№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Маркелов Александр Сергеевич

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, заслуженный архитектор России,
директор института «УралНИИпроект» А.В. Долгов.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 
Екатеринбург, Россия, e-mail: Saha567@yandex.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЕВ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕКСТВА С ИНТЕРАКТИВНЫМИ ПЛОТНИЦКИМИ МАСТЕРСКИМИ


Ключевые слова: деревянное зодчество, архитектурные музеи


В России вплоть до XVIII в. строительство велось исключительно из дерева. Из этого материала создавалось буквально все, начиная от фундамента, например, фундамент «на быках», до тесового покрытия кровли. Помимо этого, из древесины также создавались предметы интерьера и обихода.

В наши дни из-за распространения многоэтажного строительства, требований норм пожарной безопасности, появления разнообразных современных материалов, которые удовлетворяют требованиям застройщиков, а также довольно дешевы и легки в производстве, дерево оказалось потеснено, но в то же время остается и занимает определенную нишу, в частности в малоэтажном строительстве.

Несмотря на использование в малоэтажном строительстве современных конструкционных систем и материалов, большинство из них не могут даже приблизиться по многим показателям к древесине.

В последнее время из-за стремительной урбанизации, которая затрагивает не только крупные мегаполисы, но и небольшие города и села, люди стремятся в места с благоприятной экологической обстановкой. Современный человек хочет максимально снизить негативное влияние города на свой организм. Это проявляется в выборе здоровой пищи, занятиях спортом, регулярном отдыхе и т. д. Но если рассматривать все аспекты, то место проживания, где человек проводит довольно большое количество времени, является одним из самых значимых и материал, из которого создано жилище, оказывает значительное влияние на состояние человека. С деревом на территории Урала, пожалуй, не сможет сравниться ни один материал по соотношению «экологичность – цена».

На данный момент очень многие люди интересуются строительством собственного дома. Определившись с материалом, они пытаются вникнуть в особенности создания фундамента, стен, кровли и т. д. И в итоге приходят к тому, что зачастую нет однозначного ответа на процесс возведения домов из современных материалов. Что же касается дерева, то, несмотря на огромный опыт строительства, за всю историю существования государства Российского, многие, даже элементарные, знания оказались утрачены для широкого круга застройщиков, не говоря уже о людях, не связанных со строительством. В результате можно увидеть в любом населенном пункте большое количество строительных недочетов, на исправление которых необходимо тратить довольно внушительные суммы, и работа над которыми связана с огромным количеством неудобств.

Но бесценный опыт в деревянном домостроении, которым владели наши предки, сохранился в сооружениях, ими же созданных. Во многих селах еще можно найти сохранившиеся избы, бани и другие дворовые постройки, изучая которые, становиться понятно, что в них сконцентрированы опыт и знания, которые можно, модернизировав под современные реалии, с успехом применять в наши дни.

Но прочитав, посмотрев чертежи и фотографии, собрав информацию  о деревянных строениях XVII – XX вв., человек, даже имеющий опыт строительства, не сможет воспроизвести это в реальности, потому что древесина как строительный материал требует определенных знаний, а строительство из нее – довольно сложный процесс, в котором множество тонкостей.

Из сказанного можно сделать вывод, что в ближайшее время интерес к древесине как к строительному материалу будет только возрастать. Люди осознают, что гонка за дешевыми строительными материалами, которые используются в малоэтажном домостроении,  должна прекратиться и на смену ей придет гонка за качеством с точки зрения экологичности, надежности, долговечности и эстетичности. Как следствие этих процессов, станут востребованными знания и опыт деревянного домостроения прошлых веков. Чтобы создалось понимание всех аспектов деревянного строительства, необходимо не только визуальное и литературное восприятие, которые, несомненно, очень важны, но также интерактивное и тактильное взаимодействие обучающегося с древесиной как со строительным материалом.

Для понимания всех нюансов работы с древесиной необходимо создание музейных комплексов, которые включали бы памятники деревянного зодчества, а также интерактивные мастерские, с квалифицированными специалистами, каждый из них мог бы отвечать за определенный вид работ в деревянном домостроении и всесторонне раскрыть перед слушателями соответствующий материал.

Такие комплексы возможно создать на базе уже существующих музеев деревянного зодчества, таких как Государственный музей в Коломенском, Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в Карелии, Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы", Нижнее-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства, а также многих других, разбросанных по территории России. Помимо этого также возможна организация новых музеев с концентрацией на их территории памятников, свезенных с деградирующих территорий.

В таких музеях деревянного зодчества с интерактивными мастерскими любой желающий сможет не только ознакомиться с памятниками деревянной архитектуры, но и увидеть процесс создания сооружения во всех его аспектах, начиная с процесса обработки бревна и заканчивая созданием наружного декора и предметов обихода. Каждый сможет получить знания и навыки по интересующему его вопросу, которые в дальнейшем могут быть применены на практике.

Размещение данных комплексов актуально на базе уже существующих музеев деревянного зодчества, а также на низкоурбанизированных территориях. В силу того что музеи такого типа не статичная, а имеющая тенденцию к росту система, которая будет развиваться и поэтому потребует определенного запаса территории для будущего строительства и перенесенных памятников деревянной архитектуры.

Данные структуры должны состоять из двух основных блоков: музейной и интерактивной. Эта вторая частьбудет состоять из множества ячеек, каждая из которых будет соответствовать своему назначению и обеспечивать временную занятость посетителей. Все эти составляющие должны быть неразрывно слиты с инфраструктурой, соответствующей современным требованиям.


Библиография

  1. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири /  Е.А. Ащепков. – М., 1953.
  2. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири / Е.А. Ащепков. – М., 1950.
  3. Бубнов, Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е.Н. Бубнов. – М.: Стройиздат, 1988.
  4. Долгов, А.В. Деревянное зодчество Урала /  А.В. Долгов, Н.Н. Митина, В.Д. Оленьков. –  Екатеринбург: Сократ, 2012.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017