№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Морозов Илья Леонидович

магистрант.
Научный руководитель:
доктор архитектуры, профессор В.А. Колясников.
Уральская государственнная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: pencipta@yandex.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ГОРОДСКОЙ ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ


В статье рассматриваются вопросы, связанные с оптимизацией и структуризацией городской среды, практическим применением модульной системы в сфере градорегулирования

Ключевые слова: оптимизация, структуризация, городская среда, планировочная структура


Оптимизация городской структуры занимала умы людей по всему миру с начала существования города как регулируемой системы связей. Еще древние греки ставили задачу построения идеального города на основе модульной сетки. Гипподамова система предполагала деление города на равные кварталы: прямоугольные размерами 100 на 40 метров, эти планировочные единицы по задумке архитектора должны были вмещать в себя как жилые постройки (до 10 дворов), так и общественные здания и рынки. В центре такой структуры (на пересечении главных улиц) всегда находилась главная площадь – агора. Театры, стадионы и другие общественные здания строились за пределами жилых кварталов.

Оптимизация городской среды в то время была необходима не только для унификации планировочных элементов и для создания ансамбля города, но и для весьма утилитарных целей: каждый такой квартал разделялся пополам проходом, в котором устраивались перекрытые каменными плитами траншеи канализации.

Современная оптимизация городской среды преследует куда более широкий список целей, чем просто структурирование планировочной организации города в древности. Современный подход к оптимизации обусловлен, в частности, сменой экономической формации государства, которая привела к изменению механизмов выделения земли и обслуживания территорий. Желание владельцев земельных участков отгородить свою собственную территорию забором, организовать ограниченный вход на территорию, а также точечная застройка сложившихся планировочных структур привела за последние 20 лет к удручающим последствиям:

- транспортная доступность районов нарушена многочисленными заборами;
- резкое увеличение плотности населения за счет точечной застройки привело к уничтожению благоустройства районов автовладельцами, не обеспеченными местами постоянного и временного хранения автомобилей;
- превышение предельной нагрузки транспортных связей между районами города в связи с резким увеличением количества автомобилей;
- общее ухудшение состояния среды в связи с неопределенностью обязанностей управляющих компаний в ходе реформы ЖКХ.

В связи с перечисленными факторами потребовался кардинально новый подход к организации городского пространства.

В данной статье описаны принципы инновационной организации планировочной структуры города с использованием уменьшенного планировочного модуля – миниквартала.

Инновационная оптимизация предусматривает:

1. Деление городской структуры на планировочные единицы уменьшенного универсального модуля (50 на 50 метров).

2. Функционирование городской структуры предполагается по принципу: 1 участок , 1 функция, 1 хозяин:
- четкое функциональное зонирование планировочных единиц городской структуры (усилений функции регулирования градостроительной документации);
- возможность безболезненного для городской среды создания территории с ограниченным допуском населения (установка забора по границам участка не нарушит привычных транспортных и пешеходных связей района и города);
- упрощение выделения участка под застройку или реконструкцию объекта;
- повышение эффективности последующего обслуживания тех или иных территорий вследствие четкого выделения их границ.

3. Упорядочение транспортной системы города. Увеличение плотности улично-дорожной сети за счет уменьшение планировочного модуля.

4. Возможность создания большего количества сквозных пешеходных пространств (увеличение доступности среды для пешеходов). Создание городских и районных «пешеходных променадов»(рис. 1).

5. Увеличение эффективности системы общественного транспорта города в связи с увеличением пешеходной доступности остановочных пунктов.

6. Разделение города на планировочные единицы по принципу фрактальности (районы состоят из микрорайонов, микрорайон из укрупненных кварталов, укрупненные кварталы из кварталов, кварталы из миникварталов – рис. 2).

Уменьшение планировочного модуля городской среды ведет не только к преимуществам, упрощающим функционирование территорий, но и улучшает видеоэкологию жилых кварталов. При четкой структурированности пространства создается также возможность разнообразия визуальных образов за счет архитектурных приемов. Модульная структура города является в итоге одним из действенных решений, увеличивающих эффективность взаимодействия застройщиков и органов местного самоуправления, повышающих эффективность функционирования территорий в целом, препятствующих точечной застройке территорий за счет четкого выделения земель общего пользования, а так же улучшающих качество жизни жителей муниципалитета в целом.


Библиография

  1. Бунин А. История градостроительного искусства/ А. Бунин. – М., 1953.
  2. Бэнем Р. Новый брутализм. Этика или эстетика?/ Р. Бэнем. – М.: Стройиздат, 1973.
  3. Зосимов, Г.Н. Пространственная организация города / Г.Н. Зосимов. – М.: Стройиздат, 1976.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017