№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Валиуллина Айсылу Василевна

студент.
Научные руководители : преподаватели И.И. Ахтямов, Р.Х. Ахтямова.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
Казань, Россия, email: valiullina.ays@gmail.com

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ГОРОДА. ИСКУССТВО ЖИЗНИ В ГОРОДЕ


Ключевые слова: городская среда, адаптивная архитектура


Любая среда изобилует жизнью. Жизнь осваивает новые пространства, организует среду, пригодную для существования. В зависимости от развития этой среды находится и потенциал предоставления возможностей каждому конкретному потребителю.

Современная архитектурная среда закрыта, и что скрывает архитектурная оболочка, большинству из нас неизвестно. Но кому бы не хотелось заглянуть внутрь и понаблюдать за проистекающими там процессами? Почему бы не создать такую среду, где возможна экранизация деятельности человека и его жизни? Ведь мы практически полностью «открываем» свою жизнь в социальных сетях.

Жизнь человека – это своего рода искусство. Искусство быта, поведения, мировоззрения. К сожалению, окружающая каждодневная суета достаточно далека от проявлений в ней элементов прекрасного. Только тогда, когда повседневная жизнь будет в состоянии передать «художественность» нашей жизни, она расцениваться как искусство, где каждая мелочь жизнедеятельности будет приобретает в своей сути и внешнем проявлении красоту, и это позволит человечеству перейти на совершенно новый уровень взаимоотношений, от семейных отношений до взаимоотношений индивида и общества.

Понятие «быт» в широком смысле как уклад стереотипного видения повседневности нередко преподносится как «низкая» сторона жизни, противопоставлением которой являются «высокие» духовные сферы, такие как искусство, культура, наука. Но именно быт как часть физической и социальной жизни человека является почвой для зарождении и формировании чего-то нового, дает начало новой целостной системе.

Взаимодействие быта человека и природы – одна из основных проблем общества. И здесь искусство представляется как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. Такая форма сотрудничества предполагает принятие человеком материальных составляющих природы, в ответ он обогащает ее своим трудом, а его творчества одухотворяет природа. Такой симбиоз в отношениях приводит к взаимоадаптации этих элементов, а в дальнейшем не только к их успешному взаимодействию, но и возможному слиянию человека с природой.

Нередко встречающееся в наши дни противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры с городской жизнью, с цивилизацией.

Город обладает значительным потенциалом в предоставлении обществу всевозможных благ как на бытовом уровне, так и на духовном. Однако искусственный ландшафт влияет не только на природную среду, но и на человека, и от качества этого ландшафта зависят условия жизни. Минимизировать негативные влияния города на природу – одна из основных задач градостроительного плана.

Концепция

Из чего же формируется среда, окружающая человека? Ответ на заданный вопрос представлен на схеме.

Человек обособляется и главным в его жизни становится он сам. Происходит утрата навыков общения с природой, другими людьми, животными. Возникает потребность в создании альтернативной среды – среды для жизни, а не для выживания.

Архитектура

«Закрытая» оболочка лишает возможности «заглянуть» внутрь объема и познакомиться с содержанием здания (рис. 1а). «Открытая» оболочка предоставляет такую возможность (рис. 1б). Архитектура выполнена в прозрачном материале, заполнение объема происходит в зависимости от проистекающих внутри процессов, потоки среды формируют коммуникационные оси (рис. 1в). Крупные пространства возникают на путях и пересечениях осей (рис. 1г), формируются внутренние полости (рис. 1д). Данная архитектура может визуально растворяться в окружающей среде, благодаря пронизывающим ее зеленому каркасу и средовым осям (рис. 1е, ж).

Рис. 1. Оболочка (авторская схема)

Архитектура адаптивна как в горизонтальной (рис. 2а, б), так и в вертикальной среде (рис. 2в).

Рис. 2. Адаптация в среде (авторская схема)

Внутри полостей создается свобода передвижения во всех направлениях (рис. 3а), свободное заполнение (рис. 3б) и осуществляется хорошая инсоляция (рис. 3в). Таким образом, формируется индивидуальное пространство, не зависящее от внешних факторов погоды (рис. 3г).

Рис. 3. Возможности внутренних полостей (авторская схема)

В данной архитектуре отсутствует привязка к стандартным вертикальным уровням, формируется интересный маршрут прохождения (рис. 4а). Использование современных технологий является ключевым моментом в формировании объема. Стекло приобретает новые возможности. Внутренние полости выполнены из «умного» стекла, подстраивающегося под среду. В зависимости от желания человека структура выборочно становится прозрачной, непрозрачной, цветной (рис. 4б). Фасад объекта формируется за счет внутренних пространств (рис. 4в).

Рис. 4. Оболочка. Фасад (авторская схема)

На смену существующим городам, подталкивающим к обособленности и закрытости человека, должен прийти «прозрачный» город, не дающий возможности развития «темной» стороны общества.


Библиография

  1. Вильковский, М.Б. Социология архитектуры/ М.Б. Вильковский. – М.: Русский авангард, 2010. – С. 31.
  2. Гутнов, А.Э. Будущее города / А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава. – М. : Стройиздат, 1977. – 120 с.
  3. Зеленов, Л.А. Социология города: учебное пособие / Л.А. Зеленов. – М. : Владос, 2000. – 192 с.
  4. Иконников, А.В. Архитектура XX века : утопии и реальность: в 2 т. Т. 1. / А.В. Иконников. – М. : Прогресс-Традиция, 2001 – 656 с. : ил.
  5. Институт демографии Государственного университета Высшей школы экономики. – URL: http://demoscope.ru


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017