№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Истомина Анастасия Владимировна

магистрант.
Научный руководитель: 
кандидат архитектуры, доцент Ю.Н. Потапов.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: istntag@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ САЛДА


Ключевые слова: малые города, генеральный план города, природно-экологический каркас, Верхняя Салда


Верхняя Салда – типичный уральский город, выросший вокруг металлургического завода (построенный в 1778), который по производству чугуна занимал в XIX в. одно из первых мест на Урале [4. с, 216]. Он развивался в тесной связи с Нижней Салдой, что обусловлено близостью и сходством их истории (рис.1). Гидротопоним в названии города свидетельствует о том, что освоение края шло вдоль рек. А причиной был сугубо промышленный интерес, поэтому можно проследить, что основные этапы развития исследуемого города непосредственно связаны с развитием производства и его технологическими изменениями.

Рис. 1. Влияние системы высшего ранга на объект проектирования

По генеральному плану 1967 г., города Верхняя и Нижняя Салда должны были развиваться «навстречу друг другу», но на протяжении 46 лет этого так и не произошло.

На современном этапе основным импульсом к развитию Верхней Салды и прилегающих территорий станет создание титанового кластера на базе ОАО «ВСМПО – Ависма», заложенного в концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.

В процессе исследования выявлены основные проблемы малых городов, характерные в том числе и для Верхней Салды. Их можно разделить на в 3 группы:

  • Социально-экономические – сокращение численности постоянного населения, в том числе в результате высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте; дефицит кадров, сужение базы для восполнения кадрового потенциала; недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждений социальной сферы; непривлекательный имидж территории для иностранных бизнес партнеров.
  • Экологические – недостаточные темпы улучшения экологической обстановки. В настоящее время сеть мониторинга загрязнения атмосферы на территории Свердловской области включает 10 городов, в этот список попала Верхняя Салда; загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение поверхностных вод производственными стоками; загрязнение большой площади поверхности земель размещаемыми отходами.
  • Градостроительные – отставание темпов развития транспортной инфраструктуры от темпов развития реального сектора экономики; высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры; ветхий жилой фонд; отсутствие благоустройства; неразвитость культурно-бытового сектора.

На основе анализа территории, выявленных проблем и с учетом существующих инвестиционных проектов, была разработана схема генерального плана развития городов Верхняя и Нижняя Салда на период до 2025 г. (рис. 2), в основу которого положена оптимизация архитектурно-планировочной структуры и формирование устойчивого природно-экологического каркаса.

Рис. 2. Схема генерального плана

Развитие архитектурно-планировочной структуры

При разработке схемы генплана было принято функциональное зонирование, разделяющее территорию на 3 укрупненных функциональных района: промышленный, где запроектирована ОЭЗ «Титановая долина», рекреационный, и 2 селитебных.

Производственная зона рассчитана на размещение ОЭЗ «Титановая долина», где будут сосредоточены предприятия по обработке титана для авиастроения, космонавтики, судо- и автомобилестроения, энергетики, медицины, наряду с уже существующей корпорацией «ВСМПО-Ависма» – крупнейшим в мире производителем титана, также планировкой заложено размещение в этой зоне общественно-деловых центров, конструкторских бюро с опытными производствами, учебные центры по подготовке и переподготовке кадров, научные и выставочные центры. Для возможного расширений зоны зарезервированы территории на северо-востоке города.

Схема планировочной структуры промышленной зоны – линейная, тяготеющая к основным транспортным магистралям – железной дороге, автомобильной магистрали регионального значения. Структурной единицей принят модульный блок – единая территория, на которой предположительно располагается одно или два предприятия.

Селитебная зона представлена двумя районами – застройкой Верхней Салды и Нижней Салды, сформированными, в свою очередь, несколькими микрорайонами.

Расположение общественно-делового центра предусмотрено на месте исторического ядра города. Здесь предполагаются основные административные, общественные и хозяйственные организации, а также учреждения культурно-бытового обслуживания, музейный комплекс. Кроме того предполагается перепрофилирование промышленных зданий старого завода под научно-исследовательские цели.

Формирование природно-экологического каркаса

Важным фактором развития планировочной структуры города, определяющим его композицию, стали городские озелененные территории. Повышение качества жизни населения возможно за счет создания благоприятной среды проживания, что достигается включением в систему новой жилой застройки озелененных пространств общего пользования и реконструкции озелененных территорий в существующих районах.

Рис. 3. Схема природно-экологического каркаса

Особенностью Верхней и Нижней Салды является их расположение в окружение лесных массивов с юга и востока. Сегодня потенциал данных территорий не исчерпан и является базой для организации городских лесопарков. Учитывая современные тенденции в организации форм жилья, когда озелененное пространство, согласно предпочтениям жителей, входит в приоритетный список, возможна формулировка миссии города, как «озелененной территории для жизни», несмотря на промышленную направленность экономики.

Для поддержания высокого качества жизни в условиях городской экосистемы был выявлен и разработан экологический каркас, основу которого составляют функционально единые зеленые территории города. В основу каркаса заложена сохранившаяся на территории достаточно разветвленная речная сеть и система водохранилищ. Основные функциональные элементы каркаса представлены (рис. 3):

1) экологическими ядрами, выполняющими функцию обеспечения долговременного функционирования экосистем;

2) экологическими коридорами – это элементы каркаса, связывающие ядра между собой, обеспечивающие непрерывность природного пространства и выполняющие преимущественно транзитные функции (водно-зеленый диаметр рек и водохранилищ, крупные зеленые насаждения вдоль улиц);

3) буферными зонами – территории, выполняющие функцию защиты ядер и экологических коридоров от разрушительных и нежелательных потенциальных воздействий (леса внешнего «зеленого кольца», соединенные с предыдущими элементами).

Для создания территориально непрерывной системы озеленения в городе необходимо осуществить снос жилых кварталов, находящихся в непосредственной близости от береговой полосы Верхнесалдинского пруда и связать существующее озеленение общего пользования с лесными массивами, тем самым дать вход крупных ландшафтных элементов в городскую структуру.

Создание особой экономической зоны «Титановая долина» в Верхней и Нижней Салде –важное звено возрождения экономики Уральского региона и основной импульс к развитию города.


Библиография

  1. Колясников, В.А. Региональные особенности градостроительства Урала : Часть I и II / под общей ред. В. А. Колясникова. – Екатеринбург : Архитектон, 1995. – 302 с . : ил.
  2. Краснощекова, Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах городов : Учебное пособие для вузов / Н.С. Краснощекова. – М. : Архитектура-С, 2010. – 184 с.: ил.
  3. Лотарева, Р.М. Города-заводы России. XVIII – первая половина XIX века / Р.M. Лотарева. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та ; Урал. архит.-худож. ин-т, 1993. – 216 с.
  4. Уральская старина : лит.-краеведческие записки. Вып. 3 (демидовский) / под ред. В.М. Слукина. – Екатеринбург : Архитектон, 1997. – 333 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017