№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Шутова Анна Сергеевна

студент факультета архитектуры и дизайна.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент А.П. Иванова,
Тихоокеанский государственный университет,
Хабаровск, Россия, e-mail: annshu@pro.dimas.ru

ДЕУРБАНИЗАЦИЯ ХАБАРОВСКА КАК ОСНОВА ГОРОДСКОГО РЕБРЕНДИНГА


Ключевые слова: урбанистика, городской ребрендинг, городская среда


В данном тексте исследуется генезис и региональные перспективы «новой урбанистики», под которой подразумевается архитектурно-пространственное оформление Everyday Urbanity – городской повседневной жизни как нового экономического уклада.

Привлекательность городской среды была положена Ричардом Флоридой в основу оценки креативного капитала города; инициированное этим постулатом создание «творческих кластеров» имело четкие государственные задачи: реанимацию городов «ржавого пояса», откуда вслед за производством, мигрировавшем в страны АТР, ушли денежные потоки и жизнь. В России «новая урбанистика» – «Городские проекты», архдвижения, урбан-партизанинг, тактический урбанизм и другой стихийный креатив проходят под зонтичным брендом «мягкой оппозиции» как легальная форма критики режима, что придает движению романтичный флер и популярность в среде «рассерженных горожан».

Энтузиасты «хипстеровской эстетики» (а хипстеры, по мнению Василия Эсманова, основателя культового сайта Look At Me, «это люди, которые хотят быть умными, красивыми и начитанными, не получая образования»), приветствуют велодорожки, деревянные тротуары и дизайнерские скамейки как приметы самозарождающейся горизонтальной гражданственности. Оппоненты считают, что движение насаждается сверху и только маскируется под стихийный креатив и другие формы городского активизма. Меж тем, флагманом и основным испытательным полигоном «новой урбанистки» является вполне официальная госструктура, «Мосгорпарк», а во главе «парковой революции» стоит чиновник высокого ранга, курирующий всю московскую культуру. Пешеходные улицы в центре Москвы, творческие кластеры в фабричных корпусах, общественные пространства – приметы новой официальной городской культурной политики, пришедшей на смену патриархальному «лужковскому барокко».

Необходимость продвижения новой средовой эстетики в дальневосточных городах также имеет четкую государственную задачу: создание притягательной для молодежи среды и, как следствие, –торможение процесса молодежной эмиграции с Дальнего Востока. Молодое поколение все активнее предлагает традиционному обществу альтернативную систему ценностей, базирующихя на здоровом образе жизни, гражданской активности и европейском представлении о «зонах комфорта», которые должны распространяться не только на личные квартиры, но охватывать подъезды, дворы, скверы и площади.

Академическая мобильность набирает обороты, студенты все чаще бывают за границей, и все большее количество молодых людей понимает, насколько Хабаровск, регулярно получающий титулы «самого чистого» и «самого благоустроенного» в стране, далек от общепринятых стандартов цивилизованности. Проводниками новых жизненных ценностей являются группы в социальных сетях, где ненавязчиво пропагандируется благотворительность, отказ от курения, занятия спортом и другие составляющие «экономики счастья», организуются конкурсы социальных плакатов, сбор средств для детдомов, проводятся игры и флешмобы, сплачивающие ребят. Точеные «дизайн интервенции», заявленные на стадии проектов, широко «расшариваются» в блогах и трактуются как успехи гражданского общества. Но все громче раздаются призывы выйти из блогосферы и реально менять сложившуюся среду обитания. Основной тезис звучит так: если город заинтересован, чтобы продвинутая молодежь не уезжала в условную Москву, а оставалась в Хабаровске – нужно сформировать среду, соответствующую эстетическим представлениям молодого «креативного класса».

Попыткой создания подобной среды служит так называемая «Платформа», организованная в заброшенных цехах приборостроительного завода «Кристалл» на городской окраине и позиционирующаяся как пилот джентрификации по-хабаровски. Процесс переформатирования городского пространства в «зону комфорта» создаст новые рабочие места и обеспечит занятость большому количеству выпускников. Студенты готовы расписывать стены вуза и общежитий, предлагают свои эскизы для оформления остановок и городского транспорта, разрабатывают проекты благоустройства отдельных фрагментов городской среды. Чем активнее с помощью выставок и презентаций проектов в публичных городских пространствах будет популяризироваться новая эстетика, тем больше шанс, что город пойдет навстречу. В качестве примера реконструкции городской среды рассмотрим проект реконструкции площади Блюхера.

В Хабаровске большое количество молодых людей, в том числе студентов, приезжающих из других городов и регионов. Поэтому остро встает проблема занятости молодежи, создание для них точек притяжения, отвечающих их запросам. Создание привлекательной среды для подростков, студентов является экономически выгодным, так как данная группа людей имеет большое количество свободного времени и обладает свободными средствами, с которыми легко расстается.

Проанализировав особенности площади Блюхера и опираясь на опыт реконструкции парка Горького в Москве и проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, предлагается внести новое функциональное наполнение, отойти от привычного нам понятия площади, создать пространство, интересное для жителей города.

Проектные предложения:

  • сохранить сложившиеся направления движения потока людей;
  • в связи с небольшими размерами площади разграничить по времени эксплуатацию каждого участка, тем самым делая многофункциональным каждый объект на площади, создав возможность контролировать уровень шума в течение дня, сохраняя комфортные условия для проживающих рядом людей (меняя функцию одного участка в течение суток, соответственно можно изменять контингент людей, учитывая возраст и интересы, создавая интровертные и экстравертные зоны);
  • усложнить рельеф разноуровневыми площадками и декоративными элементами (рис. 1);
  • создать пространство для свободного обучения, лекций, просмотра кинофильмов, короткометражных фильмов, в том числе хабаровских режиссеров, возможность ознакомления людей с современным искусством, привить культуру буккроссинга, бесплатный Wi-Fi (рис. 2);
  • объявить площадь зоной свободной от алкоголя и курения; оборудовать стоянку для велосипедов;
  • высадить зеленые ограждения от автодорог для защиты от шума и пыли; предоставить условия для создания зимних современных арт-объектов и малых архитектурных форм на конкурсной основе для студентов художественных и строительных специальностей.

Рис. 1. Видовая точка проекта реконструкции пл. Блюхера, входная группа (авт. А. Шутова)

а) остановка общественного транспорта с интегрированной велостоянкой б) транзитная зона и общественный туалет

в) лаунж-зона, беседки г) искусственный рельеф с зоной вай-фая и деревянными подиумами для проведения активностей опен-эйр

Рис. 2. Видовые точки проекта реконструкции пл. Блюхера (А. Шутова)


Библиография

  1. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений. Работа это театр, а каждый бизнес – сцена / Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. – М.: Вильямс, 2005.
  2. Юсупов, Д. К Новой Голландии от Нового Амстерда / Д. Юсупов. – М.: Проект Россия, 2012. – № 63. – 97. –122 с.
  3. Going Public. Public Architecture, Urbanism and Interventions. Berlin. Gestalten, 2012. – 272 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017