№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Иванникова Анастасия Даниловна

магистрант кафедры истории искусств и реставрации.
Научный руководитель: ст. преподаватель А.А. Есаков.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: giraph@mail.ru

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ НЕКРАСОВО БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Ключевые слова: культовая архитектура, памятники архитектуры, история архитектуры


Проблема сохранения памятников культурного наследия становится всё актуальнее в современном мире. В течение последних 15 лет наблюдается значительный строительно-реставрационный подъём в области культовой архитектуры. На фоне этого явления наблюдается острая нехватка специалистов, обладающих знанием специфики культового строительства, в результате чего очень часто проводятся неудачные реставрационные работы, из-за этого памятники культового зодчества теряют свою значимость как объекты культурного наследия. Конечно, не всегда причины кроются в недостаточной квалификационной подготовке специалистов, свою роль играют и другие факторы. Культовому зодчеству не чужды распространенные проблемы российской современной архитектурной среды, такие как взаимоотношения архитектора и заказчика, отсутствие плодотворного сотрудничества между промежуточными звеньями и система тендеров. В культовом зодчестве понятие церковной традиции очень часто подменяется, в архитектурных ансамблях появляется совершенно чуждая им стилистика, утрачиваются подлинные, имеющие научную и историческую ценность элементы и т. д.

Все эти тенденции не обошли стороной и Белоярский район Свердловской области, коснулись объектов культового зодчества в таких селах, как Бруснятское, Малые Брусяны, Мезенское. В ближайшее время существует вероятность проявления этих тенденций в селе Некрасово, на территории которого располагается Свято-Троицкая церковь.

Некрасово – одно из старейших сел Свердловской области наряду с такими как село Быньги (1704), Нижняя Синячиха (1680), Колчедан(1650). Оно было основано в 1694 г. на реке Каменка казаком Игнатом Некрасовым. Это был период, когда освоение Урала становилось массовым и все больше набирало обороты. Кроме беглых крестьян на Урал прибывали значительные массы старообрядцев и казаков [3, с. 1].

К лету 1710 г. с Дона прибыли казачьи семьи, став первыми переселенцами. С их приходом была установлена часовня во имя Святых мучеников Флора и Лавра. Первоначально хутор Игната Некрасова был подобен многочисленным в то время на Урале старообрядческим скитам с населением в несколько семей.

Хутор развивался, избегнуть расширения взаимоотношений между жителями скита и внешним миром было невозможно, поэтому с 1719 года некоторые семьи снимались с места и двигались в более глухие места, создавая аналогичные поселения. Так возникли села Мосино, Чечулино и Белоносово.

Оставшиеся в селе Некрасово казаки занимались традиционными для казачьего поселения промыслами: рыбной ловлей, охотой, скотоводством, коневодством. Землю почти не обрабатывали, потому что считали это недостойным занятием для казаков, но зато активно участвовали в торговле, либо выступая в роли купцов, либо предлагая услуги по охране другим торговцам [2, с.122].

В 1752 году село расширилась за счет прибавления бежавших от демидовских реформ казаков из Невьянска. Образовалась казачья деревня, которая постепенно развивалась и в течение второй половины XVIII – первой половины XIX в. в селе сформировалась улица (Алексеевская) и площадь, на которой с 1848 по 1851 г. располагалась первая деревянная Алексеевская церковь. В первой половине XIX в в селе Некрасово начинает формироваться Новая торговая улица, соединявшая два крупных промышленных центра XIX в – Екатеринбургский и Каменский заводы. Во второй половине XIX в эта улица принимает законченный вид и состоит преимущественно из каменных лавок и амбаров, отдельные из них сохранились до настоящего времени. Они строились по казачьему принципу – плотной застройкой, исключающей проникновение на территорию села проезжающих мимо «иноземцев». После того как в 1855 г. сгорела деревянная церковь, вместо нее строят новую, но уже каменную, на Новой торговой улице. При этом Свято-Троицкая церковь имела огороженную площадь, соответствующую принципам казачьей застройки, т. е. исключающую неконтролируемый въезд и вход в село [2, с. 125].

Церковь является самой высокой точкой в селе, выступает ориентиром и выразительным акцентом в панораме, также является контрастной формой по отношению к горизонтально развивающейся застройке села.

Свято-Троицкая церковь заложена в 1855, освящена в 1875 г. В 1863 г. к храму пристраивается колокольня. Напротив церкви находился дом священника. Рядом с церковью располагается церковно-приходская школа. Площадь церкви стала собственностью государства в 1920-е гг., в 1926 г. на площади был построен магазин, сохранившийся до настоящего времени, выполняющий сейчас функцию часовни и церковной лавки. В 1937 г. церковь была отдана под склад, здание выполняло возложенную на него складскую функцию до 1965 г. [2, с. 127].

Церковь имеет ряд ценностных характеристик, выявленных на основе проведенных натурных, архивно-библиографических изысканий и составленной исторической записки, в частности, это такие отличительные элементы, как композиционные приемы решения трапезной, колокольни, западного фасада. Наблюдается нетипичное для региона размещение трапезной  – вытянутое по оси север-юг. Алтарь не имеет, в отличие от колокольни и храмового завершения, восьмигранной формы.

Колокольня типичная, но над четвериком расположен аттик, мощный малый восьмигранный барабан, завершенный сложной, чуть ли не барочной главкой. Храм компактный, аскетичный, не перенасыщенный декоративными элементами; изначально он был покрашен в белый цвет достаточно сложного оттенка, затем, согласно натурным исследованиям, декоративные элементы фасада были перекрашены в голубой цвет.

Так как аналоги были найдены на отдельные части храма, вполне вероятно, что отдельные части храма выполнялись по образцовым проектам. Однако среди образцовых проектов данный тип не выявлен, что дает основание предполагать их разработку и тиражирование мастерами местной архитектурной школы.

Интерьерное монументально-декоративное убранство обладает ценностью, придающей церкви дополнительное своеобразие. Структура интерьера подчинена общим ордерным законам всего храма. Стоит также отметить в интерьерах аскетизм и сдержанность, можно предположить, что эта черта обусловлена отношением казачества к церковному убранству. Выполнен только минимум необходимых сцен и росписей, но при этом соблюдается ордерная пропорциональность и положение всех изображений в строгой геометрической структуре. Ансамбль монументально-декоративного убранства интерьера решен в стилистике ранней эклектики с приемами затухающего классицизма и нарождающегося псевдо-русского стиля. О качестве альфрейных1 и живописных работ на сегодняшний день судить трудно в связи с их плохой сохранностью, но, судя по всему, орнаментальные мотивы были выполнены в технике «гризайль» 2, а живописные изводы в стилистике, близкой к академизму середины XIX – второй половины XIX в. На основании качества стилистики сохранившихся фрагментов можно сделать предположение об авторстве мастеров екатеринбургской иконописной артели.


 1 Под альфрейными работами подразумеваются все виды декоративно-отделочных малярных работ, выполняемых для украшения внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений.

2 Гризайль - это монохромная живопись, живопись одним цветом. Чаще всего черным или коричневым. Невзирая на монохромность, отсутствие ярких цветов, такая живопись очень привлекательна.


Библиография

  1. Бурлакова, Н.Н. Забытые храмы свердловской области / Н.Н. Бурлакова. – Екатеринбург, 2011.
  2. Крылов, Е.И. Летопись села Некрасово / Е.И. Крылов. – Екатеринбург, 2008.
  3. Лизунов, В.В. История Белоярского района /В.В. Лизунов. – Камышлов, 2007.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017