития архитектурной среды города и анализа градостроительных планов современной архитектуры, определения доминирующих направлений. В работе исследованы все исторические стили, присутствующие в городе, рассмотрены их характерные черты. На основе этого выявлена проблема стилевого разнообразия, необходимая для формирования основы дальнейших исследований в этой области. 

История Челябинска уходит своими корнями в XVIII Он был основан 13 сентября 1736 г. на реке Миасс как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. В 1743 г. Челябинск стал центром крупной Исетской провинции. В то время преобладала среднерусская планировка жилища: от пятистенок и шестистенок (“со связью”) до крестовых домов, усложненных более поздними прирубами и перегородками [3, с.14]. Типы домов не были многообразными. Однако повторяющиеся схемы варьировались в деталях, в сочетаниях, в декоре, это исключало монотонность застройки. Это немаловажный факт, так как он показывает, что однообразности, монотонности и единства в архитектуре Челябинска никогда не было.

Следом за развитием города, его роста в Челябинск приходят новые стили, подчеркивающие самодостаточность города. Таковым, к примеру, был модерн. Он появился в Челябинске только в 1910–1914 гг. Наиболее широко было представлено декоративное направление модерна с плавными, текучими линиями и с использованием растительных мотивов в декоре (особняк С.Г. Данцигера).

Советский этап развития архитектуры на Урале характеризуется индустриализацией. Особенно продуктивны были 1920-е – начало 30-х гг. – время активной работы пионеров советской архитектуры, развивающих творческие концепции конструктивизма. В конце 1920-х – 1-й половине 1930-х гг. конструктивизм определял принципы градостроительства и стилистической особенности челябинской архитектуры.

После победы в Великой Отечественной войне немаловажной задачей для архитекторов стало восстановление городов, возведение новых зданий. Застройку города предполагалось вести архитектурными ансамблями (пл. Революции, ул. Богдана Хмельницкого). Отсюда главная особенность застройки Челябинска – полицентричность.

Все это должно было подчеркивать несгибаемость советского народа, его стойкость. Именно в этот период и в этих условиях на первый план вышел неоклассицизм. Стилизация, стремление к усилению эффекта монументальности и величественности проявились во 2-й половине 40-х –
1-й половине 50-х гг. как отражение пафоса послевоенного возрождения.

После войны проблемы в жилищной сфере обострились. Началось строительство «хрущевок», однотипных и скучных по внешнему облику домов. Однако именно это решение помогло улучшить жилищные условия многих горожан, повысить приток мигрантов в город и тем самым наладить и усилить промышленное производство.

Эпоха крушения государственности и идеалов наступила внезапно, непредсказуемо. Тем самым она открыла многие легальные и нелегальные пути застройки Челябинска, откуда появились хаотичность, эклектичность и необоснованность внешнего облика сооружений, их несогласованность с окружающей средой.

Но вскоре все сменилось устойчивостью и уверенностью в завтрашнем дне. За последние несколько лет в Челябинске, как и во всей России, наблюдался строительный бум. Облик города стал стремительно меняться. В новых жилых районах возводятся здания повышенной и средней этажности. Один из таких примеров — краснопольская строительная площадка [1].

На основе представленных выводов можно выделить проблему стилевого единства, а также определить ее положительное и отрицательное влияние на развитие города Челябинска.

Проблема: Многоплановость стилевых направлений, разобщенность в визуальном восприятии – следствие исторического развития города. Градостроение Челябинска задавалось разными функциями, целями и задачами (от первого поселения до необходимости расширять жилые площади). А от задач поставленных в ту или иную эпоху зависел внешний облик город, вновь создаваемые постройки.

Плюсы: в городе находятся разнообразные памятники истории, культуры и архитектуры; разноплановость застройки является своеобразной отличительной чертой городаэ

Минусы: Челябинск не кажется цельным и единым, разноплановость его разобщает; для выхода на мировой рынок внешний облик – важная часть. «Визитная карточка» города отсутствует; новые застройки с другим характером «закрывают» собой исторические здания, уводя их на второй план; соперничество стилей. Отсюда напряженность эмоционального состояния населения; отсутствие «единого» стиля плохо сказывается на эстетической стороне города Челябинска.

Решением данной проблемы могут быть следующие рекомендации по гармонизации стилевых противоречий, разработанные автором:

  • строительство новых сооружений в контексте окружающей застройки;
  • возможное создание нового центра со стилевым единством, когда «старый город» остается в качестве исторической застройки;
  • рациональное выявление градостроительных задач, главной линии развития;
  • взаимодействие специалистов самых различных профилей: архитекторов, экологов, инженеров озеленения и климатологии, медиков, социологов, гидрологов, биологов и т.д., однако решающее слово должно принадлежать архитекторам;
  • решение важных экологических проблем, вынесение промышленной зоны за пределы города;
  • создание общей атмосферы Челябинска, своеобразный девиз, который станет главенствующим в выборе архитектурного облика;
  • озеленение и строительство парков отдыхов, детских площадок, учебных заведений на основании общего духа города.

Библиография

  1. Современная архитектура городов России. – Челябинск: СтройПРОФИл, 2013. – С.15
  2. История Челябинска: Официальный сайт администрации г. Челябинска [Электронный ресурс]. – URL: http://cheladmin.ru/istoriya-chelyabinska  
  3. Мочалова, М.П. Деревянное зодчество старого Челябинска / М.П. Мочалова. – Челябинск: ЮУКИ, 1973. – 60 с.
  4. Поливанов, С.Н. Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра / С.Н. Поливанов. – Челябинск: Южно-уральское кн. изд-во, 1986.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017