№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Шкуратюк Мария Юрьевна

магистрант.
Научный руководитель: 
кандидат архитектуры, профессор Ю.Н. Потапов.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: mashashk@mail.ru

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ – СИТИ


Ключевые слова: агломерации, градостроительство,


Современное развитие крупных и крупнейших городов имеет агломерационный характер, задавая более сложную, многофункциональную направленность основного ядра агломерации. Город развивается интенсивно (реконструкция городских территорий – как ядра города, так и периферийных районов), выдвигая новые требования к организации общественно-делового и жилого пространства. Формируется понятие «сити» как крупного полифункционального центра. Его принципиальная особенность состоит в комплексности и многофункциональности использования территории. Вследствие образования нового типа многофункциональной территории появляется необходимость в выработке новых градостроительных принципов организации системы нового крупного многофункционального градостроительного комплекса.

Первый район Сити был образован в XVIII в. в Лондоне, поскольку Лондон являлся крупнейшим финансовым центром не только Британской империи, но и всего мира. Спустя три века и в других столичных городах, крупнейших финансовых центрах встал вопрос о создании подобного рода территории для осуществления экономической и управленческой деятельности, так как ресурсов территории исторических центров и жилой застройки стало недостаточно для осуществления данной деятельности. Были сформированы многофункциональные деловые комплексы.

1. Дефанс, Париж

Основной целью нового градостроительного мероприятия было стремление упорядочить развитие западных пригородов и высвободить от административно-деловых функций перегруженный центр Парижа. Решение о создании нового полифункционального района Дефанс на месте хаотичной старой застройки пригородов было принято в 1955 г.

Район расположен на крупнейших градостроительных осях (планировочная ось: центр города – северо-запад, природная ось: река Сена) и хорошо просматривается со всех точек города (рис.1, 2).

Рис.1. Схема расположения района Дефанс в системе Парижской агломерации.
Источник:
http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st002.shtml

Рис. 2. Перспективный вид на район Дефанс с Эйфелевой башни.
Источник:
http://badman14.livejournal.com/308628.html

В 1958 г. было организовано Общественное учреждение по планированию района Дефанс, разработавшее программу застройки, которая включала административные здания, торговые центры, жилые комплексы (архитекторы П. Эрбе, Б. Зерфюсс, Р. Камело, Р. Озель). Квартал был разделен на две части – общественно-деловую зону А, расположенную западнее моста Нейи (130 га), и жилую зону Б (600 га)(рис.3) [3, с.87].

Рис.3. Застройка района Дефанс. План.
Источник: http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st004.shtml

Одну из наиболее сложных проблем при проектировании района представляли транспортные коммуникации (железнодорожные пути, наиболее оживленная в парижском районе автодорога Париж-Гавр), разделявшие квартал на отдельные части. Архитекторы использовали естественный перепад высот около 22 м между Сеной и границей зон А и Б, чтобы создать искусственную платформу, поднятую над землей и служащую "основанием" нового квартала. В разрезе платформа Дефанса представляет многослойную железобетонную структуру, в которой расположены линия метро, железная дорога, автодороги, автобусные станции, паркинги, сеть технических галерей, объединяющая различные инженерные коммуникации. Кроме того, часть подземного пространства занята магазинами и выставочными залами. По периметру платформа застроена административными зданиями высотой от 25 до 40 этажей.

Создав платформу, удалось решить одновременно несколько проблем: развести транспортные и людские потоки, разместить большое количество парковочных мест ниже уровня платформы, освободив при этом территорию для открытых общественных пространств на платформе. Платформа явилась тем организующим звеном, благодаря которому удалось соединить в один ансамбль функционально, стилистически и художественно неоднородные постройки (рис. 4)
[3, с.89].

Рис. 4. Вид на район Дефанс с Эйфелевой башни.
Источник: http://www.flickr.com/photos/93441292@N04/8496220784/

Главное достоинство делового района Дефанс состоит в том, что он достаточно далеко удален от исторического ядра города и вместе с тем отлично связан с системой парижского метро и с пригородами благодаря включению в автономную систему рельсового транспорта, имеет мощную транспортную связь по автомагистралям.

2. Кэнери Уорф, Лондон

Кэнери Уорф (Канарская Верфь) — деловой квартал в восточной части Лондона на Собачьем острове бывших доков (рис.5).

Рис.5. Схема расположения квартала Кэнери Уорф в системе г.Лондона.
Источник: http://townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st042.shtml

С начала XIX века это был один из самых оживленных портов в мире, но к началу 1960 г. пришел в упадок и к 1981 г., обанкротившись, перешел в руки правительства Великобритании. Тогда британское правительство создало Корпорацию развития лондонских доков для реабилитации территории более чем в 2200 га и для создания здесь новой привлекательной для работодателей, комфортной для работников и жителей среды.

Необходимость создания такой многофункциональной зоны с приоритетом деловых функций была обусловлена тем, что ресурсов территории исторического Сити стало не хватать для предоставления необходимого уровня обеспеченности данными функциями городской среды.

Мастерплан, разработанный компанией SOM (Skidmore, Owings & Merrill Inc) в 1985г., стал планом стратегического развития территории Доков на 25 лет. Было запроектировано более 20 офисных зданий и четыре площади (рис. 6). Строительство многофункционального центра началось в 1988 г.

Рис. 6. Схема планировки застройки Кэнэри Уорф.
Источник:
https://www.som.com/node/335?overlay=true

Возведение первых зданий завершено в 1991 г., среди них было здание One Canada Square, которое на тот момент стало самым высоким зданием в Великобритании и символом регенерации Доков. Над застройкой квартала поработали не только группа SOM, но и метры современной архитектуры, такие как Н. Фостер, Фред Коб Фрид и партнеры, Р. Роджерс и другие. Каждое из зданий уникально, вместе они создают ансамбль, который представляет собой новую градостроительную доминанту, новый вектор развития Лондона в восточном направлении (рис.7).

Рис.7. Перспективный вид на Кэнери Уорф.
Источник: https://www.som.com/node/335?overlay=true

Кэнери Уорф содержит около 1,3 млн. м 2 офисных и торговых площадей, ежедневно на работу в этот квартал приезжают свыше 100 тысяч человек. Большим спросом пользуются не только финансовые, юридические и прочие общественно-деловые здания, но и жилые объекты.

Деловой квартал грамотно встроен в транспортную систему города. Благодаря удобному транспортному сообщению по веткам метро, станция метро Кэнери Уорф является одной из наиболее загруженных станций всего лондонского метрополитена. В пределах Кэнери Уорф расположены несколько станций Доклендского легкого метро. К 2017 г. вблизи делового квартала запланировано построить железнодорожный вокзал. Автомобильное сообщение представлено двумя магистралями городского значения. Квартал обслуживают пять автобусных линий, созданы велосипедные дорожки и благоустроенные пешеходные зоны. Также существует сообщение с центром города при помощи водного транспорта.

Кэнери Уорф стал важнейшим градостроительным узлом, объединяющим финансовые, юридические и другие общественно-деловые, торгово-развлекательные и жилые функции, соревнуясь с Сити за звание финансового и делового центра Лондона. Кэнери Уорф подчеркивает характерное для Лондона динамичное развитие в контексте бережного отношения к истории.

3. Москва-Сити, Москва

Первые планы создания в Москве бизнес-квартала международного образца появились еще в 1992 году. Первый многофункциональный центр имел целью создание комплексной общественно-деловой зоны, привлечение капитала и возведение имиджевого объекта недалеко от центра столицы (рис. 8). Тогда было организовано Акционерное общество «СИТИ», которое стало девелопером проекта многофункционального Международного делового центра (ММДЦ) «Москва-Сити».

Рис.8. Место расположения ММДЦ Москва-Сити на схеме транспортной инфраструктуры Москвы. Источник: http://www.gdeetotdom.ru/living/news/1923753/

Градостроительная концепция «Москва-Сити» разработана коллективом московских архитекторов под руководством Б. Тхора. ММДЦ расположен на Пресненской набережной, где ранее находились промышленные предприятия. Многофункциональный комплекс занимает территорию около 100 га, 60 из которых отведено под новую застройку [1, с. 6].

ММДЦ «Москва-Сити» расположен на расстоянии 4-6 км от исторического центра столицы, что при учете чрезмерной нагрузки на транспортную сеть города, еще больше усугубляет ситуацию с доступностью данной территории.

Центральное ядро ММДЦ делится на две части: подземную и надземную. Подземное пространство занимает торговый комплекс, представляющий собой развитую многофункциональную торговую зону, а также вестибюли метро с пешеходными зонами и переходами в здания, автостоянки и технические помещения. Надземная часть представляет собой группу высотных зданий с общественно-деловыми, жилыми, торгово-развлекательными функциями (рис. 9.)

Рис. 9. План-схема ММДЦ «Москва-Сити».
Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moskva_city.svg?uselang=ru

Запланированное количество работающих, гостей и жителей комплекса в перспективе достигнет 200–250 тысяч человек.

Над проектами зданий в «Москва-Сити» работали выдающиеся архитекторы: М. Посохин, С. Чобан, А. Асадов, Э. Эгераат и другие. На территории ММДЦ запроектировано 16 объектов (26 объемов), в эксплуатацию уже введены 10 из них. Башня "Город столиц" является самым высоким зданием в России и вторым по высоте в Европе. Группа зданий «Москва-Сити» является одной из высотных доминант города (рис. 10).

Рис.10. Перспективный вид на ММДЦ «Москва-Сити».
Источник:
http://rblogger.ru/2012/12/27/okrestnosti-kievskogo-vokzala/

Для обеспечения транспортной и пешеходной доступности многофункционального комплекса требуется дорогостоящее строительство новых развязок, магистралей и многополосных скоростных дорог, соединяющих ММДЦ с основными транспортными артериями города; реконструкция существующих дорог; создание новой скоростной внеуличной транспортной системы «ММДЦ — Шереметьево»; создание принципиально новой, эффективной и безопасной системы доставки грузов в ММДЦ по железнодорожным путям и автомагистралям. Построены две новые станции метрополитена («Выставочная», «Международная») и пешеходный мост «Багратион» через Москва реку. В рамках проекта также планируется построить транспортный терминал, обслуживающий пассажиров скоростной транспортной системы из аэропорта "Внуково"[2].

ММДЦ «Москва-Сити» часто подвергается критике за тяжелую транспортную ситуацию в районе, за притягивание большого количества автомобилей в перегруженный центр столицы, за отсутствие достаточного числа парковочных мест, и это при условии, что комплекс не достроен. Выбор площадки для строительства многофункционального центра не обоснован, может предоставить ресурсы для развития данной территории только при колоссальных финансовых затратах на строительство и реконструкцию транспортных связей с магистралями городского значения.

Подводя итог, стоит отметить, что при проектировании крупных многофункциональных комплексов требуется уделять особое внимание транспортной обеспеченности территории, ресурсам данной территории, перечню предлагаемых функций объектов, архитектурно-художественному облику зданий и формированию их в ансамбль.


Библиография

  1. Балмашева, О. Москва Сити 2012 / О. Балмашева. – М.: CRE Group, 2012. – 28 с.
  2. Московский международный деловой центр «Москва-Сити»// РИА новости, 2.04.2012. – URL: http://news.mail.ru/economics/8524770/  
  3. Соловьев Н.К., Турчин В.С., Фирсанов В.М. Современная архитектура Франции/ Н.К. Соловьев, В.С. Турчин, В.М. Фирсанов. – М.: Стройиздат, 1981. – 302 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017