№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Палич Валерия Владиславовна

cтудент.
Научные руководители:
кандидат архитектуры, профессор В.И. Иовлев; доцент А.Н. Мутьев,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: Lera-art-love@mail.ru

МОСТ КАК СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО


Ключевые слова: мосты, дома-мосты. городское пространтсво, транзитное пространство


Строительство мостов – одна из важнейших сфер жизни современного города, поскольку мосты – это не столько объекты эстетического назначения, сколько средство сообщения между разными частями города. Мосты строят при необходимости проложить дорогу через различные преграды чаще всего, водные. Современные мосты значительно отличаются от древних деревянных конструкций, их прототипов. Прогресс и развитие технологий строительства мостов сегодня позволяет воздвигать мостовые конструкции, поражающие своей сложностью и величием. ныне проектирование мостов, связано с приданием им новых функций, помогающих в решении ряда экологических и градостроительных проблем.

Известны исторические и современные примеры архитектурного проектирования на мостах, например торговые ряды и лавки появились на парижских мостах еще в XII веке; мосты могли служить местом проведения различных торжеств (мост Нотр-Дам, Меняльный мост, Новый мост) [1].

Другие примеры: пять удивительных мостов с домами – Понте Веккью, Мост Кремербрюке (Германия), Старая мельница (Франция) Мост-дом (Англия), Мост торговцев (Франция)[6].

Пример современного проекта "Непростые пространства: частный дом-мост", реализованный австралийскими архитекторами: основой и фундаментом загородного жилого дома послужил железный мост через ручей (рис.1). Такое проектное решение возникло из-за трудностей, связанных с локацией земельного участка и сложностью рельефа. Несмотря на кажущуюся лаконичность и простоту экстерьера, этот дом «наполнен» современными технологическими решениями. Есть здесь и "умная" система вентиляции, и солнечные батареи, и системы сбережения тепла. Дом служит одновременно и жилым пространством, и офисом [5].

Рис.1. Дом-мост Bridge House, Австралия. Арх. Max Pritchard. 
Источник: 
http://proau.info/australia_arxitektura_bridge_house/

Проект "Дома-мосты" – дипломная работа выпускницы Московского архитектурного института Елены Марухи. Архитектор предложила соединить Капотню (неблагоустроенный район Москвы) с остальной Москвой тремя обитаемыми пешеходными мостами, на которых разместились бы торговые комплексы, офисы и квартиры повышенной комфортности [4].

Как правило, мосты состоят из пролетных строений и опор. Пролетные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролетных строений на основание моста. Схема моста – формула, в которой последовательно представлены размеры расчётных пролётов – расстояния между центрами опорных частей пролетных строений.

По пропускаемой нагрузке мосты делятся на железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные, комбинированные (например, автомобильно-железнодорожные), водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией). Выделяют также трубопроводные мосты, акведуки (используются для транспортировки воды) и виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте). По статической схеме мосты делятся на балочные, распорные и комбинированные.

Сегодня мост может быть не только инженерным сооружением, которое возводят через препятствие, но и социально-активным пространством.

На основе проработки опыта и эскизного проектирования можно сформировать основные принципы проектирования на мостах.

  1. Выявление потребностей, связанных с проектированием на мостах.
  2. Оценика природных условий местности с учетом потребностей архитектурного проектирования.
  3. Совмещение функций моста и активного общественного пространства.
  4. Проектирование надежных и долговечных конструкций, обладающих архитектурной выразительностью.
  5. Экономное использование городской территории.
  6. Проработка схем движения и сценариев транспортных средств и пешеходов.

Примером такого проектирования является проект "Мост – Центр общения", разработанный автором в рамках курсового проектирования под руководством профессора В.И. Иовлева и доцента А.Н. Мутьева. Данный проект разработан для Сургута, на участке города, расположенном вблизи главного корпуса университета СурГУ. Он находится на полуострове, его территория хорошо благоустроена. Однако со стороны городского парка у университета нет сообщений, так как он находится за рекой, хотя парк – прекрасное место для общения и досуга.

Рис. 2. Карта г. Сургута

Отсутствие территории под застройку и моста, который бы связал площадь с парком, приводит к нестандартному решению расположить центр общения на мосту. За основу взята структура вантового моста. Ванты соединены с дорожным полотном и с выступающей частью здания (рис. 3). Дорожное полотно и здание закреплены металлическими арочными фермами. Движение пешеходов планируется через коридор-трубу, который оснащен пандусом и частичным остеклением, открывающим вид на панораму города (рис. 4)

Рис. 3. Проект. Визуализация, студ. В. Палич

Рис. 4. Проект. Визуализация, студ. В. Палич


Библиография

  1. Надёжин, Б.М. Мосты и путепроводы в городах / Б.М. Надёжин. – М., 1964.
  2. Ефимов, П.П. Архитектура мостов /П.П.Ефимов. – М.: Информавтодор, 2003.
  3. СНиП 2.05.03-84* – Мосты и трубы.
  4. Сергеев. А. Технологии рынка: Перспективы острова невезения [Электронный ресурс] / А. Сергеев // Ведомости. – URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2007/04/23/124642  
  5. Непростые пространства: частный дом «мост» [Электронный ресурс] //instaHOME.ru. – URL: http://instahome.ru/neprostyie-prostranstva-chastnyiy-dom-most/  
  6. Пять удивительных мостов с домами [Электронный ресурс]. –URL: http://fototelegraf.ru/?p=147140  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017