№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Абрамовская Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры архитектуры и градостроительства.
Дальневосточный федеральный университет,
Владивосток, Россия, e-mail: elena9000@yandex.ru

ЦВЕТОВАЯ СРЕДА ГОРОДА


Ключевые слова: колористика городской среды, световой климат


Цветовые решения, используемые в архитектуре, гораздо важнее и значимее, чем это может показаться на первый взгляд. Роль цвета в жизни человека, в восприятии им пространства давно доказана учеными. Так, темные цвета визуально уменьшают помещения, «сдвигают стены», а светлые создают ощущение простора, широты [1, с. 26]. Разные цвета по-разному влияют на психологическое состояние человека. Общеизвестно, например, что красный цвет действует возбуждающе, а зеленый – успокаивает, умиротворяет. Изменения происходят не только в психологическом состоянии, но и в физиологическом. Под воздействием цвета может изменяться частота пульса, особенности работы внутренних органов. Это связано с воздействием на периферическую нервную систему[2, с. 175–160], и такое влияние – не лабораторный феномен. Вся значимость его заключается как раз в ежедневном и ежеминутном воздействии на жизнь каждого человека.

В современных городах преобладает типовое строительство. Одинаковые дома, хаотичное распределение света, рекламных вывесок, магазинчиков – все это порождает монотонность, воздействующую на психику городского жителя. Такое влияние сродни «белому шуму». И хотя сейчас наблюдается тенденция к уменьшению типового строительства, негативное влияние перечисленных факторов по-прежнему сильно. Активный, агрессивный яркий цвет, применяемый в архитектуре, способен оказывать столь же разрушающее влияние. Необходимо комплексное решение вопроса с привлечением архитекторов, дизайнеров, психологов [3, с. 170]. Нужно менять подход не только к архитектуре зданий, но и к освещению, оформлению улиц.

В современной науке предпринимаются попытки разрешить проблему колористики в городской среде. Пожалуй, самая заметная работа по данной тематике – это труд А.В. Ефимова «Колористика города». Все более очевидной становится необходимость объединения усилий различных научных дисциплин для нахождения оптимального варианта решения данной проблемы. Во многих науках существуют разделы, связанные с цветом. Активно развивается психология цвета. В информационной экологии есть раздел, посвященный цвету. Эта наука ищет возможность гармоничного совмещения живой природы и продуктов, созданных человеком, а также макромира и микромира.

Давно известно, что у человека есть ряд базовых потребностей, среди которых потребности в пище, безопасности, жилье. Помимо этого есть социальные потребности, связанные со средой общения, трудовые, экономические и др.. В последнее время становится очевидным, что существует потребность в позитивном цветовом восприятии своего жилища и среды обитания в целом [6, с. 105].

В связи со сказанным очевидно, что, планируя колористику города, нужно обращать внимание на ряд факторов. Климат, в котором расположен город, флора и фауна местности. Иными словами, естественная цветовая гамма территории. Изначальное устройство города на данный момент: структура зданий, их расположение, особенности. Высотность города или, наоборот, преимущественно приземленные постройки – все это факторы, влияющие на выбор колористических решений [4, с. 260–270].

Огромное влияние оказывают и цвета, которые использовались в постройках жилищ в данной местности ранее, а также значение тех или иных цветов в традициях населения. Важно к тому же, какую окраску имеют наиболее распространенные в данной местности строительные материалы. Нужно понимать, что колористика – не единственная проблема, при организации масштабного строительства, и стараться максимально гармонично решать те или иные задачи. Безусловно, имеют значение и особенности каждого конкретного здания. Одни и те же принципы нельзя слепо применять и к больнице, и к ночному клубу. Необходимо выработать единую структуру требований и канонов, но должен быть гибкий подход, зависящий от различных факторов. В целом важнейшая цель всех этих усилий – создание максимального психологического комфорта для жителей города с наименьшими затратами и усилиями.

Среда города создает в сознании человека определенный визуальный образ. На этот образ оказывает неизбежное влияние общественное сознание, которое его формирует, придает ему эмоциональную окраску. В свою очередь город как среда обитания вместе со всеми своими особенностями оказывает влияние на формирование личности человека. В частности, эстетический вкус каждого индивидуума создается под влиянием среды, в которой он рос и воспитывался. Именно поэтому важно, чтобы городская среда была сбалансирована и гармонична в цветовом оформлении, как, впрочем, и в остальных аспектах. Ведь именно от этой гармонии зависит, насколько здоровые, социально активные и гармоничные личности в данной среде сформируются.

В цветовой палитре существует около десяти тысяч цветов, около тысячи из них в состоянии воспринять человеческий глаз. Естественно, каждый из них несет определенную эмоциональную и смысловую нагрузку для личности. При этом важно не только влияние каждого цвета в отдельности, но и сочетания цветов. Цветовая гармония предполагает, что два или несколько цветов, находясь рядом, вступают во взаимосвязь и в результате оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние человека [5, с. 13 – 14]. Как только эти связи нарушаются и возникает цветовой диссонанс, влияние становится негативным. Важно, чтобы в среде обитания здоровой личности не встречалось таких диссонансов, или, по крайней мере, нужно свести их к минимуму.

Для дизайнера, архитектора или другого профессионала, отвечающего за планирование колористки городской среды, важно создать такую структуру, в которой цветовые решения, вступая между собой во взаимосвязи, будут находится в гармонии. При этом самое простое решение – использовать один цветовой ряд, играя насыщенностью и глубиной цвета, регулируя баланс светлого и темного. Чем ближе выбранные решения к естественной природной среде, тем больше возможностей гармоничного и позитивного воздействия цветового ряда на психику человека. Чтобы найти беспроигрышные сочетания, стоит обратиться к природе: повторяя созданную ею гармонию, невозможно ошибиться. Когда мы говорим о колористке целого города, то количество цветов и оттенков, задействованных в нем, с трудом поддается исчислению. Однако нужно добиться сочетаемости основных цветов, задействованных в палитре. Дополнительные цвета, если и внесут некоторый диссонанс, то не разрушат гармонии в целом. Естественно, задача максимум – создать абсолютно идеальную цветовую среду, но реальное решение ее вряд ли возможно. На улицах города постоянно двигаются машины, люди, животные; невозможно контролировать цветовые решения рекламных баннеров, вывесок. Однако в общем гармоничном фоне эти «шумы» создадут лишь легкую напряженность и не более.

В настоящее время в России приходят к пониманию необходимости учета региональных особенностей при планировании колористики городской среды. Более всего на особенности колористики влияет световой климат региона. Интенсивность освещения в разные времена года и время суток напрямую связана с тем, какие цвета должны использоваться для создания гармоничной и комфортной среды. Самый простой пример, который можно привести в данном случае – это необходимость использовать больше светлых цветов в регионах, где световой день короток. Температура и влажность, очевидно, также оказывают влияние на требования к цветовой палитре среды города. Холодные регионы необходимо «согревать», используя теплую цветовую палитру, тогда как в жаркой, пустынной местности требуются холодные оттенки [7, с. 57 – 60].

Помимо природных особенностей существуют также социально-культурные влияния. В первую очередь, это цветовые традиции в отдельных регионах. У разных народов цвета могут нести разную смысловую нагрузку. Это связано с религиозными верованиями, культурными традициями и другими исторически сложившимися факторами. Даже абсолютно гармоничная, построенная по всем законам колористики палитра в архитектуре города не будет давать позитивной обратной связи от населения, если пойдёт вразрез с культурными традициями.

На основании новейших научных исследований можно смело утверждать, что роль колористики в архитектуре города чрезвычайно значительна. Следует и дальше продолжать вести исследовательскую работу в данном направлении, чтобы получить больше достоверной информации о механизмах воздействия цвета на формирование гармоничной социально активной личности. В дальнейшем полученные знания непременно найдут применение в колористике городской среды реально существующих населенных пунктов.

Список литературы 1. Воробьев, Г., Иванова, Е. Колористика и экология/Г.Воробьев, Е.иванова // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. − М., 1990. –Т II. – С. 26. 2. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды/ С. Габайдулина //Колоритика города: мат-лы Междунар. Семинара: – М.: 1990. – Т 1.– С. 175 – 160. 3. Ефимов, А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве/ А.В.Ефимов. –. М., 1981. –С. 170. 4. Елизаров, В. Региональные факторы формирования колористики города/В.Елизаров. //Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. –М.: 1990.– Т II.– С 260 – 270. 5. Переверзева, И. А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачей изучения эмоциональности/ И.А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. − М., 1981. − Т. 10. – С. 13–14. 6. Пэдхем, Ч. Восприятие Света и Цвета / Ч. Пэдхем, Ж. Сондерс. − М. : Наука, 1978. С. 105. 7. Филин. В.А. Цветовая среда города как экологический фактор/ В.А.Филин // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. М.: 1990. –Т 1.– С. 57 – 60.


Библиография

  1. Воробьев, Г., Иванова, Е. Колористика и экология / Г. Воробьев, Е. Иванова // Колористика города: мат-лы междунар. семинара. − М., 1990. – Т. II. – С. 26.
  2. Габайдулина, С. Цвет как психологическая характеристика городской среды / С. Габайдулина //Колористика города: мат-лы междунар. семинара: – М., 1990. – Т. 1. – С. 175 – 160.
  3. Ефимов, А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве/ А.В. Ефимов. – М., 1981. – С. 170.
  4. Елизаров, В. Региональные факторы формирования колористики города / В. Елизаров //Колористика города: мат-лы междунар. семинара. – М., 1990.– Т. II.– С. 260 – 270.
  5. Переверзева, И. А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачей изучения эмоциональности / И.А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. − М., 1981. − Т. 10. – С. 13–14.
  6. Пэдхем, Ч. Восприятие Света и Цвета / Ч. Пэдхем, Ж. Сондерс. − М. : Наука, 1978. – С. 105.
  7. Филин, В.А. Цветовая среда города как экологический фактор/ В.А. Филин // Колористика города: мат-лы междунар. семинара. – М., 1990. – Т. 1.– С. 57 – 60.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017