№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


Гавриков Денис Сергеевич

Методист. 
Центр развития компетенций
«Архитектура и технология строительства»
ГБОУ СПО «Строительный колледж № 26»,
Москва, Россия, e-mail: denis.gawrikow@gmail.com

ФАХВЕРКОВЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В XVIII-XX ВЕКОВ


Ключевые слова: фахверк, история архитектуры


В статье выявлена группа объектов архитектуры российских немцев с XVIII по ХХ в., уточнены их атрибуции, показаны параллели архитектурой данной группы объектов и тенденциями в современной им архитектуре Запада. Год Германии в России, посвященный 250-летнему юбилею переселения немцев в Россию актуализирует данную публикацию.

Специальных исследований в области архитектурного наследия российских немцев, воспроизводящего в той или иной форме мотивы фахверкового зодчества, до сих пор не было. Поэтому нами предпринята попытка выявить архитектурные объекты в России с использованием фахверковой стилистики, заказчиками, владельцами или проектировщиками которых были немцы. Временные границы – XVIII–XX вв. Территориальные границы – границы Российского государства в тот или иной период истории (Российская Империя, РСФСР, Российская Федерация).

Фахверковая архитектура имеет достаточно долгую историю в России. Самой ранней постройкой можно считать меднолитейную мастерскую в шведском городе Ниене на территории современного Санкт-Петербурга, датированную второй половиной XVII в. по найденной в этом слое шведской монете с годом 1666. Постройка была обнаружена при археологических раскопках в устье реки Охты в 2006 – 2009 гг., проведенных специалистами ИИМК РАН, СЗИ Наследия, Государственного Эрмитажа и др.

Вместе с тем есть данные, косвенно указывающие на существование фахверковых строений в предместьях Москвы в конце XVII – начале XVIII в. Так, А. А. Герман и И. Р. Плеве в работе об истории российских немцев повествуют: «Новоиноземская слобода в Москве, по отзывам современников, приобрела вид «немецкого города, большого и людного». Дома строились «на голландскую и немецкую стать», в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тесом» [1]. Наряду с этим в указе № 5 Петра I от 17 января 1701 г. упоминаются некие образцовые «мазанки» села Покровского, а также поставлена задача возводить такие постройки в Москве после пожара в случае нехватки денег на кирпич.

Российский император Петр III (урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский) воспроизвел превалировавшие в его время тенденции оштукатуривать фахверк при постройке крепости Петерштадт в Ораниенбауме в 1759—1762 гг. Дом коменданта крепости был возведен в технике фахверка, а затем покрыт штукатуркой. Руководителями строительства были голштинский майор Ферстер и инженер-поручик С. Соколов.

22 июля 1763 г. императрица Екатерина II издала манифест об иммиграции иностранцев в Россию, которым воспользовались и немцы-колонисты из Гессена, юго-западных немецких государств, Данцига, Западной Пруссии, Эльзаса; они принесли в Россию собственные архитектурные традиции, в том числе фахверк.

Кроме того, к Российской Империи была присоединена населенная остзейскими немцами Курляндия. Некоторое количество немцев проживало также в польских территориях, переданных России. В Прибалтике, Западном крае и Царстве Польском была распространена особая разновидность фахверковой техники строительства – мур прусский (деревянный каркас с кирпичным заполнением). В этой технике возводили в основном различные хозяйственные постройки в поместьях местных дворян. Широкое распространение в регионе получил обычай использовать фахверк для фронтонов жилых построек.

В начале XIX в. предположительно Т. де Томоном было построено имение Лореров в Гораях (Псковская область). Затем оно перешло к их воспитаннику Г.В.Розену. Среди построек имения сохранился редчайший фахверковый амбар.

Большинство известных интерпретаций фахверковой архитектуры, так или иначе связанных с российскими немцами, относится к концу ХIX – началу ХХ в.

В конце XIX в. в Бежице купец В. Ф. Крахт построил химический завод, при котором позже появился рельсопрокатный цех и мастерские, которые были возведены с применением фахверковой техники строительства: деревянный каркас стен был заполнен кирпичом. Крыши покрыты тёсом [1].

С 1896 по 1899 г. архитектором А. И. фон Гогеном построен дачный комплекс великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе. В оформлении фасадов главного и запасного домов, конюшенного корпуса мастерски использованы преимущества английского фахверкового строительного искусства.

В 1898 г. архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене возводится дача Е. К. Гаусвальд в Петербурге. Здание выполнено в стиле модерн с использованием мотивов фахверковой архитектуры.

С того же года по 1900 г. академик архитектуры В. В. Шауб строит особняк А. А. Франка в Петербурге. В отделке фронтонов использованы мотивы английского фахверкового зодчества.

В 1899 г. в первом выпуске журнала «Зодчий» выходит заметка о постройке фахверковой дачи в лучших традициях югендстиля в имении Кононеко в Херсонской губернии.

В начале ХХ в. в Александровке (современный Тосненский район Ленинградской области) графом А. Г. Кейзерлингом была построена деревянная гостиница, декор фасадов которой имитирует фахверк.

С 1900 по 1901 г. под руководством архитектора-художника А. И. Дмитриева в северной столице возведен отличающийся особенным эстетическим исполнением особняк В. Г. Эша. Здание утрачено.

Нельзя обойти стороной дом управляющего при конфетной и макаронной фабриках И. Л. Динга (1902, архитектор А. М. Калмыков), деревянное украшение фронтона которого явно инспирировано традициями фахверковой архитектуры. Причем, если здание в целом можно отнести скорее к французско-бельгийскому ар-нуво, то деревянное украшение фронтона напоминает ранние работы О. К. Вагнера, лидера Венской сецессии.

В том же году в журнале «Зодчий» появились сообщения о постройке фахверковой дачи принца П. А. Ольденбургского в имении Домовичи Новогородской губернии, водокачки принца П. А. Ольденбургского в Старом Петергофе с элементами французской фахверковой архитектуры и фахверковой дачи Рейха в Одессе по проекту Г. К. Шеврембрандта.

В 1903 году в Самаре архитектором Г. Мошковым возведен фахверковый флигель дома присяжного поверенного О.Г. Гиршфельда (в настоящее время ул. Фрунзе 75). Постройка нуждается в ремонте.

В 1904 г. петербургским архитектором С. С. Кричинским и художником С. С. Чехониным были выполнены проекты Свитского корпуса, домов для гостей и для управляющего, служебных построек для имения принца П. А. Ольденбургского в Ольгине Воронежской губернии. Их строительство завершилось осенью 1906 г., свитский корпус сегодня – один из самых ярких образцов модерна в Воронежской области. Напротив свитского корпуса, на границе парадного двора и верхнего парка, стоит дом для гостей, простота объемного решения которого подчеркнута каркасной структурой в сочетании с материалами разной фактуры. Во внешнем декоре свитского корпуса использована фахверковая имитация, а фронтон дома для гостей украшают причелины, типичные для французского коломбажа [1].

Калининградская область – единственный регион России (не считая принадлежавших ей в XVIII веке княжеств Ольденбург, Дельменхорст и герцогств Мекленбург-Шверин, Гольштейн-Готторп, Штормарн и Дитмаршен), где фахверковая архитектура представлена повсеместно и имеет глубокие национальные корни. Эта территория, находящаяся в составе России с 1758 по 1762 годы и с 1945 года по настоящее время, разделяется на следующие исторические области: Скаловию, Надровию, Самбию, Натангию, Вармию и Бартию. Фахверк был широко распространен в Натангии и Самбии в таких типах построек, как крестьянские и городские дома, мельницы, церкви, амбары, склады. Часто нижний этаж выполнялся срубным методом, а верхние – фахверковым. В целом стилистика памятников фахверковой архитектуры Калининградской области идентична нижнесаксонской, с которой составляет единое направление в немецком фахверковом пространстве [2].

Из сказанного видно, что фахверковые постройки российских немцев относятся к зданиям и сооружениям различного функционального назначения. Их можно разделить на четыре группы: аутентичные фахверковые постройки, оштукатуренные фахверковые постройки, интерпретации эпохи историзма и модерна, деревянные постройки с фахверковыми реминисценциями.


Библиография

  1. Герман, А.А., Плеве, И.Р. Немцы Поволжья. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. –114 с.
  2. Гавриков, Д.С. Между чужеродностью и идентичностью: к вопросу освоения мотивов фахверковой архитектуры в эпоху модерна / Д.С. Гавриков // Архитектон: известия вузов. – 2012. – №38. URL: http://archvuz.ru/2012_2/8  
  3. Gawrikow, D.S. Historische Erforschung im Bereich des Fachwerkbaus in der Russischen Föderation / D.S. Gawrikow// Kybernetik: vierteljärige wissenschaftliche Zeitschrift. Hannover: Druck und Medien, 2011. – No.5. – S. 57-62.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017