№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Назарова Варвара Павловна

магистрант.
Научный руководитеь:
доктор архитектуры, профессор В.А. Колясников,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail; worktable@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОНОГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ Г. КОРКИНО)


Ключевые слова: моногорода, градостроительство, стратегии развития городов


Тема развития моногородов не нова в научно-градостроительной сфере. Изучение малых городов начиналось в XIX в. с городов-садов, однако сейчас исследования, посвященные моногородам являются преимущественно теоретическими. В статье предлагается экспериментальный проект преобразования и развития малого города в агломерационной системе, а также формулируется универсальная модель стратегии архитектурно-планировочного развития.

В качестве объекта экспериментального проектирования был выбран город Коркино, входящий в первый пояс агломерации Челябинска и расположенный в 30 км от него. Город был основан в конце XIX в., и с 1930-х гг. являлся одним из центров добычи бурого угля на Урале. В настоящее время Коркинский угольный разрез, достигающий 3 км в диаметре и 500 м в глубину, является крупнейшим в Европе и вторым по величине в мире антропогенным геологическим объектом. Однако в VI квартале 2012 года было принято решение о прекращении его разработки, главным образом по экономическим причинам.

Основанием для разработки генерального плана является Схема территориального планирования Челябинской области (2008) и исследование «Челябинская агломерация: потенциал развития» [2].

В исследовании при опросе населения был выявлен ряд проблем, общих для всех малых городов области, включая Коркино, наиболее острыми из которых, по мнению жителей, являются:

1) недостаток рабочих мест;
2) низкий уровень развития системы ЖКХ;
3) низкое качество городского благоустройства.
Существуют и локальные проблемы:
4) резко негативное влияние угольного карьера на экологическую среду;
5) недостаток ресурсов питьевой воды.

Несмотря на это, Коркино обладает рядом положительных предпосылок к развитию:

1) расположение в первом поясе агломерации, на меридиональной транспортной оси (трасса
М-36);
2) наличие уникального историко-геологического объекта;
3) наличие сложившейся промышленной базы и трудовых ресурсов, промышленной культуры города;
4) сложившаяся культура организации городского благоустройства силами жителей.

В качестве основы проектного эксперимента была сформулирована стратегия инновационного поселения, основанная на пяти базовых принципах:

1. Инновационная встроенность. Отдельно взятое поселение является частью инновационной системы расселения. К таким системам относятся: территориальные кластеры, сети ЗАТО и технополисов, системы поселений с объектами туризма международного, федерального и регионального уровней, транспортная инфраструктура агломерации.

2. Инновационная инфраструктура поселения. Градоформирующие объекты: новоиндустриальные места приложения труда, новые сервисные объекты (рекреационные, социально-бытового и культурного обслуживания) представляют собой единый инновационный комплекс, определяющий социально-экономическую эффективность территории поселения, формирующий ее новый имидж и инвестиционную привлекательность.

3. Инновационная композиция. На этом уровне город рассматривается в качестве произведения архитектурно-планировочного искусства, обладающего собственной уникальной стилистикой, выраженной в плане города и системе взаимосвязанных открытых пространств и знаковых объектов.

4. Инновационная динамичность формы плана и планировочной сети. Города не могут быть рассмотрены как статичные объекты и должны проектироваться с учетом их ускоренного социально-экономического развития на основе новых градостроительных знаний, концепций, проектов непрерывного преобразования архитектурно-планировочной формы. В рамках данного принципа важно целенаправленное достижение баланса традиций и инноваций в развитии архитектурно-планировочной структуры.

5. Инновационная полифункциональность включает не только разнообразие производственной базы и мест приложения труда, но и развитие двух основных сфер экономики: индустриальной и обслуживающей, в то время как в настоящее время обслуживающая сфера развита гораздо слабее. Исходя из этих принципов была разработана концепция градостроительной стратегии развития Коркино, реализованная в проекте генерального плана (рис.).

Рис. Концепция территориального развития городского поселения Коркино Челябинской области

Миссия: Коркино – первый новоиндустриальный город-спутник в Челябинской агломерации, отвечающий интересам различных целевых групп и включенный в современную производственно-экономическую систему страны и региона.

Цель: создание города, удобного для жизни на основе включения его в систему формирующейся челябинской агломерации и обеспечения архитектурно-планировочной базы для устойчивого инновационного социально-экономического развития территорий.

Задачи: 1) актуализация генерального плана города в соответствии с принципами формирования инновационного поселения; 2) определение стратегических направлений архитектурно-планировочного развития города в системе агломерации; 3) разработка флагманских проектов.

Градостроительная стратегия Коркино предполагает координированное развитие города по трем направлениям: «Город – туристический комплекс», «Экотехнополис», «Социополис» – с разработкой одного или нескольких флагманских проектов для каждого из них.

1. Город – туристический комплекс

Будучи крупнейшим техногенным объектом Европы, угольный разрез является потенциальным центром притяжения людских потоков. Флагманский проект: Музей истории земли и поддерживающая система видовых площадок и инфраструктуры.

2. Экотехнополис

Реорганизация системы промышленных объектов на базе существующих территорий, предприятий и трудовых ресурсов. Включение в региональную сеть технопарков и зон активного экономического развития.

Флагманские проекты:

  • Новый индустриальный парк UNIS. Реконструкция территории бывшего кирпичного завода и вынесение предприятий промышленности из жилой застройки центральной части города.
  • Технопарк «Коркино – Южный». Создание зоны наукоемкого производства.
  • Региональный логистический центр «Дубровка». Расположенный на пересечении железнодорожной магистрали, федеральной автомагистрали М-36 и челябинской объездной автодороги, логистический центр позволит вынести транзитные грузовые потоки из центра агломерации, а также стать источником значительного числа рабочих мест.

3. Социополис

Город должен рассматриваться не только как привлекательная площадка для внешних инвестиций, бизнеса и туризма, но и для его жителей, являющихся главным источником и целью существования любого населенного места. Если город будет менее привлекательным для жителей, чем соседние, и, в частности, г.Челябинск, его ждет неминуемое истощение и гибель. Сокращение трудового капитала повлечет остановку промышленных процессов и любых других инвестиционных инициатив. И напротив, удобный и человекоориентированный город будет оставаться привлекательным для своих жителей даже при сравнительно менее высоком уровне оплаты труда. В связи с этим, особое внимание должно уделяться повышению эстетических качеств среды и благоустройства.

Флагманские проекты:

  • Создание общественных пространств и комплексная реконструкция благоустройства.
  • Развитие транспортной системы. Обеспечение доступа к городу-центру при помощи железнодорожной магистрали, развитие внутригородского транспорта.

Библиография

  1. Схема территориального планирования Челябинской области от 24 ноября 2008 года № 389-П: Постановление Правительства Челябинской области от 24.11.2008.
  2. Глазычев, В., Стародубровская, И. Челябинская агломерация: потенциал развития / В. Глазычев, И. Стародубровская и др. – Челябинск, 2008. – 278 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017