№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Чепулянис Евгения Юрьевна

магистрант кафедры истории искусств и реставрации.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент М.В. Голобородский.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: potsolnuh13@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА ДАЛМАТОВА МОНАСТЫРЯ


Ключевые слова: культовая архитектура, памятники архитектуры, история архитектуры


Далматов монастырь обладает богатой и интересной историей. Он был основан в 1644 году прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. После смерти жены он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель. С 1707 по 1720 год здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест, и не раз выдерживали осады.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь в 1928 году по решению Шадринского окрисполкома ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дом, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а затем – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим, и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города. В 1994 году территория вместе с постройками была возвращена монастырю, возобновились службы.

Каменная Успенская церковь была заложена весной 1707 года под руководством Ивана Борисова по кличке «Сорока» – одного из каменщиков артели Тимофея Гусева, присланного из Москвы на строительство Верхотурского Кремля. В 1708 году к работе подключились соликамцы. Строительство велось поэтапно: сначала выстроили предельную церковь Дмитрия Прилутского с трапезной (освятили в конце 1708 года). Затем достраивалась нижняя – Христорождественская (освещена в 1711 году). Верхняя Успенская церковь с трапезной (деревянной) была освящена в 1719 году [1, с. 26]. В 1730-е годы над колокольней установили часы. После пожара 1742 года деревянная трапезная, паперть и несколько позже главы заменили новыми. В 1770-е годы были поставлены по углам еще 4 главки.

Проводя анализ аналогов, следует учитывать, что в начале XVIII века в России не было распространено каменное строительство, еще реже строительство каменных соборов(табл.).

Таблица. Анализ аналогов Успенского собора Далматова монастыря

Характерная
черта
Успенский собор Аналог Примечание
Форма
аттика
  На момент
написания статьи
аналог не найден
 
Форма
завершения
глав
  На момент
написания статьи
аналог не найден
 
Колокольня     Собор Троицы
Живоначальной,
Верхотурье (1709)
Балкон
в храмовом пространстве
    Церковь Михаила Архангела, Тобольск (строительство началось в 1745 г.)
Двухуровневый алтарь   На момент
написания статьи аналог не найден
 
Сбитые оси
на фасаде
(храмовое
пространство
    Церковь Спаса Нерукотворного образа, Иркутск (1710)
  Церковь Покрова
Пресвятой Богородицы,
Старая Безгинка,
Новооскольский район, Белгородская область (1715)
Декор  

  Знаменская церковь,
каменная,
двухэтажная,
двупрестольная (1781)
  Троицкий собор
Верхотурского Кремля,
XVII–XVIII вв.
  Соликамский
Иоанно-Предтеченский Красносельский
женский монастырь.
Церковь Рождества
Иоанна Предтечи
(строилась 1715–1772гг.)

Результаты исследования говорят об уникальности Успенского собора Далматова монастыря и о важности сохранения данного памятника. Следует упомянуть, что в настоящее время собор обезглавлен, внутреннее пространство перестроено, устроены перекрытия. Исторические оконные блоки утрачены (были заменены в ходе приспособления здания под промышленное предприятие). Проемы первого яруса (как оконные, так и дверные) заложены кирпичом либо обиты листовым железом в процессе консервации объекта. На стенах храма имелись росписи, которые были сбиты, заштукатурены или закрашены, на сегодняшний день большинство из них утрачено.


Библиография

  1. Пашков, А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь /  под ред. Н.Ф. Емельянова, консультант иеромонах Варнава (Аверьянов)  – Шaдринск: Исеть, 2000. – 415 с.
  2. Плотников, Г.С. Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря. – Екатеринбург, 1886.
  3. Каптиков, А.Ю. Барокко в памятниках архитектуры Свердловской области / А.Ю. Каптиков.  – Екатеринбург: Уральский рабочий, 2011.
  4. Кривощеков, А. Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности / А. Кривощеков // Вестн. Оренбургского учеб. округа. – Уфа, 1914.
  5. Тихомиров, Н.И. К истории Далматовского монастыря /  Н.И. Тихомиров // ЧОИДР. –1886. – Кн. 4. Смесь. – С. 18–24; Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря(посл. четв. XVII – нач. XVIII в.) / Сост.: И. Л. Манькова. – Свердловск, 1992.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017